Метафизика, в буквальном смысле -“то, что после физики”; так были названы Андроником Родосским в изданном им сборнике сочинений Аристотеля статьи, не имеющие собственного заглавия и помещенные им после трактатов по физике. Впоследствии название М. стали прилагать к наиболее общей части философии, к учениям о высших принципах познания (онтология), о Боге, о первоначале мира, о бессмертии души и свободе воли, причем до Канта все названные вопросы рассматривались догматически, допуская возможность абсолютного познания. В этом смысле под М. ныне разумеют не критическую (по терминологии Канта) философию, решающую высшие вопросы познания, исходя из положения о тождестве познания и действительности. Позитивная философия Канта признает самую постановку метафиз. вопросов. выходящих за пределы возможного знания.
Метафизика, 1) философская "наука" о сверхчувствительных принципах бытия. Термин "М." имеет искусственное происхождение. Александрийский библиотекарь Андроник Родосский (1 в. до н. э.), стремившийся расположить произведения Аристотеля в соответствии с их внутренней содержательной связью, озаглавил "Metà a tà physiká" ("после физики") его книгу о "первых родах сущего". Сам Аристотель называл науку, изложенную в этих книгах, то "первой философией", то "наукой о божестве", то просто "мудростью". В современной западной буржуазной философии термин "М." часто употребляется как синоним философии. 2) Противоположный диалектике философский метод, исходящий из количественного понимания развития, отрицающий саморазвитие. Оба указанных смысла понятия М. исторически преемственны: возникнув как основная философская "наука" о началах всего сущего, М. на определённом этапе, на базе механистического естествознания 17 в., была переосмыслена как общий антидиалектический метод. Это переосмысление сочеталось с отрицательным отношением к М. как философской спекулятивной науке, которой был противопоставлен метод точных наук - механики и математики - в качестве научного образа мышления. В качестве метода мышления, противоположного диалектике, М. впервые была истолкована в идеалистической форме Г. Гегелем. К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин показали научную несостоятельность метафизического метода мышления. Именно в марксизме понятие "М." приобрело указанный смысл и в терминологическом отношении.
Диалектика [греч. dialektiké (téchnе) - искусство вести беседу, спор, от dialégomai - веду беседу, спор], учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей. В этом смысле Д., начиная с Гегеля, противопоставляется метафизике - такому способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга. По характеристике В. И. Ленина, Д. - это учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи. В истории Д. выделяются следующие основные этапы: стихийная, наивная Д. древних мыслителей; Д. философов эпохи Возрождения; идеалистическая Д. немецкой классической философии; Д. русских революционных демократов 19 в.; марксистско-ленинская материалистическая Д. как высшая форма современной Д. В философии марксизма получило научно обоснованное и последовательное выражение единство материализма и Д.
Диaлеkтиka и ее альтернативы
Д. - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Основные принципы диалектики - всеобщая связь, становление и развитие, к-рые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов. П. целостности: проблема несводимости целостности к простой сумме частей заключается в связи, объединяющей предметы в сложные комплексы, во взамовлиянии частей. П. детерминизма: реальные природные, обществ. и психич. явления и процессы детерминированны, т.е. возникают, развиваются и уничтожаются
закономерно, в рез-те действия опред. причин, обусловлены ими. В марксизме Д. выступает как учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития бытия и мышления. Материалистическая диалектика выражается в системе филос. категорий и законов.
Главные законы: 1) превращение или переход количества в качество, 2) взаимное проникновение полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности (единство и борьба противоположностей), 3) развитие путем противоречия, или отрицание отрицания - спиральная форма развития. Для Д. характерно формирование парных кате-горий, отражающих "полярные" стороны целостных явлений, процессов.
Категории.
Единичное характеризует отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим пространствен-ным, временным и другим св-вам от иных, в том числе подобных ему, пред-метов, явлений, процессов.
Общее - объективно существующее сх-во характе-ристик единичных предметов, их одно-типность в нек-рых отношениях, принад-лежность к одной и той же группе явле-ний или единой системе связей.
Сущность - внутренняя, глубин-ная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определ. его приро-ду, совокупность черт и др. хар-ки.
Явление - внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые хар-ки того или иного предмета.
Содержание -совокупность различных элементов и их взаимодействий, опре-деляющих основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса.
Форма- принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания. Причина-следствие.
Качество- целостная, интегральная хар-ка предмета (единство его св-в) в системе его связей и отношений с другими предметами.
Кол-во - хар-ка явлений, предметов, процессов по степе-ни развития или интенсивности прису-щих им св-в, выражаемая в величинах и числах.
Мера - диалектич. единство кач-ва и кол-ва или такой интервал кол-ных измерений, в пределах к-рого сохраняет-ся качественная определенность предме-та.
Скачок - переход количественных измерений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (в рез-те превышения меры).
Категории системного исследования:
система - упорядоченное мн-во взаимосвязанных эл-тов, обладающее структурой и организацией;
эл-т - неразложимый далее компонент сложных предметов, явлений, процессов;
структура - относи-тельно устойчивый способ (закон) связи эл-тов того или иного сложного целого.
|