Российская железнодорожная монополия уже в ближайшее время может провести IPO в Гонконге
Как передает агентство Bloomberg, РЖД уже в ближайшее время может провести публичное размещение акций (IPO) в Гонконге. По мнению экспертов, это обусловлено тем, что РЖД нужны деньги на осуществление масштабной инвестпрограммы, на которую только в 2010 году планируется потратить 271 млрд рублей. При этом государство от выхода монополии на биржу только выиграет, так как после IPO компания станет более гибкой и сможет оперативнее реагировать на вызовы рынка.
IPO в тумане
Компания «Российские железные дороги» (РЖД) намерена провести публичное размещение акций (IPO) в Гонконге. По данным «Интерфакса», такое заявление сделал агентству Bloomberg вице-президент компании Автандил Горгиладзе.
«Ранее инвестпрограмма выполнялась за счет продажи дочерних компаний, например, «Трансконтейнера» По словам топ-менеджера, которые приводит агентство, размещение будет зависеть от множества обстоятельств, однако оно должно произойти «в ближайшем будущем».
Впрочем, слова Горгиладзе были быстро опровергнуты пресс-службой компании. «В настоящее время у ОАО «РЖД» нет планов по проведению IPO, - говорится в ее сообщении. - Решение о возможности проведения IPO ОАО «РЖД» будет приниматься исключительно правительством России, так как государство является единственным акционером компании».
Равнение на Германию
Разговоры о том, что железнодорожная монополия может разместить часть акций на бирже, велись уже давно. В частности, в июле 2007 года глава корпорации Владимир Якунин заявил о том, что IPO ОАО «РЖД» может состояться после 2010 года.
Тогда говорилось о продаже 20% акций компании примерно за 300 млрд рублей (в ценах 2007 года – 11,76 млрд долларов). Менеджеры ОАО «РЖД» ссылались на приватизационный опыт Германии, где государство в 2006 году приняло решение приватизировать местные железные дороги (Deutsche Bahn).
Немецкая сторона была намерена продать 49% своих акций, причем 25% - через IPO, и ОАО «РЖД» хотело приобрести 5% из них. При этом само решение о приватизации вызвало острые дискуссии в Германии: противники выхода на биржу уверяли, что этот шаг повлечет сокращения и снижение качества услуг. Впрочем, все споры прекратились в 2008 году, когда из-за кризиса размещение на бирже во Франкфурте было перенесено на неопределенный срок.
Спасти инвестпрограмму
Зачем российской транспортной монополии выходить на биржу? Эксперты уверены: разговоры о возможном IPO ОАО «РЖД» связаны с финансовыми проблемами компании. «Публичное размещение акций нужно Якунину для того, чтобы получить деньги на инвестпрограмму», - полагает аналитик ФК «Открытие» Кирилл Таченников. «Для ОАО «РЖД» размещение «на ранних стадиях» может быть оправдано: компании требуются средства для амбициозной инвестпрограммы», - соглашается с ним главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик.
|