Научных работ, посвященных вопросам конкурентоспособности и ее управлению, опубликовано достаточно - много как в отечественной, так и в зарубежной печати. Многообразие публикаций отражает объективную сложность предмета научного исследования. Действительно, конкурентоспособность любого товара определяется множеством факторов, которые можно классифицировать и представить в виде следующих агрегированных групп:
потребительские свойства данного товара;
потребительские свойства товаров-конкурентов;
маркетинговая поддержка данного товара;
маркетинговая поддержка товаров-конкурентов;
характеристики целевых рынков, на которых осуществляется конкурентная борьба;
свойства потребителей, за которых ведется конкурентная борьба.
Каждая из перечисленных групп содержит в себе ряд подгрупп. Таким образом, набор факторов, определяющих конкурентоспособность каждого конкретного товара, оказывается столь значительным и своеобразным, что невозможно предложить единую методику сбора данных по этим факторам, их обработки и идентификации для полной диагностики уровня интенсивности конкурентной борьбы на данном рынке.
Возникает задача выбора важнейших факторов, определяющих конкурентоспособность товара. Это удается сделать в результате вертикальной или горизонтальной детализации. В нашей работе детализация направлена по вертикали и зафиксирована на региональном уровне. Именно на этом уровне оказывается возможным решить задачу информационного обеспечения управления конкурентоспособностью.
Анализ научных исследований, посвященных данной проблематике и их результатов, показал, что такой важнейший аспект, определяющий конкурентоспособность товара, как свойства потребителей этого товара остался практически неизученным. Отмечая важность оценки потребительских свойств товара в системе конкурентоспособности, ученые не развивают этот аспект. В подавляющем большинстве работ главный акцент делается на характеристиках товара и товаров-конкурентов. Редко когда встречаются попытки рассмотреть конкурентоспособность товара исходя из свойств его потенциальных потребителей. А для выбора эффективной конкурентной стратегии этот аспект является важнейшим. Именно поэтому в данной научной работе часть материала посвящена изучению свойств потребителей, важных с позиций конкурентоспособности товара. Выявление главных характеристик этих свойств позволяет определить ту часть информации, которую необходимо собрать и обработать в результате проведения маркетинговых исследований.
Результаты данной научной работы являются вполне завершенными, так как поставленная в начале исследования задача решена. С другой стороны ряд новых результатов, полученных в ходе работы, имеют интересные перспективы продолжения, что, безусловно, будет сделано в ближайшем будущем.
Параграфы 1 и 2 работы написаны к.т.н., доц. Е.М.Белым и С.В.Барашковым (УлГУ). Редактор монографии оставил без правок текст предоставленных авторами материалов.
Параграф 3 написан совместно с асп. И.А.Курамшиным (УлГУ), параграф 4 написан при участии И.А.Дюпюи (СПбГУЭФ), параграф 5 написан асп. М.Г.Светуньковым (СПбГУЭФ).
|