Российскому Интернету – уже более 10 лет. За этот период появились революционные технологии высокоскоростного доступа в сеть, заслуженные прибыли, реальные профессионалы, а главное – появился новый мир, новая среда со своими обитателями, число которых ежедневно увеличивается.
Использование Интернета для ведения бизнеса, в значительной степени связанно с появление и развитием службы World Wide Web , появившейся немного более одного десятилетия, однако за этот небольшой промежуток времени произошло громаднейшее число самых разнообразных событий, рождение большого числа новых компаний. Обороты рынка электронной коммерции за это время выросли во много раз и скоро достигнут отметки в 1 трлн. $. Компаниям Интернет предоставил новый инструмент ведения бизнеса, средство снижения издержек и более полного удовлетворения потребностей потребителей. Потребители, в свою очередь, получили новый информационный источник о товарах и услугах, новые пути удовлетворения своих потребностей за счет возможности взаимодействия с более широким кругом компаний и новое эффективное средство коммуникации, как с компаниями, так и между собой.
Период зарождения электронного бизнеса выявил два важных момента:
. во-первых, Интернет доказал свою высокую эффективность, как средства коммуникации, и высокий потенциал построенного на его основе глобального электронного рынка;
. во-вторых, опыт компаний, либо пытающихся использовать Интернет, как дополнение своего традиционного ( off - line ) бизнеса, либо изначально построивших свой бизнес в Интернете, подтвердил важность и необходимость учета и использования всего существующего опыта по ведению коммерческой деятельности и использованию принципов маркетинга в своей деятельности.
Развитие электронного бизнеса означает перевод в киберпространство основных бизнес-процессов и каналов связи, а это рано или поздно в той или иной степени сделают все компании. Преимущества любой отрасли электронного бизнеса тождественны преимуществам Интернет, который представляет собой наиболее предпочтительную инфраструктуру сегодня, и останется таковой в будущем. Интернет доступен в любой точке мира, в любое время дня и ночи, без выходных. Интернет прост в использовании, а его стоимость для конечного пользователя относительно невысока. Интернет-среда принципиально отличается от привычного мира, но именно в силу простоты и быстродействия за ней - будущее.
Наряду с бурным ростом электронного бизнеса одним из важных явлений стало появление нового направления в маркетинге - Интернет-маркетинга. В некоторых источниках это направление также именуется как электронный маркетинг, гипермаркетинг, в котором приставка гипер- подчеркивает гипермедийный характер среды Интернета. Все эти названия объединяет та сущность, которая лежит в основе глобальной компьютерной Сети - это гипер- и мультимедийная глобальная компьютерная среда, предоставляющая невиданные до сих пор возможности взаимодействия, начиная от простого обмена информацией, заканчивая осуществлением финансовых транзакций, заключением сделок и доставкой цифровых продуктов.
Интернет-маркетинг можно условно разделить на два направления. Первое связано с применением инструментария Интернета для расширения системы маркетинга традиционных предприятий: организация информационного взаимодействия между сотрудниками компании, заказчиками, партнерами; проведение маркетинговых исследований; продвижение и продажа товаров через Интернет, а в случае их цифровой природы, доставка до покупателя; организация сервисного обслуживания и многое другое. Второе направление связано с появлением новых видов моделей бизнеса, основой которых стал непосредственно сам Интернет и для которых он играет основополагающую роль, например, интернет-магазины, торговые электронные площадки, виртуальные информационные агентства, компании, оказывающие услуги для участников интернет-рынка и т.п. Для этих направлений Интернет играет не только роль нового инструмента, цель которого повысить эффективность бизнес процессов и сократить издержки, его задача - принести прибыль.
Однако, как показывает накопленный опыт, вне зависимости от направления в основе успешной деятельности в Интернете и использования его инструментов в коммерческой деятельности продолжают оставаться ключевые принципы маркетинга. Новая среда только немного трансформирует и развивает приложение этих принципов на практике.
Кажется, уже никому не надо объяснять, что Интернет - это хороший способ продвижения компании, возможность индивидуальной и внимательной работы с клиентами, быстрый и довольно дешевый способ связи, проведения маркетинговых исследований и прочее.
Руководители многих компаний это понимают, выделяют на разработку и создание собственных сайтов немалые деньги, чтобы потом… забросить. Почему? Это легко объяснить: у фирмы нет специалистов, способных в дальнейшем организовать эффективную работу в Интернете. Иногда думают, что сотрудники фирмы справятся с обслуживанием сайта, и отказываются брать в штат людей, которые будут заниматься как будто непрофильным делом. Результат -разочарование и напрасно потраченные деньги.
Странно, но, открывая новый офис, обычно не только размещают в нем своих сотрудников, но еще и дают объявление в прессе, где-то неподалеку устанавливают щит-указатель, а по городу устанавливают наружную рекламу. А для Интернета считается достаточным просто создать сайт. Но офис без людей будет бесполезен. Это никому не нужно объяснять. Так почему же приходится доказывать, что Интернет- представительство должно быть не просто создано и находиться в сети, что оно нуждается в постоянной поддержке и обслуживании? С создания сайта все только начинается!
Целью настоящего учебника является дать представление об основах маркетинга и рекламы в Интернете, составе задач и решений, принимаемых в этой сфере, показать особенности использования маркетинговых инструментов в глобальной среде, помочь применить эти принципы и методы в практической деятельности предприятий и организаций. Также в настоящей работе рассматриваются основные понятия электронного бизнеса и его составляющих, определяются роль и место электронного маркетинга в общей стратегии организации
Пособие предназначено для широкого круга читателей, знающих основы маркетинга и заинтересованных в том, чтобы изучить особенности его реализации с применением средств информационных технологий для повышения эффективности маркетинговой деятельности предприятия на электронном рынке.
Первая глава пособия призвана напомнить читателю основные понятия и концепции маркетинга, раскрыть основные понятия электронного бизнеса и Интернет-маркетинга. Во второй главе представлены материалы, рассказывающие о зарождении Интернет-сообщества, описываются основные типы классификации пользователей сети Интернет, собраны статистические данные Интернет-аудитории; особое внимание в этой главе уделено рассмотрению российской части Интернет-аудитории (Рунет). Третья глава раскрывает юридические и этические аспекты Интернет-маркетинга. Четвертая глава описывает основные моменты планирования Интернет-стратегии компании, уделяется особое внимание исследованиям, необходимым при планировании Интернет-стратегии компании. В пятой главе описываются основные этапы создания сайта: выбор и регистрация доменного имени, существующие типы сайтов и основные моменты на которые необходимо обратить внимание в процессе разработки сайта, осуществление тестирования и мониторинга сайта. Шестая глава посвящена продвижению Интернет-представительства компании, описываются основные виды рекламных носителей, поисковых машин и каталогов, правила регистрации в них, уделено не малое внимание e - mail маркетингу, медиапланированию и оценке эффективности рекламной компании в Интернет.
|