Страница 1 из 2
Ш
ШАРРОН Пьер (1541—1603) — фр. философ. Вначале был адвокатом, потом стал священником. Ученик и друг Монтеня. Прославился своими скептическими взглядами, близкими к воззрениям Монтеня и изложенными гл. обр. в соч. “О мудрости” (1601). Ш. считал, что человек не может гарантировать истинность к.-л. из форм религии, т. к. последняя не присуща ему от природы, а формируется под воздействием воспитания и окружающих условий. Первичным в человеке является только нравственность, религия же зависит от нравственности. Следовательно, надо жить по изначальным нравственным законам, а исповедовать ту религию, к-рая поддерживается властью. Трактат “0 мудрости” явился причиной обвинения Ш. богословами в неверии.
ШАРТРСКАЯ ШКОЛА — школа оп позиционной средневековой схоластики. Основана в 990 как кафедральная школа а Шартре Фульбером, выдающимся эрудитом своего времени, знатоком араб. науки к через нее — античного знания. Благодаря переводческой деятельности в Ш. ш. стали известны араб., еврейские и греч. естественнонаучные и философские тексты. Источники философии Ш. ш.: платонизм (Платон), почерпнутый из диалога “Тимей” и комментария к нему Халцидия; элементы аристотелизма (Аристотель), воззрения Боэция и Эриугены. Наиболее значительные представители Ш. ш.: Бернар Шартрский, Жильбер де ла Поррэ, Тьерри Шартрский, Гильом из Конша, Иоанн Солсберийский. Общая направленность их философских взглядов — отрицательное отношение к спекулятивной теологии, тенденция превращения теологии в онтологию и натурфилософию, стремление разделить сферы философии и науки, с одной стороны, и теологии — с др. В решении проблемы универсалий щартрианцы придерживались реализма (Реализм средневековый). Нек-рые философы Ш. ш. были сторонниками опытно-индуктивистской трактовки знания. Иоанн Солсберийский создал одно из первых средневековых учений о государстве, примечательной чертой к-рого является античная идея тождества божественного и естественного права, трактовка тирании как нарушения этого права и оправдание борьбы с тиранией.
ШВЕЙЦЕР Альберт (1875—1965) — нем.-фр. философ-гуманист, теолог, прогрессивный общественный деятель. Мн. гг. был врачом в селении Ламба-рене (Габон, Экваториальная Африка), посвятив свою деятельность борьбе за гуманистические идеалы. В основу своих философских воззрений (к-рые Ш. называл “новым рационализмом”) он положил не знание о мире, а сам факт жизни, считая, что “благоговение перед жизнью” должно стать принципом всей философии. Ш. рассматривал этот принцип как своеобразный “фильтр” против отрицательных последствий цивилизации, видя в нем перспективу морального совершенствования человечества. Путь к осуществлению гуманистических идеалов состоял для Ш. не в социальных преобразованиях, а в личных усилиях отдельных людей, направленных на улучшение “природы человека”. Оптимистический взгляд на будущее человечества имел у Ш. религиозный оттенок, соединялся с этическим толкованием образа Христа. В целом же мировоззрение Ш. не составляло стройной системы, объединяя в себе различные философские концепции. Ш. был противником войны, неоднократно выступал за запрещение ядерного оружия. Лауреат Нобелевской премии мира. Осн. соч.: “Философия культуры” (12 тт., 1923—29), “Культура и этика” (1923).
ШЕВЧЕНКО Тарас Григорьевич (1814—61) —украинский поэт, художник, основоположник революционно-демократического направления в украинской общественной мысли. Р. в семье крепостного. В 1838 был выкуплен у помещика и поступил в Петербургскую академию художеств. Был связан с петрашевцами. В 1847 за участие в “Кирилло-Мефодиевском обществе” был арестован, приговорен к ссылке и определен рядовым в отдельный Оренбургский корпус под строжайший надзор с запрещением писать и рисовать. После окончания ссылки (1857) Ш. сблизился с Чернышевским, Добролюбовым и др. сотрудниками журнала “[Современник”. Поэзия (сб. стихов “Кобзарь”, поэмы “Гайдамаки”, “Сон”, “Кавказ” и др.) и деятельность Ш. были направлены против царского самодержавия и крепостничества. Выступал против буржуазных националистов, за дружбу рус. и украинского народов, боролся за развитие национальной культуры. По своему мировоззрению Ш. был материалистом. Утверждал, что сила духа немыслима без материи. Подчеркивая неизбежность гибели феодально-крепостнического строя, он видел в народных массах решающую силу развития об-ва. Ш. резко критиковал религию и церковь. В эстетике стоял на позициях реализма, боролся за жизненную правдивость, народность и идейность искусства. Философские и эстетические взгляды поэта ярко отражены в его “Дневнике”.
ШЕЛГУНОВ Николай Васильевич (1824—91) — рус. революционный демократ и общественный деятель, последователь Чернышевского. Выступал со статьями по вопросам философии, истории, политики и экономики, а также как художественный критик и популяризатор естественнонаучных знаний. В прокламациях “К молодому поколению”, “К солдатам” резко критиковал реформу 1861, призывая к крестьянской революции. За выступления против крепостнических порядков неоднократно арестовывался. Ш. содействовал проникновению в Россию идей марксизма. В статье “Рабочий пролетариат в Англии и Франции” (1861) он изложил осн. идеи книги Энгельса “Положение рабочего класса в Англии”, отозвавшись об авторе как “об одном из лучших и благороднейших из немцев”, к-рому “европейская экономическая литература обязана лучшим сочинением об экономическом быте английского рабочего”. Сам Ш. в своих взглядах на об-во не поднялся до материализма, хотя и говорил о роли народных масс в истории, о значении развития производства для общественного прогресса. Он считал, что в России возможен переход к социализму через крестьянскую общину. С позиций материалистического сенсуализма Ш. критиковал учение о врожденных идеях. Будучи сторонником эстетической концепции Чернышевского, боролся против теории “искусства для искусства”. Философской проблематике посвящены работы: “Условия прогресса” (1863), “Земля и органическая жизнь” (1863), “Убыточность незнания” (1864), “Письма о воспитании” (1873—74) и др.
ШЕЛЕР Макс (1874—1928) — нем. философ-идеалист, один из основоположников философской антропологии, феноменологической (Феноменология) аксиологии и социологии знания. В своих построениях Ш. пытался объединить принципы неокантианства и философии жизни на основе феноменологического метода Гуссерля. Первоначально философия Ш. выстраивалась как нравственная. Он рассматривал ценности как независимые от человека и человечества “предметные миры”. каждый из к-рых обладает своей сущностью. При соотнесении с миром ценностей в животной телесно-душевной стихии возникает собственно человеческое начало — личность как носительница духовных актов; в этих актах, к-рые и составляют сущность человеческой личности, постигаются идеальные “предметы” — ценности. Следующий период, для к-рого наиболее показательна тема “крушения ценностей”, вызванная первой мировой войной, характеризуется постепенным сдвигом интереса Ш. к собственно антропологической проблематике. Эта тенденция привела его к такому толкованию специфической сущности человека, к-рое уже не предполагало постулата о существовании “личного бога”: речь шла о понимании человека исходя из своеобразия его “положения в космосе”. В ходе третьего, и последнего периода философской эволюции Ш. его теологические интересы явно вытеснялись естественнонаучными, а нравственно-философские — социологическими. Социология Ш. базируется на философ-ско-антропологической посылке, согласно к-рой всякий “подлинно человеческий акт” одновременно и духовен и инстинктивен, может быть направлен либо на духовное содержание (сфера идеального), либо на содержание “жизненное”, “витальное” (область реального). При этом Ш. стремится утвердить абсолютную самостоятельность сфер, с к-рыми социология имеет дело. Влияние Ш. на зап. философию и социологию 20 в. многообразно. Его философия оказалась посредствующим звеном между философией жизни и экзистенциальной философией (Экзистенциализм); из нравственной философии Ш. немало почерпнули франц. персоналисты (Персонализм). Он оказал существенное влияние на последующий процесс развития антропологического интереса в нем. социальной философии — как в его правоконсервативном (Гелен, Шельскии и др.), так и левора-дикальном (Франкфуртская школа) вариантах. Осн. соч.: “Формализм в этике и материальная этика ценностей” (1913—16), “О вечном в человеке” (1921), “Положение человека в космосе” (1927).
ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм Ио-зеф (1775—1854) — нем. философ, видный представитель нем. классического идеализма. Проф. в Иене, Эрлангене и Берлине; член Мюнхенской академии наук. Выступил в 90-е гг. с серией работ по вопросам философии природы. Использовав идеи Канта и учение Лейбница о живых монадах и целесообразных силах природы, внес в понимание природы идею развития через противоречия. В своей “Системе трансцендентального идеализма” (1800) пытался сочетать субъективный идеализм Фихте с объективным идеализмом собственной системы- По Ш., философия должна дать ответ на два вопроса: каким образом развитие бессознательно-духовной природы приводит к возникновению сознания и каким образом, наоборот, сознание, к-рое само по себе есть лишь субъект, становится объектом. На первый вопрос отвечает “философия природы”, на второй — учение “трансцендентального идеализма”. Отличие своей системы от субъективного идеализма Фихте Ш. видел в том, что фихтевскому исхождению от субъекта он противопоставил — в философии природы — исследование, для к-рого первичным является объективное. При этом под субъектом Ш. понимает не сознание отдельного лица, а непосредственное созерцание разумом самого предмета, или “интеллектуальную интуицию”. В отличие от Фихте Ш. распространил “интеллектуальную интуицию” на все ступени размышления (“рефлексии”) сознания по поводу его собственной деятельности. Развивая это учение, Ш. примкнул к сторонникам романтической школы, для к-рой интуиция — удел только немногих избранных. Достигнув понимания собственной спонтанности, сознание постигает себя одновременно и как подчиненное необходимости, и как свободное. Через свободные действия отдельных людей необходимо действует и проявляется закономерный процесс, в к-ром сочетаются в единстве дух и природа, субъект и объект, свобода и необходимость. Однако открывается этот процесс, по Ш., не познанию, а только вере, и гарантии исторического и нравственного прогресса только в боге. Задуманное как диалектика необходимости и свободы в истории, но развитое на основе идеализма и мистики, учение Ш. на деле свелось к фатализму и к полному отрицанию предвидения в истории. От “философии природы” и системы “трансцендентального идеализма” Ш. перешел к философии тождества — новой форме объективного идеализма. Гл. проблемой учения Ш. становится идея тождества объекта и субъекта, высшим законом объявляется закон тождества единого разума с самим собой. В абсолюте происходит процесс самопознания тождества — переход от единого ко многому. Учение Ш. о свободе получило дальнейшее развитие в “философских исследованиях о сущности человеческой свободы и о связанных с этим предметах” (1809). Вместе с Фихте Ш. понимал свободу как познанную необходимость, видел в явлении свободы не подвиг отдельного лица, а достижение об-ва. Однако в противоречии с этим взглядом проблема свободы у Ш. мистифицируется: связывается с проблемой зла в мире; последним корнем свободы провозглашается чисто личное начало, источник к-рого в потустороннем “умопостигаемом” мире. Приблизительно с 1815 Ш. перешел к новой—и последней — фазе своего развития: к мистической “философии мифологии и откровения”. Учение этого периода отличается крайним усилением мистических элементов мировоззрения Ш. Теперь Ш. клеймит всякую философию, основывающуюся на разуме. Ей он противопоставляет “философию откровения”, •к-рая ищет истину по ту сторону границ разума — в “религиозном опыте”. Публичная пропаганда Ш. “философии откровения” провалилась. В блестящих памфлетах (“Шеллинг о Гегеле”, “Шеллинг и откровение”, “Шеллинг — философ во Христе”) молодой Энгельс разъяснил современникам научную несостоятельность “философии откровения” и ее неспособность затмить рациональное содержание философии Гегеля. Значительным оказалось влияние молодого Ш.— прежде всего на Гегеля, на мн. естествоиспытателей, а также на рус. философию — через натурфилософов Велланского, М. Павлова, московский кружок “любомудров”, славянофилов, Чаадаева и др.
ШЕСТОВ Лев Исаакович (наст. фамилия Шварцман; 1866—1938) — рус. религиозный философ и литератор. С 1920 — в эмиграции. Пытаясь осмыслить кризис буржуазного об-ва, трагическое положение человека в нем, Ш. обращается к священному писанию, взглядам Паскаля. Ницше. Достоевского, признает близость своих воззрений с учением Кьеркегора. В его произв. дается критика рационализма в философии, этике и даже теологии, проводится идея неспособности разума постичь “последнюю истину”, разгадать тайну человеческого существования. Наука и разум, полезные в обыденной жизни, исследуют, по мнению Ш., необходимое и общеобязательное, менее всего ценное для личности как неповторимой индивидуальности; они “равнодушны” к страданиям и смерти человека, делают его рабом необходимости, лишают возможности творчества. Иррационализм, неприятие общепринятых, прежде всего светских, форм культуры приводят Ш. к нигилизму, к-рый он пытается преодолеть с помощью религии, усматривая в откровении путь к личному спасению, подлинной истине и свободе. Последняя отождествляется с верой в бога, для к-рого нет ничего невозможного и невероятного. Признание абсурдности жизни и мистической веры как средства спасения характерно для представляемой Ш. экзистенциальной философии, выражающей декаданс буржуазного фило-софско-эстетического сознания. Соч.: “Достоевский и Ницше. Философия трагедии” (1903), “Апофеоз беспочвенности” (1905), “На весах Иова” (1929), “Афины и Иерусалим” (1938), “Sola fide” [только верою] (1957), “Умозрение и откровение” (1964).
<< [Первая] < [Предыдущая] 1 2 [Следующая] > [Последняя] >>
|