КсП. – это комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющий его успех на рынке, то есть преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров – аналогов.
Кк = Sп/ Sэ ,
где Кк – интегральный показатель конкурентоспособности , Sп – сводный параметрический индекс потребительских свойств, Sэ – сводный параметрический индекс по экономическим показателям. Если Кк больше 1, то товар конкурентоспособен, Кк меньше 1 – неконкурентоспособен.
Изучение КсП должно вестись непрерывно и систематически, в тесной привязке к фазам его жизненного цикла, чтобы своевременно улавливать момент начал снижения показателя конкурентоспособности и принять соответствующие упреждающие решения (например, снять изделие с производства, модернизировать его, перевести на другой сектор рынка). Выпуск предприятием нового продукта прежде чем старый исчерпает возможности поддержания своей кон-спос-ти, обычно экономически нецелесообразен. Вместе с тем, любой товар после выхода на рынок начинает постепенно расходовать свой потенциал конкурентоспособности. Такой процесс можно замедлить и даже временно задержать, но остановить – невозможно. Поэтому новое изделие проектируется по графику, обеспечивающему ему выход на рынок к моменту значительной потери конкурентоспособности прежним изделием. Конкурентоспособность новых товаров должна быть опережающей и достаточно долговременной. Особое внимание уделяется не столько улучшению технических параметров изделия, сколько снижению цены его потребления (эксплуатации). Уровень конкурентоспособности определяется факторами и характеристиками, не обусловленными его свойствами: сроки поставки, качество сервиса, повышение (снижение) уровня конкурентоспособности конкурирующих товаров, колебания цен, изменения соотношения износа и предложения т др.
|