| Различия между микро и макроэкономикойРазделив все национальное хозяйство на микро и макроэкономику, авторы «экономике» обнаружили явно большое количественное отличие макроэкономики от микроэкономики. Так, К. Макконнелл и С. Брю рассматривают национальное хозяйство как определенную сумму микрохозяйств. Они приводят образное сравнение: «Макроэкономика изучает лес в целом, а микроэкономика — отдельное дерево»1. В свою очередь, С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р. Шмалензи прямо заявляют: «Микроэкономика и макроэкономика по существу не являются различными дисциплинами. Одни и те же концепции и основные идеи используются в обеих областях…»2. Однако, по-видимому, указанные авторы в приведенных положениях отдают дань начальным аксиомам новоклассицизма. Но при анализе современной экономики они особо выделяют государственный сектор и подробно рассматривают государственное регулирование национального хозяйства, что никак нельзя отождествить с микроэкономикой.
 
                   
 1 Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. Т. 1. С. 22.2 Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. С; 13.
 
 Пожалуй, все признают, что макроэкономика выражает целостность всего национального хозяйства. В таком случае важно выяснить, какие специфические экономические отношения объективно обусловливают такую целостность макроэкономического сектора?
 
 Анализ реальной действительности во всех странах позволяет выявить следующие объективные основания, на которые опирается и благодаря которым скрепляется целостность всего национального хозяйства.
 
 Во-первых, макроэкономика — это не простая механическая сумма низовых звеньев хозяйства. Она представляет такую совокупность прочных связей, которые интегрируют все хозяйственные элементы в единую целостность. К объединяющим взаимоотношениям можно причислить:
 
 
                  
                    
                      общее разделение труда между всеми крупными сферами, отраслями производства и регионами (разными частями страны);
                    
                    
                      кооперирование крупных структурных подразделений производства (поставка друг другу частей совместно изготовляемой продукции);
                    
                    
                      национальный рынок, образующий единое экономическое пространство.
                     В результате такой интеграции образуется макросистема, которую принято именовать народнохозяйственный комплекс. Он органически соединяет все звенья материального и нематериального производства в целостный организм.
 Во-вторых, материальным фундаментом макроэкономики является национальное богатство.
 
 Национальное богатство — совокупность ресурсов страны, составляющих необходимое условие производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизни людей. Согласно современным статистическим представлениям в объем национального богатства включаются: а) нефинансовые произведенные активы (основные фонды, запасы материальных оборотных средств, ценности);
 
 б) непроизведенные активы, в том числе материальные (земля, богатство недр, естественные биологические и подземные водные ресурсы); в) нематериальные активы (лицензии на использование изобретений, передаваемые договоры и т. п.); г) финансовые активы (монетарное золото, валюта, акции, займы и пр.).
 
 В-третьих, макроэкономика опирается на свою специфическую хозяйственную базу, призванную осуществлять общенациональные потребности и интересы. Сюда входят:
 
 
                  
                    
                      значительное государственное присвоение материальных благ и услуг;
                    
                    
                      производство общественных (государственных) благ и организация их коллективного потребления;
                    
                    
                      общенациональная инфраструктура (производственная и социальная).
                     Одним из важных проявлений целостности национального хозяйства является проведение государством экономической политики в интересах всего общества.
 Экономическая политика государстваЭкономическая политика — это система мероприятий государства по регулированию всех секторов национального хозяйства.
 В условиях развитой рыночной экономики складываются следующие предпосылки и характер экономической политики государства. Такая политика прежде всего зависит от степени огосударствления национальной экономики (этому соответствует ответственность государства за состояние национального хозяйства). Важное значение также имеет характер развития рыночных отношений.
 
 В условиях более или менее стихийного развития рынка неизбежно возникает нарушение устойчивости, нормального равновесия в важнейших пропорциях (соотношениях) макроэкономики (в общем равновесии спроса и предложения товаров, в денежном обращении, в занятости трудоспособного населения и др.).
 
 В силу этого политика государства направлена на достижение экономической стабилизации (лат. stabiles — устойчивость) и установление равновесия основных экономических пропорций.
 
 Главные цели политики стабилизации призваны преодолеть отрицательные последствия стихийного развития рынка и добиться следующих улучшений социально-экономического положения страны.
 
 Во-первых, в теме 15 мы подробно ознакомимся с таким отрицательным последствием развитой рыночной экономики, каким является периодически повторяющийся кризис (спад) всего производства страны. Он вызывает большие нарушения нормальных хозяйственных связей, увеличивает численность безработных и ведет к значительному уменьшению доходов общества.
 
 В противовес этому правительство страны призвано проводить политику устойчивого экономического роста. Это улучшает благосостояние всех членов общества.
 
 Во-вторых, даже при отсутствии экономического кризиса рыночная система порождает безработицу. Этим она обрекает часть трудоспособного населения на все тяготы, связанные с утратой средств существования и нормальной жизнедеятельности.
 
 Отсюда вытекает обязанность государства проводить политику полной занятости людей, которые желают и могут работать. С такой политикой мы ознакомимся в теме 15.
 
 В-третьих, как мы знаем из темы 5, большим бичом для населения страны является свойственная рынку инфляция. Стремительный рост цен подрывает нормальные хозяйственные связи, вызывает падение реальных доходов всех граждан.
 
 В связи с этим постоянным долгом правительства является проведение политики стабилизации денежного обращения. С путями и средствами такой стабилизации мы ознакомимся в теме 15.
 
 Наконец, свободная, ничем не ограниченная внешняя торговля может привести к ухудшению экономического положения страны. Это произойдет, если объем импорта (закупленных за рубежом товаров) существенно превысит объем экспорта (вывоза продукции за границу). В этом случае пострадают отечественные товаропроизводители.
 
 Поэтому важной целью государства является проведение успешной внешнеторговой политики. Это достигается, если увеличивается показатель чистого экспорта (разница между объемом экспорта и объемом импорта). В данном случае в выгоде остается национальное производство.
 
 Не трудно видеть, что наибольшего успеха правительство страны достигает, когда одновременно обеспечивает существенный рост национального дохода, наибольшую занятость трудоспособного населения, низкие темпы инфляции и увеличение чистого экспорта.
 
 Научный подход к экономической политике означает прежде всего выяснение тех взаимозависимостей, которые существуют между рассмотренными основными параметрами (показателями) национального хозяйства. Что это за взаимозависимости?
 
 Экономическая теория установила следующие виды взаимосвязей:
 
 
                  
                    
                      взаимодополняющие показатели. Между ними складывается прямая пропорциональная зависимость. Так, например, чем выше темпы экономического роста, тем больше занятость трудоспособного населения;
                    
                    
                      взаимозаменяемые параметры. Между ними существует обратная пропорциональная зависимость. Именно так взаимосвязаны, скажем, безработица и инфляция (об этом будет сказано в теме 15);
                    
                    
                      нейтральные: изменение одного показателя никак не влияет на другой. Наверно трудно обнаружить взаимодействие таких параметров, как безработица и чистый экспорт.
                     Чтобы можно было регулировать все секторы национального хозяйства, знание количественных зависимостей между его отдельными процессами требуется дополнить современными научными представлениями о макроэкономических показателях.
 |