Обеспечение качества управления маркетинговыми процессами предприятий направлено в первую очередь на повышение их конкурентоспособности. На настоящий момент одним из направлений развития страны является повышение конкурентоспособности и интеграция в мировые процессы.
В тоже время, макроэкономическая ситуация в стране подвержена серьезным колебаниям, инфляция обуславливает высокие процентные ставки, в связи с чем производственные предприятия и коммерческие компании ищут новые эффективные формы организации системы управления маркетинговой деятельностью предприятия. Наметившийся экономический подъем стимулирует проведение разработок по этой тематике. Одной из приоритетных задач в этом контексте является создание дееспособной системы управления маркетингом предприятия при наличии случайных возмущений. Система управления маркетингом направлена на обеспечение конкурентоспособности предприятия, и в этом контексте качество управления маркетингом занимает ведущее место.
Основным стимулом к финансированию маркетинговых мероприятий является превышение увеличения дохода над увеличением издержек, к которым прибавляются издержки на маркетинг. А если точнее, то разница между доходом и издержками всегда и была основной силой, толкавшей к применению маркетинговых методов в сбытовой деятельности.
Управление в современном мире становится все более трудным делом, поскольку организационная структура общества постоянно усложняется. Эта сложность объясняется характером взаимоотношений между различными элементами организаций и физическими системами, с которыми они взаимодействуют. Хотя эта сложность существовала давно, только сейчас приходит понимание ее истинного значения. Теперь становится очевидным, что изменение одной из характеристик системы может легко привести к изменениям или создать потребность в изменениях в других частях системы.
В связи с этим одним из наиболее важных и полезных орудий анализа сложных процессов и систем стало имитационное моделирование [16, 94,95,96, 103].
Имитировать, согласно словарю Вебстера, значит “вообразить, постичь суть явления, не прибегая к экспериментам на реальном объекте”.
По существу, каждая модель или представление вещи средствами, отличными от ее реального содержания есть форма имитации. Имитационное моделирование является весьма широким и недостаточно четко определенным понятием, имеющим очень большое значение для лиц, ответственных за создание и функционирование практически любых систем. Вместе с тем, сама идея имитационного моделирования проста и в то же время интуитивно привлекательна.
На основе имитационной модели можно построить самые точные и действенные методы анализа и прогнозирования показателей эффективности бизнес–процессов. Тем не менее, нужно быть осторожным и не использовать некорректные процедуры анализа и моделирования, которые могут привести к неточным результатам.
В основе системы управления маркетингом предприятия лежит работающая модель, копирующая текущую деятельность промышленного предприятия. Это достигается путем прохождения через возможные события в режиме сжатого времени с одновременным отображением хозяйственной деятельности в цифрах. Так как программное обеспечение, реализующее имитационную модель бизнес–процесса, отслеживает статистические параметры ее элементов, оценка эффективности процесса может быть получена только на основе анализа соответствующих выходных данных. Маркетинг услуг менее изучен и применим в нашей стране, чем маркетинг товаров, и поэтому нуждается в постоянном исследовании, разработке и внедрения в практическую деятельность. Качество услуги и, следовательно, в какой то мере ее конкурентоспособность, определяются только после ее оказания конкретному потребителю. Вышеприведенные высказывания и определяют актуальность исследования.
Актуальность и необходимость решения данных управленческих проблем для становления экономики в период перехода к экономическому росту определила выбор темы исследования.
Диссертационная работа выполнена по специальности 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством.
Целью диссертационного исследования является разработка процессных подходов к системе маркетинга предприятия сферы услуг с целью повышения качества управления этой системой и конкурентоспособности предприятия.
Достижение поставленной цели было обеспечено решением взаимосвязанных задач составляющих содержание диссертационного исследования.
Задачи исследования.
-
- Разработка структуры системы управления маркетингом предприятия сферы услуг.
- Разработка методики определения параметров, характеризующих функционирование системы управления маркетингом предприятия и оценка ее качества и конкурентоспособности. Верификация предложенной имитационной модели реальной системе.
- Разработка критериев текущей эффективности системы управления маркетингом предприятия сферы услуг, базирующейся на модельных экспериментах.
- Разработка алгоритмов планирования финансовых, информационных и кадровых потоков, учета заемных и инвестиционных средств в процессе текущей деятельности предприятия, базирующихся на исследовании имитационной модели системы управления маркетингом предприятия сферы услуг.
- Разработка методик и алгоритмов расчета финансовых показателей, пакета прикладных программ управления системы управления маркетингом предприятием, внедрение их в текущую хозяйственную деятельность предприятий сферы услуг.
Гипотеза исследования. Предполагается, что существует возможность создания универсальной модели системы управления маркетингом предприятия в современных социально-экономических условиях, базирующаяся на процессном управлении и модельных экспериментах, которая обеспечивает повышение качества управления маркетингом и конкурентоспособность предприятия.
Объект исследования. Структура и текущая хозяйственная деятельность предприятия сферы услуг в современных социально-экономических условиях.
Предмет исследования. Управление маркетингом предприятия сферы услуг обеспечивающее повышение конкурентоспособности предприятия, базирующейся на основе формирования единого бизнес-процесса предприятия.
Информационную базу исследования составили документы и материалы органов государственной власти и управления, законодательные и нормативные акты РФ и ее субъектов по вопросам финансов предприятий, материалы и данные периодической печати, монографическая и другая научная литература по теме диссертации. Эмпирической базой являются аналитические данные, опубликованные в научной литературе и периодической печати, экспертные разработки и оценки российских и зарубежных ученых-экономистов, а также аналитические и собственные расчетные материалы автора.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют научные положения, содержащиеся в трудах ведущих отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области экономической теории, управления экономикой, системного анализа, экономического моделирования, теории финансов, рынка ценных бумаг, инвестиций, социально-экономического развития регионов.
Изучению данных проблем посвящены труды зарубежных экономистов. Среди них Ф. Котлер, Г. Армстронг, Дж. Сондерс, В.Вонг [44,45,46,47], Д. Мерсер [57], И. Ансофф [5] и др., а также современных российских экономистов, среди которых следует выделить труды, посвященные:
-
- общим вопросам маркетинга и маркетинговых исследований С. Прокопенко, О. Биленова, В. Нагановой, В. Соболева, Г.Э. Рокитской;
- проблемам принятия маркетинговых решений А. Пиотровского, А. Денисова;
- оценке состояния маркетинга промышленных предприятий в условиях рыночной экономики Е. Патрушевой [74];
- контролю деятельности предприятия, как важной составляющей управленческого процесса А.А. Турчака;
- бизнесс-процессам и процессному управлению предприятия В.А. Горемыкин и др. [24], В.М. Попова и др. [78].
Обоснованность и достоверность исследования. Теоретические положения диссертационного исследования:
-
- обеспечиваются внутренней непротиворечивостью результатов исследования и их соответствием теоретическим положениям информатики, математики, общей теории систем;
- обеспечивается применением принципов системного анализа, синтеза, балансового, нормативного, экономико-математических и других методов.
-
- применением адекватного исследуемым задачам математического аппарата, проведением полноценного статистического (имитационного) моделирования системы управления маркетингом предприятия и верификацией результатов моделирования с ранее полученными экспериментальными данными.
Информационной базой исследования стали официальные документы законодательных и исполнительных органов власти РФ, г. Санкт-Петербурга, Госкомстата и Минфина России; отчеты финансово хозяйственной деятельности предприятия ООО “Русмар” за 2000-2004 г.г., а также результаты расчетов автора.
Научная новизна. Научно обоснована и реализована в хозяйственной деятельности предприятия универсальная имитационная модель системы управления маркетингом предприятия сферы услуг, обеспечивающая повышение качества управления и конкурентоспособности предприятия в современных социально-экономических условиях. Данный подход позволяет: в значительной степени расширить возможности применения системных и математических методов в экономике; подойти к организации системы управления маркетингом предприятия с позиций построения краткосрочных и долгосрочных прогнозов основанных на использовании результатов моделирования, что способствует повышению качества управления маркетингом предприятия.
Личный вклад автора в решение данной проблемы, имеющий элементы научной новизны и вынесенный на защиту, состоит в следующем:
Положения, выносимые на защиту:
-
- Структура и элементная база системы управления маркетингом предприятия сферы услуг в современных социально-экономических условиях обеспечивающая повышение качества управления маркетингом и конкурентоспособность предприятия в целом.
- Методика определения параметров, характеризующих функционирование системы управления маркетингом предприятия сферы услуг. Верификация предложенной модели реальной системе.
- Критерии текущей эффективности системы управления маркетингом предприятия сферы услуг, базирующиеся на модельных экспериментах.
- Алгоритмы планирования финансовых, информационных и кадровых потоков, учета заемных и инвестиционных средств в процессе текущей деятельности предприятия, базирующиеся на исследовании имитационной модели системы управления маркетингом предприятия сферы услуг.
- Методика и алгоритмы расчета финансовых показателей, системы управления предприятием сферы услуг.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования заключается в том, что теоретическое рассмотрение поставленных задач доведено до практических рекомендаций; разработанные методики, алгоритмы и программы могут быть использованы в практической работе маркетинговых служб при анализе и прогнозе их деятельности, а также в качестве инструмента оперативного и стратегического управления коммерческой деятельностью хозяйствующего субъекта.
Материалы диссертации используются в преподавании учебных дисциплин “Управление качеством услуг”, “Управление качеством” по специальности “Менеджмент организации”.
Практическое внедрение результатов проведенного исследования в условиях производственной деятельности ООО “Русмар” и ООО “Минимакс” свидетельствует об адекватности основных авторских предложений требованиям оценки эффективности прогноза систем управления маркетингом предприятий сферы услуг в современных условиях российской экономики.
Практическое значение имеет и то, что внедрение имитационных моделей систем управления маркетингом на предприятиях не связано со сколько-нибудь значительными затратами на обучение и подготовку персонала вследствие простоты и наглядности предлагаемых алгоритмов.
Апробация работы. Теоретические положения и практические рекомендации работы докладывались на ежегодных научно-практических конференциях по фундаментальным и прикладным проблемам развития Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций, межвузовской научно-практической конференции “Россия и мир. Гуманитарные вопросы”, Санкт-Петербург, 2005 г. Основные результаты исследования отражены в 4-х публикациях автора общим объемом 5,8 п.л.
|