Страница 1 из 5
В
ВАВИЛОВ Николай Иванович (1887—1943) —один из основоположников советской генетики и совр. научной селекции, географ, растениевод, автор учения о мировых центрах происхождения культурных растений. Придавая большое значение философии и методологии науки, он указывал на плодотворность использования диалектико-матерналистического метода в генетике, на необходимость критики, с этих позиций идеализма и механицизма. С диалектической т. зр. В. подходил к трактовке открытого им закона о гомологических рядах в наследственной изменчивости, согласно к-рому генетически близкие виды характеризуются сходным* типом наследственной изменчивости. Развивая системный подход к пониманию вида, В. настаивал на том, чтобы в сложной взаимосвязи изменений живых систем больше учитывать их органическую. целостность. В. тесно связывал генетику с сельскохозяйственной практикой, что дало новые импульсы как самой науке о наследственности и изменчивости, так и ее более широкой общебиологической основе — дарвинизму. В. вел непримиримую борьбу против антинаучных взглядов на генетику.
ВАВИЛОВ Сергей Иванович (1891— 1951)—советский физик, президент АН СССР (1945—51). Осн. труды В. посвящены физической оптике, гл. обр. изучению природы фотолюминесценции. Заслугой В. явилось диалектико-мате-риалистическое истолкование ряда революционных открытий новой физики. Он развивал представление о поле как особом виде материи, внес важный вклад в разработку последовательно материалистической интерпретации корпускулярно-волнового дуализма. указал на математическую гипотезу как ведущий метод познания совр. физики и т. д. В. был одним из инициаторов широкого исследования философских вопросов естествознания в СССР.
ВАЙШЕШИКА (санскр. “више-ша” — особенность) — система древ-неинд. философии. Первое ее систематическое изложение (Вайшешика-сут-ра) дано Канадой (6—5 вв. до н. э.). Значительное развитие В. получила в труде Прашастапады (4 в.) “Падартха-дхармасанграха”. В системе В. сильны материалистические тенденции. В. устанавливает семь категорий для всего существующего: субстанцию, качество, действие, общность, особенность, присущность, небытие. Первые три категории существуют реально. Следующие три логические категории — продукты деятельности ума. Важную роль для познания играет категория “особенность” (давшая имя учению—В.), т. к. в ней отражается реальное разнообразие субстанций. Мир состоит из субстанций, обладающих качеством и действием. В. указывает девять субстанций: земля, вода, свет, воздух, эфир, время, пространство, душа, ум. Атомы первых четырех субстанций образуют все материальные объекты. Атомы вечны, неделимы, невидимы, не имеют протяжения, но их комбинации образуют все протяженные тела. Соединением атомов управляет мировая душа. Вследствие постоянного движения атомов мир, существующий во времени, пространстве и эфире, периодически создается и разрушается. Атомы разделяются по качеству на четыре рода, в зависимости от происхождения, и вызывают четыре вида ощущений: осязание, вкус, зрение, обоняние. Гносеология В., близкая к теории познания ньяя, указывает на четыре рода истинного и четыре рода ложного познания. Истину дают восприятие, вывод, память и интуиция.
ВАН ЧУН (27—104)—кит. философ-материалист. В своем осн. произв. “Критические рассуждения” (“Лунь хэн”) решительно выступил против мистики и идеализма, против конфуцианского учения о “небе” как высшей целенаправляющеи силе, определяющей возникновение и развитие явлений и вещей. Согласно учению В. Ч., все в мире имеет своим источником и первоосновой материальные элементы ци. Человек — часть природы, он порождается в результате сгущения ци. Рассеивание ци приводит к гибели и уничтожению. Исходным моментом про-•цесса познания объективного мира В. Ч. объявлял чувственные восприятия и ощущения человека. Он отрицал существование “врожденного” знания. В. Ч. выступил против теории о зависимости общественной жизни от стихийных явлений природы. История развивается по циклам, за периодом расцвета наступает упадок, затем процесс повторяется.
ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович (1856—1925) — рус. философ и психолог, неокантианец. Называя свою концепцию “логицизмом”, В. последовательно развивал идеи кантовской философии, углубляя дуализм веры и знания, души н тела и т. д. В соч. “О пределах н признаках одушевления” (1892) он утверждал, что чужая душевная жизнь никаких объективных признаков не имеет и потому непознаваема (“психофизический закон В.”). В. пытался обосновать построение психологии, ограничивающейся лишь описанием душевных явлений (“Психология без всякой метафизики”, 1914). В логике— последовательный идеалист (“Логика как часть теории познания”, 1909). Выступал против атеизма и материализма (“Судьба веры в бога в борьбе с атеизмом”, 1922).
ВДОХНОВЕНИЕ—состояние человека, особо благоприятное для различных видов творческой деятельности. По словам Пушкина, “вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии”. В. характеризует полная сосредоточенность всех духовных сил человека на объекте творчества, эмоциональный подъем (радость творчества, творческое горение), в силу чего труд становится исключительно продуктивным. В противоположность идеалистическому пониманию В. как “божественного неистовства”, мистической интуиции и внезапного озарения (Платон, Шеллинг, Э. Гартман, 3. Фрейд, Г. Рид и др.), материализм отрицает какой бы то ни было сверхъестественный характер В., рассматривает его как психическое явление, обусловленное общественными и индивидуальными стимулами творчества, а также самим процессом труда.
ВЕБЕР Макс (1864—1920) — нем-. социолог, социальный философ и историк. Гл. идеей социальной философии В. является идея рациональности, нашедшей свое “специфически западное” выражение в совр. буржуазном об-ве с его рациональной религией (протестантизм), рациональным правом, управлением (бюрократия), денежным обращением и т. д., обеспечивающими возможность последовательно рационального поведения в хозяйственной сфере, позволяя добиться здесь предельной экономической эффективности (капитализм). Эта тенденция, по В., проникает во все сферы межчеловеческих взаимоотношений н культуры (музыки, живописи и т. д.). Дальнейшую разработку идея “западного типа рациональности” получает у В. в связи с его концепцией рациональной бюрократии, представляющей собой высшее воплощение капиталистической рациональности и “судьбу Запада”. “Западный тип рациональности”, содержательную предпосылку к-рого образовывала, согласно В., иудаистски-христианская форма религиозности, он не считал единственным. Наряду с ним он выделял кит. (даоистски-конфуцианский) и инд. (индуистски-буддистский) типы рациональности. Различие этих типов рациональности обусловливается, с его т. зр., различием способов отношения к миру, задаваемых соответствующими религиозными “картинами мира”. Даоистски-конфуцианская “картина мира” задает приспособленческий тип отношения к миру, индуистски-буддистская — ориентирует человека на бегство от мира, иудаистски-христианская — на овладение миром. Религиозные “картины мира”, следовательно, определяют своеобразие соответствующих типов рациональности не по логической форме, к-рая остается одинаковой для всех этих типов, а по содержательной направленности утверждаемых ими способов “социального действия” индивидов. На основе этих “картин” осуществляется артикуляция основополагающего мотива человеческих действий. Особое место в веберовской теории рациональности занимает проблема “парадокса” рациональности “западного типа”, заключающегося в том, что по мере углубления процесса рационализации, начинающегося с рационализации религиозной “картины мира”, происходит “расколдовывание” этого “мира”, лишение его покрова “тайны”. Соответственно происходит разрушение религиозной “картины мира”, этой фундаментальной предпосылки “западного типа рациональности”, что угрожает существованию его самого. Религиозная рационализация ведет к “обезбожи-ванию” мира — сперва теоретическому (в рамках “картины мира”), а затем и практическому (“расколдовыванию внутримирской действительности”), а это, в свою очередь, ведет к “обессили-ванию” самой религии. Отсюда — возрастание роли науки как новой содержательной предпосылки, задающей направление рационализации в радикально “расколдованном” мире. Выражением нового типа отношения к миру, соответствующего этой новой ситуации, оказывается у В. “этика ответственности”. Веберовская концепция рациональности (рационализации) оказала далеко идущее воздействие на всю зап. немарксистскую социально-философскую мысль 20 в. Соч.: “Национальное государство и народнохозяйственная политика” (1895), “Протестантская этика и дух капитализма” (1905), “Хозяйство и общество” (1921) и др.
ВЕДАНТА (буквально “завершение Вед”) — одна из ортодоксальных систем инд. философии, религиозно-философское учение, возникшее на базе Упанишад. В. и до сих пор занимает важное место в философии индуизма. Впервые осн. положения В. были изложены Бадараяной в его Веданта-сутрах. В дальнейшем В. развивалась по линии издания комментариев на это соч. и на Упанишады. В В. существуют два направления. Первое из них — ад-вайта (абсолютный не-дуализм), основателем к-рого был Шанкара (8 в.). Согласно адвайте, в мире не существует никакой др. реальности, кроме единой высшей духовной сущности — Брахмана, к-рый неопределим, необусловлен и бескачествен. Представление о многообразии предметов и явлений вселенной является следствием неведения (авидья): на самом деле все, кроме бога, является чистой иллюзией (майя). Осн. методами познания ад-вайта признает интуицию и откровение и считает, что вывод и ощущение играют второстепенную роль. Целью усилий индивида является постижение того, что за всем многообразием стоит единое божество. Значительную роль в В. Шан-кары играло учение о психических состояниях (авастха) человека как о том, что обусловливает внешнюю действительность. Второе направление В.— вишишта-адвайта (различительный недуализм), основоположником к-рого является Рамануджа (11—12 вв.). Согласно учению Рамануджи, существуют три реальности: материя, душа и бог. Они находятся во взаимоподчинении: индивидуальная душа подчиняет себе материальное тело, бог господствует над ними обоими. Без бога и душа, и материя могут существовать только как чистые понятия, а не как действительность. Целью усилий индивида является освобождение от материального существования, к-рое достигается путем духовной активности, знания и любви к богу. Последнее считается особенно важным. Адвайта была в несколько большей степени связана с культом бога Шивы, а вишишта-адвайта — с культом бога Вишну.
<< [Первая] < [Предыдущая] 1 2 3 4 5 [Следующая] > [Последняя] >>
|