Кто такой предприниматель
О современной фирме можно судить по ее предпринимателю. Предприниматель — это инициативный человек, который берет на себя ответственность и риск за дела на предприятии. Чтобы разобраться в существе его деятельности, надо рассмотреть все виды предпринимательства.
Предпринимательство можно классифицировать по двум основаниям; по его масштабам и характеру деятельности.
1. По масштабам инициативная деятельность подразделяется на следующие виды.
Индивидуальное предпринимательство — любая созидательная деятельность одного человека и его семьи (создаются торговые лавки, небольшие аптеки, химчистки и т. п.).
Коллективное предпринимательство — полезным делом занят какой-то коллектив. Оно включает: мелкий и средний бизнес (в США к мелкому бизнесу относят предприятия с числом работников до 500 человек, в нашей стране — с существенно меньшим);
крупный бизнес — как правило, огромные акционерные общества, насчитывающие тысячи людей.
2. По своему характеру предпринимательский труд включает несколько форм. Некоммерческое предпринимательство — не связанное с продажей продукции ради обогащения. Такая благотворительная деятельность ведется культурно-просветительными и другими организациями. Например, в США 3/4 семей делают взносы на подобные цели (в 80-е годы они составляли в среднем 790 долларов в год на семью). На их долю приходится 90% всех средств благотворительных фондов, а 5% поступает от корпораций.
Коммерческая деятельность, или бизнес (англ. business — дело), — занятие, приносящее доход. В нее входят:
-
непроизводственный бизнес — профессиональный спорт, концертная деятельность и т. п.;
-
торговый бизнес — на предприятиях торговли;
-
бизнес в сфере услуг, например, туристический сервис, юридическая контора;
-
производственный бизнес — доходное дело на предприятиях в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и др.
Предпринимательство может проявляться в любой хозяйственной системе. Оно может быть и на государственном предприятии. Однако здесь инициатива руководителя фирмы ограничена жесткими рамками приказов и инструкций вышестоящих органов. В условиях рынка успех приносит совершенно иной тип предпринимательства. Как для жизни каждого человека нужен кислород, так для бизнесмена важна свобода его хозяйственной деятельности. Это возможность по своему усмотрению использовать принадлежащее ему, арендуемое или переданное в пользование имущество. Это свобода определять, что и как производить, выбирать поставщиков и потребителей, назначать цены, распоряжаться прибылью, остающейся после уплаты налогов, и решать иные производственные вопросы.
В последние десятилетия приватизация государственных предприятий и рост производства на Западе значительно расширили предпринимательскую деятельность. По сравнению с 60-ми годами общее число бизнесменов выросло в Японии в 2 раза, в США — более чем в 2,5 раза.
Численный рост зачинателей новых хозяйственных дел сочетается с повышением значения функций, выполняемых организаторами бизнеса.
Функции предпринимателя
В мировой экономической литературе отмечаются три функции предпринимателя.
Первая из них — ресурсная. Для любой хозяйственной деятельности необходимы материальные факторы (средства производства) и работники с достаточными знаниями и умениями. Вторая функция — организаторская. Ее существо: обеспечить такое соединение факторов производства, которое лучше всего способствует достижению поставленной цели. Третья функция предпринимателей — творческая, связанная с организационно-хозяйственным новаторством.
Роль инновационной (лат. novatio — обновление) деятельности резко возросла в условиях современного научно-технического прогресса и развития неценовой конкуренции. Сейчас быстро растет рынок научно-технических разработок, расширяется бизнес, занятый внедрением новинок техники и технологии. Совершенствуется информационная инфраструктура предпринимательства — расширяется доступ к полезной информации в государственных органах, укрепляются патентно-лицензионные службы, развивается сеть банковых информационных данных, накапливаемых с помощью электронно-вычислительных машин, и др.
В ведущих западных странах заблаговременно определены перспективные направления инновационного предпринимательства на XXI столетие:
а) использование мирового информационного рынка для очень быстрого внедрения технологических новинок (Япония);
б) прогресс промышленных технологий, которые обеспечивают успех во всех областях науки и техники (Германия, Великобритания, Франция);
в) наращивание интеллектуального уровня работников, их образования и квалификации, от чего зависит технологический потенциал бизнеса (США).
Поскольку центр тяжести в функциях предпринимателя переместился на новаторство, то предъявляются новые требования к личности предпринимателя, к его психологической характеристике.
Фирма «Мак-Бер энд Компани» (США) в своих исследованиях выделила наиболее важные личные качества удачливого бизнесмена:
-
поиск возможностей и инициативность (готов к неоднократным усилиям, чтобы встретить вызов или преодолеть препятствия, меняет намеченную линию поведения, чтобы достичь цели);
-
готовность к риску (предпочитает ситуацию умеренного риска, осуществляет действия, чтобы уменьшить риск или контролировать результаты);
-
ориентация на эффективность и качество (находит пути делать вещи лучше, быстрее и дешевле);
-
вовлеченность в рабочие контакты (принимает на себя всю ответственность и идет на личные жертвы для выполнения работы, берется за дело вместе с работниками или вместо них);
-
целеустремленность (ясно выражает цели, имеет долгосрочное видение);
-
стремление быть информированным (лично собирает сведения о клиентах, поставщиках, конкурентах);
-
систематическое планирование и наблюдение (планирует, следит за хозяйственными показателями и использует их для принятия решений);
-
способность убеждать и устанавливать деловые и личные связи;
-
независимость и уверенность в себе (стремится к независимости от правил и контроля других людей, верит в свою способность выполнять трудные задачи).
Выводы «Мак-Бер энд Компани» могут служить своего рода тестом. При этом важно иметь в виду, что одни из необходимых качеств бизнесмена — врожденные, другие — результат развития природной предрасположенности, а третьи — следствие обучения и практического опыта. Вряд ли можно усомниться, что далеко не все люди способны быть предпринимателями.
Предпринимательство в информационном деле
В постиндустриальной экономике под воздействием научно-технической революции и в результате быстрого развития сферы информационных услуг происходит лавинообразное нарастание массы разнообразной информации. При этом увеличение объема научной информации примерно в 4 раза обгоняет прирост численности населения на планете.
В связи с этим процессом перед всеми фирмами возникла сложная проблема: как информационно обеспечить хозяйственную стратегию (экономическое развитие на длительный период) и научные исследования, проводимые на предприятии? Решение этой проблемы, естественно, требует больших затрат, надежных источников и каналов информации, высокого профессионализма работников информационных служб.
Практическим выходом из создавшегося положения является организация службы консалтинга (англ. consulting — консультирование). В ней высококвалифицированные специалисты дают советы и новейшую информацию по определенному кругу вопросов. На крупных фирмах создаются свои консалтинговые службы. А мелкие и средние предприятия обращаются за информационной помощью в консалтинговые фирмы. Там они получают нужные им сведения, касающиеся прогнозирования развития рынков разных товаров и услуг, цен на мировых товарных рынках и рынках ценных бумаг и пр.
Одновременно многие фирмы создают у себя подразделения, которые налаживают информационные связи с внешним миром. Эти связи получили названия паблик рилейшинз (англ. public relations — отношения с общественностью). Предприятия добиваются доброжелательной оценки своей деятельности. В этих целях они используют прессу (публикуются информационные сообщения, посылаются письма в редакции газет и т. п.), радио и телевидение (проводятся интервью с работниками фирмы, репортажи и др.), организуются выставки и ярмарки, публичные выступления и многое другое. В итоге формируется хороший имидж (внешний и внутренний облик) фирмы.
В дальнейшем мы будем рассматривать бизнес в сферах производства и торговли. В них особое внимание уделяется процессу управления предприятием.
Кто и как управляет фирмой
Прежде всего разберемся в том, почему на предприятии необходимо такое организационно-экономическое отношение, каким является внутрифирменное управление.
Всякое более или менее крупное предприятие соединяет всех работников общей организационной связью — кооперацией труда. Под кооперацией (лат. cooperatio — сотрудничество) труда подразумевается такая форма организации деятельности, при которой большое число людей совместно участвуют в едином процессе созидания. Между тем никакое трудовое сотрудничество невозможно без управления. Возьмем для примера крупный рыболовецкий траулер. Рыбаки вообще не смогут работать и добиваться намеченных результатов, если кто-то не будет обеспечивать целенаправленные и согласованные действия всех членов экипажа. Требуется устанавливать порядок в труде, контролировать определенный режим деятельности всего коллектива работников.
Стало быть, управление хозяйством представляет собой целенаправленное, упорядочивающее воздействие на процесс коллективного труда. Оно призвано организовывать, согласовывать, регулировать и контролировать хозяйственную деятельность предприятия в целях достижения заранее намеченных результатов.
Управленческий труд охватывает два основных вида деятельности: непосредственное управление и подготовку к нему.
Непосредственным управлением заняты хозяйственные руководители — директора предприятий и их заместители, главные специалисты, начальники отделов и цехов, мастера производственных участков, диспетчеры и др. Они призваны принимать оптимальные (наилучшие) с точки зрения поставленной цели решения и организовывать их выполнение. Для этого ведутся подбор и расстановка кадров, координируется работа отдельных исполнителей, контролируется и регулируется ход производства, выполняются административно-распорядительные функции и др.
Подготовкой к управлению ведают плановики, бухгалтеры, экономисты, учетчики, секретари, машинистки и работники, которые обслуживают вычислительные, счетно-перфорационные и иные машины, используемые для переработки информации. Все они обеспечивают руководителей плановыми и расчетными данными, сведениями о состоянии производства и другой информацией, необходимой для принятия решений и организации их выполнения.
В XVIII-XIX вв. единоличный собственник капитала обычно сам возглавлял управленческий персонал, контролировал и направлял всю деятельность фирмы. Но положение в корне изменилось в XX столетии, когда основной стала акционерная форма предприятий. Мозговым центром, воздействующим на деятельность гигантского акционерного общества, стала не отдельная личность, а большая группа специалистов по управлению (ученые, инженеры, экономисты, юристы и т. п.). Ведущую роль стали играть менеджеры (англ. menege — управлять) — научно подготовленные специалисты, которых фирма нанимает для управленческой работы. Все большее усложнение современного производства потребовало развить особую отрасль знаний и умений — менеджмент. Менеджмент — система теоретических и практических знаний о принципах, методах, средствах и формах управления производством в целях повышения его эффективности и увеличения прибыли. Возникла такая междисциплинарная область знаний, которая включает сведения из экономики, организации и управления производством на предприятии, из права, психологии и др. Образовался сплав науки, опыта руководящей деятельности, управленческого искусства.
Какими навыками и способностями должен обладать менеджер завершающегося столетия? Созданный исследователями своеобразный словесный портрет включает следующие индивидуальные качества: 1) способность управлять собой; 2) разумные личные ценности; 3) четкие личные цели; 4) упор на постоянный личный рост; 5) навык решать проблемы; 6) изобретательность и способность к инновациям (нововведениям); 7) высокая способность влиять на окружающих; 8) знание современных управленческих подходов; 9) способность руководить; 10) умение обучать и развивать подчиненных; 11) способность формировать и развивать рабочие группы.
Итак, менеджер представляет собой тип профессионального работника, способного управлять фирмой на строго научной основе. Он придает деятельности предприятия плановую упорядоченность, согласованность и урегулированность, которые соответствуют природе современного индустриального и постиндустриального производства.
Одним из проявлений научного характера деятельности менеджера служит то, что он придает развитию фирмы плановый характер. На практике это регулярно происходит при организации производства новой продукции и при создании нового предприятия, когда составляется бизнес-план.
При разработке бизнес-плана тщательно выполняются следующие задачи:
а) оценивается будущее положение на рынке — возможность успешно сбывать новую продукцию;
б) подсчитывается величина затрат на производство новых изделий или на строительство нового завода;
в) предусматриваются источники денежных средств (собственные и заемные — у банка);
г) прогнозируется доходность предстоящего бизнеса;
д) учитываются возможные риски и пути их уменьшения. Бизнес-план обязательно представляется в банк, если фирма надеется получить у него денежный займ. При этом важно убедить банк в привлекательности и конкурентоспособности запланированного дела. В свою очередь, с помощью специалистов банковское учреждение тщательно разбирается с бизнес-планом, а в случае его одобрения строго контролирует его выполнение.
На крупных фирмах, обладающих сложной и дорогостоящей техникой, не отдают хозяйственную деятельность во власть рыночной стихии, а, напротив, ведут регулярную плановую работу. Это позволяет находить верные пути и средства для реализации целей предпринимательства. Такие цели связаны с производством новой стоимости.
|