|
Учебник охватывает широкий круг наиболее важных философских тем, предусмотренных государственными образовательными программами. Его основная цель - познакомить изучающих философию и широкий круг читателей с современной философской проблематикой, показать различные подходы к решению тех или иных вопросов этой дисциплины. Книга поможет на основе знания историко-философского материала выработать собственную философскую позицию, умение самостоятельно судить и разбираться в сложных жизненно важных вопросах.
Для студентов, аспиратнтов и преподавателей высших учебных заведений, учителей и учащихся старших классов школ, гимназий, лицеев, колледжей, широкого круга читателей, интересующихся проблемами философии.
|
|
2-е изд., перераб. и доп. - М.: ПЕР СЭ, 2001. — 447 с.
|
Формат: pdf / zip
Размер: 3,31 Мб
Скачать учебник: http://depositfiles.com/files/yw012rcac
Содержание
Предисловие.............................................................................................. 3
Глава 1. Философия: ее предмет и роль в обществе...................... 6
Философия в первом приближении ............................................. 6
Что такое философия?...................................................................... 8
Предфилософия................................................................................. 9
Основные этапы становления философии .................................. 9
Суть вопроса. — Предыстория. — Человек и его мировоззрение
Первые исторические формы мировоззрения......................... 13
Мифология. — Религия. — Исторические формы религиозных верований
Философия как форма мировоззрения....................................... 21
Появление философии. — Суть философского знания. — Предмет философии. — Структура философского знания.
— Новые области философского знания. — Метафизика
Об «основном вопросе философии»......................................... 30
Материалисты и идеалисты. — О вреде чрезмерной схематизации. — О пользе сомнения в философии
Основные функции философии................................................... 35
Мировоззренческая. — Гносеологическая. — Методологическая. — Интегративная. — Культурологическая. — Аксиологическая. — Этическая
Место и роль философии в обществе ....................................... 40
Философия и наука........................................................................... 41
Что есть наука? — Почему философия не наука? — Философия — «мать» всех наук. — Наука обогащает философию. — От «старых» к новым философским тайнам. — Наука как форма мировоззрения. — Этапы развития НТП.
— Философия и наука в единстве и различии. — Общая
схема мировоззрения
Философия в современном мире................................................ 52
Глава 2. Онтология (Учение о бытии)............................................. 56
§ 1. Философия о сущем................................................................ 58
Понятие онтологии. — Категория «бытие». — Проблема бытия в истории философии. — Синтез философского и научного знаний
§2. Понятие бытия........................................................................... 65
Этимология понятия. — Диалектика бытия и небытия.
— Бытие как точка отсчета. — Разнообразие форм бытия
§ 3. Неживая природа...................................................................... 71
Происхождение и эволюция Вселенной. — История Земли. — Появление и эволюция человека. — «Вторая природа»
§4. Живая природа........................................................................... 74
Происхождение жизни. — О возможности жизни во Вселенной. — Философский оптимизм в решении трудных задач. — Зависимость живого от неживого. — Характерные особенности живого. — Область распространения живого
§5. Бытие человека........................................................................... 79
Философия о душе. — Бытие индивидуальности. — Бессознательное. — Бытие индивидуального сознания. — Бытие общественного сознания
§6. Проблема субстанции в философии.................................... 86
Понятие субстанции. — Разновидности монизма. — Субстанция как предельное основание. — Материя. — Уровни организации материи
§7. Движение и развитие................................................................ 92
Соотношение движения и покоя. —Типы движения.— Развитие. — Формы движения
§8. Пространство и время............................................ 96
Пространство и время в истории философии. — Различные подходы к пониманию пространства и времени. —Теория относительности. — Многомерность пространства.
— Социальное пространство. — Социальное время
§9. Сознание.................................................................................... 103
Природа сознания. — Отождествление сознания и души.
— Развитие представлений о сознании. — Иррациона
лизм. — Сознание как функция головного мозга. — Ма
териалистическая концепция сознания. —Труд как усло
вие появления сознания. — Язык и сознание. — Самосознание
§ 10. Многообразие и единство мира...................................... 116
Фундаментальные основы единства мира. — Аргументы науки
Глава 3. Гносеология (Учение о познании)................................. 122
§ 1. Проблема объекта познания в философии.................... 123
Объяснение. — Описание. — Понимание. — Рефлексия
§ 2. Субъект познания.................................................................. 130
Чувственное познание. — Рациональное познание. — Личностное знание
§ 3. Способы постижения реальности .......................... .'.......... 142
Обыденное познание. — Миф. — Художественное познание. — Религия. — Философия
§ 4. Наука. Формы и методы научного познания.................. 149
Основные формы теоретического знания. — Методы теоретического познания
§5. Знание и его формы................................................................ 165
§ 6. Ценности и познание. Возможно ли объективное
истинное знание?........................................................................... 170
Глава 4. Философия природы
(Взаимодействие природы и общества)......................................... 179
§ 1. Понятие природы.................................................................... 179
Широкий смысл. — Узкое значение. — Специфический контекст
§ 2. Взаимодействие природы и общества............................... 182
Предфилософский период. —Античная философия. — Средневековье и эпоха Возрождения. — Новое время и становление капитализма. — Реалии XX в. Экологический кризис
§ 3. Географическая среда........................................................... 190
Параметры географической среды. — Общественное развитие и географическая среда. — Географические школы. — Концепции «естественных законов». — Географический детерминизм. — Социальный детерминизм. — Геополитика. — Современные формы географического детерминизма
§ 4. Социальная экология............................................................. 201
История экологических катастроф. — Происхождение экологии. — Законы социальной экологии. — Философский контекст экологической проблемы
§ 5. Ноосфера................................................................................ 207
Человечество как геологическая сила. — Становление новой реальности. — В.И.Вернадский о ноосфере. —Человек и ноосфера. — Экологический императив
Глава 5. Философская антропология (Учение о человеке)...214
§ 1. Человек как философская проблема............................... 214
Истоки интереса к человеку. — Что есть человек? — О происхождении человека. — Что можно утверждать достоверно? — Специфика философского понимания человека
§ 2. Место человека в истории философии............................. 223
Человек в восточной философии. — Западная традиция
§ 3. Становление и "развитие философской
антропологии.................................................................................. 231
Происхождение термина. — Интеграция знаний о человеке. — Единая наука о человеке. — Сущность философской антропологии
§4. Биосоциальная природа человека...................................... 237
Дуалистическая и монистическая концепции человека. — Биологизаторские концепции. — Социологизаторские концепции. — Сущность человека
§ 5. Смысл жизни и предназначение человека....................... 245
Наедине с самим собой. — Быть или не быть? — Этапы ухода из жизни. — Предназначение человека
Глава 6. Праксиология .................................................................... 251
Понятие деятельности. — Атрибуты деятельности. — О роли деятельности в формировании и развитии человека. — Труд. — И фа. — Творчество: труд и игра — Регуляция деятельности человека
Глава 7. Социальная философия (Учение об обществе)........ 291
§ 1. Основные парадигмы социологической
мысли............................................................................................. 292
О. Конт. — Марксизм. — Г. Спенсер. — Э. Дюркгейм.
— М. Вебер. — П.А. Сорокин. — Теория факторов
§ 2. Понятие общества. Основные подсистемы
общества. Гипотезы возникновения общества...................... 299
Попытка научного описания происхождения общества. — Общественное производство. — Экономическая подсистема. — Собственность. — Духовное про-
изводство. — Духовная подсистема. — Отрасли духовного производства. Наука. — Информация и коммуникация. — Воспитание и образование. — Структура общественного сознания. — Общественная психология. — Идеология. — Состояния общественного сознания. — Социальная подсистема. — Социальные общности и группы. — Этнические общности. — Сословия и классы. — Институты. — Территориальные группы. — Политическая подсистема общества
§ 3. Проблема оснований общественной жизни.
Понятие цивилизации................................................ 324
Цивилизация.— Типы цивилизаций
§ 4. Культура, ее строение и социальные функции ... 335
Структура культуры. — Культурные универсалии. — Внутреннее строение культуры. — Культурная деятельность. — Культурная предметность. — Культурная коммуникация. — Функции культуры
§ 5. Необходимость и свобода
в историческом процессе........................................ 354
Историческая необходимость. — Субъект истории. —
Свобода
Глава 8. Аксиология (Учение о ценностях).................... 365
§ 1. Понятие ценности............................................. 365
Мир значимостей и мир ценностей
§2. Ценности и оценка.............................................. 372
Предмет оценки. — Субъект оценивания. — Основание оценки
§3. Виды ценностей.................................................. 379
Предметные ценности. —Духовные ценности. — Личностные и групповые ценности. — Иерархия ценностей
Глава 9. Философия и глобальные проблемы
целостного мира (Философия глобалистики).................. 391
§ 1. Глобализация —новая тема философии............. 391
Появление глобальных проблем. — Ускорение общественного развития. — Современныетенденции мировых процессов.—Осознание глобальных тенденций.—Технооп-тимисты. — Технопессимисты. — Римский клуб
§ 2. Роль философии в решении глобальных
проблем................................................................... 402
Взаимосвязь науки и философии. — Особенности философского подхода
§ 3. Сущность глобальных проблем.
Происхождение понятия.......................................... 406
Проблемы различных уровней. — Критерии глобальности
§4. Принципы классификации.................................... 410
§ 5. Основные мировые проблемы........................... 412
Демографическая проблема. — Проблема образования. — Здравоохранение. — Продовольственная проблема. — Неравномерность экономического развития. — Энергетические и сырьевые ресурсы. — Проблема войны и мира
§ 6. Общечеловеческие ориентиры.......................... 423
Кглобальному сознанию. — Консолидация международных сил. — Частные и общие интересы
§7. К обновленному гуманизму................................ 429
Истоки кризиса. — К новой системе ценностей. — Общечеловеческие ценности. —Личность и общество
Заключение................................................................... 436
Словарь философских терминов.................................... 438
|