Методы контроля - это различные способы и приемы проверок и ревизий, а так же способы построения учета и документооборота. Проверки и ревизии бывают внутренними и внешними. Внутренний контроль предусматривает контроль за производственно-хозяйственной деятельностью со стороны предприятия. Он направлен на укрепление финансового состояния предприятия и росту эффективности его работы. Внутренний контроль могут осуществлять как само предприятие, так и независимые органы. Внешний контроль осуществляется государственными органами, независимыми службами и банками по решению государственных органов. Он направлена проверку внешних финансовых отчетов, то есть отчетов, используемых внешними пользователями: собственниками предприятия, инвесторами и т.д..
В условиях перехода экономики страны к рыночным отношениям, в условиях бюджетного дефицита, особую роль приобретает контроль за финансово- хозяйственной деятельностью предприятия, соблюдением гражданского и налогового законодательства. Выполнение требований действующего законодательства государства, своевременная уплата бюджетных и внебюджетных платежей - основные задачи, решаемые Правительством Российской Федерации на данном этапе социально-экономического развития страны. Важнейшую роль в выполнении этих задач играет проведение надлежащего контроля за финансовой деятельностью предприятий.
Использование товарно-денежных отношений предполагает осуществление контроля за правильным определением затрат живого и овеществленного труда и за мерой потребления. Без правильной организации учета и контроля за производством распределением продукции, за сохранностью собственности, нельзя обеспечить эффективное ведение хозяйства, повышения производительности труда, сложную работу всех отраслей народного хозяйства. В современной системе финансового контроля нашили воплощение принципы: единство содержания и постановка задачи, регулярность осуществления контроля как внутреннего, так и внешнего с целью предупреждения и своевременного устранения недостатков.
Применение таких категорий, как цена, прибыль, финансы, кредит, приводит к необходимости применения особой формы финансового контроля, основанного на использовании стоимостных категорий. В современных условиях этот контроль приобретает все большее соответствие.
При помощи финансового контроля выверяется соответствие натуральных и стоимостных показателей, соответствие производственной деятельности законодательству, правильности взаиморасчетов с бюджетом.
Основой контроля за использованием средств по целевому назначению служит смена расходов, утвержденная руководителем предприятия, соблюдение установленных норм расходования наличных денежных средств. В центре внимания финансового контроля находится прибыль от реализации продукции. Общая прибыль и рентабельность. Одним из условий соблюдения договорной дисциплины является повседневный контроль за выпуском продукции, соответствием ее заданной номенклатуре, ритмичностью производства, качеством продукции. Полная согласованность хозяйственных договоров с производственной программой способствует ритмичной работе предприятия, позволяет избежать непроизводительные расходы на уплату всевозможных штрафов, уменьшает сроки хранения готовой продукции, а также сокращает норматив оборотных средств по готовой продукции. На общий объем прибыли оказывает влияние внереализационные потерь и доходов (штрафы, пеня, неустойки). Стоимостной контроль финансов пронизывает всю деятельности предприятия.
Контроль внутри предприятия способствует эффективности производственно-хозяйственной деятельности, сохранности имущества предприятия. Контроль за наличием и эффективным использованием как основных, так и оборотных средств непосредственно влияет на рентабельность и экономическое стимулирование производства. Эффективность использования основных фондов неразрывно связаны с усилением финансового контроля за проектной эффективностью централизованных и капитальных нецентрализованных вложений, окупаемостью капитальных вложений. Эффективность вводимых в действие основных фондов не должна быть ниже фактически достигнутой на предприятии, а окупаемость капитальных вложений обеспечивать их возврат в установленные расчетами сроки.
Система внутреннего контроля за финансовой деятельностью предприятия
Структура внутреннего контроля может быть подразделена на три составляющих: контрольная среда - набор характеристик, который определяет служебные взаимоотношения, благоприятные для контроля на предприятии; система бухгалтерского учета предприятия политика и процедуры, касающиеся соответствующей записи хозяйственных операций; процедуры контроля - специальные проверки, выполняемые персоналом предприятия. Эти три составляющие во взаимосвязи обеспечивают предотвращение, выявление и исправление существующих ошибок информации и ее искажения.
Состояние контрольной системы зависит от стиля работы руководителей, их философии и эффективной системы разъяснений, целей контроля и надзора за деятельностью персонала.
Контрольная среда состоит из следующих элементов:
- политика и методы управления:
- организация структура предприятия:
- деятельность исполнительного органа:
- методы распределения функций управления:
- управленческие методы контроля, в том числе внутренний аудит:
- кадровая политика:
- внешние воздействия (например, проверка со стороны банковских органов).
Система бухгалтерского учета, политика и процедура контроля.
В системе бухгалтерского учета обрабатывается информация и хозяйственных операциях, регистрируются операции в бухгалтерских регистрах, и составляется финансовая отчетность.
Основными задачами бухгалтерского учета является:
- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием движения имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с установленными нормами, нормативами и сметами;
- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Система внешнего контроля
Внутренний контроль необходимо отличать от внешнего контроля. С развитием рыночных отношений понятие контроля неразрывно связано с понятием аудита.
Аудит
Аудит - это системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, устанавливающих уровень их соответствия определенному критерию и представляющий результаты заинтересованным пользователям. Он имеет свою цель и логику и основывается на структурном подходе к принятию решений. Он не является беспорядочным и незапланированным. В ходе этого процесса получают и оценивают данные, влияющие на принятие аудиторских решений.
Независимая оценка объективных данных об экономических действиях осуществляется внешними аудиторами и относится к внешнему контролю (аудиту).
Аудиторский контроль, широко применяемый в мировой практике, направлен на обеспечение достоверности бухгалтерского учета и отчетности, в чем одинаково заинтересованы предприятия (фирмы) в лице их владельцев (акционеров), государство, в лице налоговой службы и аудиторы. В своей деятельности аудитор руководствуется законодательством и собственной выгодой, что в условиях конкуренции способствует качеству проверки.
Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.
Основными принципами являются: независимость, обязательность и ответственность.
Государственный контроль.
Переход к рыночным отношениям тесным образом связан с введением целой налоговой системы, способной обеспечить концентрацию в руках государства финансовых ресурсов, необходимых для решения задач экономического и социального развития страны. Создана единой система контроля. Для контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации создана государственная налоговая служба.
Государственная налоговая служба Российской Федерации, а также Государственные налоговые службы субъектов, входящих в состав Российской Федерации Государственные налоговые инспекции областей, регионов и городов имеют право:
- производить в министерствах и ведомствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях любых форм собственности проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникшим при проверках; - получать от предприятии, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения) сведения о вкладах предприятий и организаций. Эту информацию должностные лица налоговой службы обязаны сохранять в тайне;
- обследовать с соблюдением соответствующих правил при осуществлении своих полномочий любые используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от их нахождения производственные склады, торговые и иные помещения предприятий, учреждений, организаций;
- требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых предприятий, учреждений, организаций устранения выявленных нарушений законодательства;
- приостанавливать операции предприятий, учреждений, организаций по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления (или отказа представить государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет;
- изымать у предприятий, учреждений и организаций документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения, с одновременным производства осмотра документов, фиксируя их содержание. Основанием для изъятия соответствующего документа является письменное мотивированное постановление должностного лица налоговой инспекции.
- применять к предприятиям, учреждениям, организациям финансовые санкции в виде всей суммы сокрытой или заниженной прибыли (дохода) либо суммы налога за иной сокрытый (заниженный) объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении в двойном размере; десяти процентов причитающихся сумм налогов или платежей за отсутствие учета прибыли (дохода) или иного объекта налогообложения;
- в бесспорном порядке взыскивать в бюджет недоимки, а также суммы штрафов и иных санкций, предусмотренных Законом “О Государственной налоговой службе” ;
- предъявлять в суде и арбитраже иски, о признании недействительной регистрации предприятий, в случае нарушения установленного порядка регистрации, о признании сделок недействительными и взыскание в доход государстве всего полученного по таким сделкам, о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных действий;
- налагать административные штрафы на должностных лиц предприятия, учреждений организаций в порядке установленном Законом “О Государственной налоговой службе”.
Сегодня органы государственной власти уделяют серьезное внимание вопросам совершенствования системы финансового контроля. Поскольку очевидно, что обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны является наличие развитой системы контроля. Предпринят уже ряд шагов, направленных на ее реформирование. Заметную роль в совершенствовании финансового контроля призвано сыграть принятию бюджетного кодекса.
В целях наиболее полного выполнения Указа Президента Российской Федерации от 03.03.98 г. «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики» на основании постановления Правительства РФ от 06 марта 1998 г. № 276 был создан Департамент государственного финансового контроля и аудита.
Создание такого органа вызвано необходимостью организации аудиторской деятельности и соединением в единый блок всех подразделений МФ России, выполняющих контрольные функции.
В настоящее время в Минфине активизирована работа по подготовке проектов федеральных законов о государственном контроле в Российской Федерации.
Для эффективного осуществления государственного финансового контроля требуется не только назвать органы государственного контроля, что теперь сделано в Бюджетном Кодексе, но и законодательно закрепить их задачи, права, сферу действия. Усилия органов власти, которым поручено выполнять функции контроля, не координируются и осуществляют они его в основном в рамках своего ведомства, что вызывает раздробленность финансовой системы.
Я думаю, что ещё одним важным вопросом является отсутствие закона, определяющего возможности государственного финансового контроля в отношении нарушителей финансового законодательства. Ведь без административных, материально-финансовых мер воздействия на нарушителей финансового законодательства, невозможно достичь высоких результатов в выполнении поставленных перед органами контроля задач.
Таким образом, считаю, что сегодня, когда вся бюджетная система России находится в стадии становления, вопрос реформирования системы финансового контроля, является одним из наиболее важных.
|