|
Учебное пособие написано в соответствии с новыми требованиями, содержащимися в государственных образовательных стандартах.
Основное внимание уделено философскому анализу науки как специфической системы знания, формы духовного производства и социального института. Рассмотрены общие закономерности развития науки, ее генезис и история, структура, уровни и методология научного исследования, актуальные проблемы философии науки, роль науки в жизни человека и общества, перспективы ее развития и ряд других проблем.
Рассчитано прежде всего на аспирантов и соискателей, готовящихся к экзаменам кандидатского минимума, а также всех желающих составить собственное представление о философской рефлексии над развитием науки.
|
|
2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 448 с. |
Вы стоите сейчас перед непростой задачей - сдать наряду с собственной специальностью и иностранным языком еще одну важную дисциплину - философию, но рассматриваемую в том ее ракурсе, где она тесно смыкается и взаимодействует с наукой. Как вы уже знаете, философия - теоретическая рефлексия об отношениях человека и мира - занимается самыми разными проблемами: сущностью человека и смыслом жизни, спецификой познания и деятельности, вопросами о Боге, смерти и бессмертии и т.д. Эти вопросы важны и интересны для любого человека, и подобная тематика может привлекать и волновать вас даже за пределами учебных занятий. Однако сейчас вам необходимо встретиться с тем обликом философии, который крайне необходим для вас как для профессиональных ученых, но еще не знаком вам в достаточной мере, - с философией науки.
Формат: doc / zip
Размер: 413 Кб
Скачать учебник: http://depositfiles.com/files/prkwkbk9y
ОГЛАВЛЕНИЕ
От авторов...........................................................................................3
Глава I
НАУКА И ОБЩЕСТВО ...........................................................................6 § 1. О многообразии форм знания. Научное и вненаучное знание... 6
§ 2. Наука как социокультурный феномен...................................... 15
§ 3. Возникновение науки. Наука и практика..................................27
§ 4. Научное знание как система, его особенности и структура.....37
§ 5. Динамика научного знания........................................................49
§ 6. Классификация наук и проблема периодизации истории науки 60
§ 7. Сциентизм и антисциентизм...................................................... 79
Глава II
ИСТОРИЯ НАУКИ................................................................................ 85 § 1. Историография науки................................................................85
§ 2. Возникновение предпосылок (элементов) научных знаний в Древнем Мире и в Средние века..... 96
§ 3. Зарождение и развитие классической науки...........................114
§ 4. Неклассическая наука..............................................................129
§ 5. Постнеклассическая наука.......................................................140
Глава III
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ............................................................................ 151 § 1. Соотношение философии и науки...........................................151
§ 2. Предметная сфера философии науки .....................................169
§ 3. Возникновение философии науки как направления современной философии...... 176
§ 4. Научная картина мира и ее эволюция......................................186
§ 5. Наука и эзотеризм....................................................................198
§ 6. Новации в современной философии науки. Синергетика и эвристика..........214
§ 7. Актуальные проблемы науки XXI века.....................................227
Глава IV
ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ........243 § 1. Эмпиризм и схоластическое теоретизирование......................243
§ 2. Особенности эмпирического исследования............................246
§ 3. Специфика теоретического познания и его формы................250
§ 4. Структура и функции научной теории. Закон как ключевой ее элемент.....269
§ 5. Единство эмпирического и теоретического, теории и практики. Проблема материализации теории........289
Глава V
МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ............................ 300 § 1. Метод и методология...............................................................300
§ 2. Классификация методов..........................................................310
§ 3. Основные модели соотношения философии и частных наук ..319
§ 4. Функции философии в научном познании...............................326
§ 5. Общенаучные методы и приемы исследования.......................338
§ 6. Понимание и объяснение.........................................................352
§ 7. О современной методологии ...................................................363
Глава VI
ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ........................376 § 1. Преемственность в развитии научных знаний..........................376
§ 2. Единство количественных и качественных изменений в развитии науки.....................381
§ 3. Дифференциация и интеграция наук.......................................383
§ 4. Взаимодействие наук и их методов.........................................386
§ 5. Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации.....................388
§ 6. Теоретизация и диалектизация науки......................................394
§ 7. Ускоренное развитие науки.....................................................397
§ 8. Свобода критики, недопустимость монополизма и догматизма..........................400
Глава VII
НАУКА, ЧЕЛОВЕК, ПОВСЕДНЕВНОСТЬ........................................ 403 § 1. Наука как ответ на человеческие потребности........................403
§ 2. Наука и нравственность............................................................416
§ 3. Пределы научности в жизни и истории....................................431
Заключение........................................................................................436
Литература......................................................................................440
|