Учебное пособие посвящено проблемному рассмотрению основных философских идей ХIX-XX веков и имеет цель расширить границы обзорных (предгосэкзаменационных) лекций. Анализируются наиболее влиятельные концепции.
Предназначена для студентов-психологов, а также всех студентов, изучающих курс истории философии.
Формат: doc / zip
Размер: 123 Кб
Скачать учебник: http://depositfiles.com/files/fqodc1c1s
Особенность философии яснее всего проявляется на материале сугубо философской проблемы – проблемы бытия. Сложность проблемы бытия состоит в том, что для понятия "бытие" недопустим классический способ определения через род и видовое отличие : для понятия бытия невозможно подобрать более широкое по объему понятие. Выделение признаков бытия традиционно устанавливалось через выявление отношения с небытием, где бытие и небытие понимались как относительные понятия.
Древнегреческая философия прославилась постановкой таких вопросов, на которые человечество ищет ответы по сей день. Еще Парменид утверждал, что бытие есть, а небытия нет. Аргументация Парменида сводилась к следующему: бытие – это существующее, небытие – это несуществующее, следовательно, когда мы говорим, что бытие (существующее) существует, мы не впадаем в противоречие, суждение "бытие есть" является истинным, следовательно, бытие есть. Если же мы скажем, что небытие (несуществующее) существует, то такая мысль логически противоречива, а суждение "небытие есть" является ложным, следовательно, заключал Парменид, небытия нет. Но откуда возникает бытие? И во что превращается существующее? Ведь то, что сегодня обладает статусом бытия, вчера еще не существовало и, возможно, завтра тоже исчезнет.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ. ФИЛОСОФИЯ: ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ, СПЕЦИФИКА ЗНАНИЯ
1.Становление проблемы бытия
2.Варианты решения проблемы бытия
3.О содержании понятия "бытие"
4.О содержании понятия "сущее"
Литература для самостоятельной работы и вопросы для самопроверки знаний
ФИЛОСОФИЯ АРТУРА ШОПЕНГАУЭРА
1.Что есть истина
2.Гносеология А.Шопенгауэра: мир как представление
3.Онтология и антропология А.Шопенгауэра:мир как воля
4.Природа и человек как формы объективации бессознательной воли
5.Эстетика А.Шопенгауэра
6.Этика А.Шопенгауэра
Литература для самостоятельной работы и вопросы для самопроверки знаний
ФИЛОСОФИЯ СЕРЕНА КЬЕРКЕГОРА
1.Иррационалистический характер философии
2.Учение о линейном бытии Единичного
3.Учение о вере как основании экзистенции
4.Интерпретация веры в современной психологии
Литература для самостоятельной работы и вопросы для самопроверки знаний
ФИЛОСОФИЯ ФРИДРИХА НИЦШЕ
1.Общая характеристика проблем и идей
2.Проблема бытия в лейтмотиве борьбы Диониса с Аполлоном
3.Разумность как разрушение жизни
4.Место науки в жизни человека
5.Идея возвращения человека к жизни и критика христианства
6.ZARATHUSTRA и идея сверхчеловека
Литература для самостоятельной работы и вопросы для самопроверки знаний
ФИЛОСОФИЯ ВИЛЬГЕЛЬМА ДИЛЬТЕЯ
1.Проблемное поле исследований и методология "описательной психологии"
2.Учение о сознании
3.Место психического в теории познания
4.Понятие жизненной единицы
5.Учение о целесообразности
6.Учение о душе человека как структурной связи элементов психического
Литература для самостоятельной работы и вопросы для самопроверки знаний
ФИЛОСОФИЯ АНРИ БЕРГСОНА
1.Теоретические источники философии "жизненного порыва"
2.Онтология сознания: учение о длительности
3.Размышления о цвете: цвет как физическое (пространственное) явление
4.Учение о природе цвета: цвет как восприятие (психическое)
5.Критика психологических учений о сознании
6.Учение о времени: время как абстракция и время как длительность
7.Сознание как длительность и обретение знания о свободе "я"
8.Место учения Бергсона в современной психологической науке
9.Сознание как действие
Литература для самостоятельной работы и вопросы для самопроверки знаний
ФИЛОСОФИЯ ОСВАЛЬДА ШПЕНГЛЕРА
1.Общая характеристика
2.Учение о природе человеке
3.Дом и искусство как противоположности
4.Исторические псевдоморфозы
5.Проблема культуры в историологии
6.Символ культуры как ее предпосылка
7.Культура как модель описания и объяснения мира
8.Об источнике становления новых культур
Литература для самостоятельной работы и вопросы для самопроверки знаний
ФИЛОСОФИЯ ЭДМУНДА ГУССЕРЛЯ И ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
1.Предмет феноменологии
2.Понятие "ноэма" и учение о феноменологической редукции
3.Лозунг "Назад, к предметам!"
4.Сознание как ноэзис: смыслоформирование
5.Феноменологическая редукция смыслоформирования: сознание как переживание
6.Учение о достоверности
7.Учение о жизненном мире
8.Учение об очевидности. Развитие идей Гуссерля
Литература для самостоятельной работы и вопросы для самопроверки знаний
ФИЛОСОФИЯ МАРТИНА ХАЙДЕГГЕРА И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
1.Общая характеристика экзистенциализма
2.Учение о сущности человека и понятие экзистенции
3."Фундаментальная онтология": учение о бытии
4.Учение о смысле бытия человека
5.Учение о языке как истине бытия
6.Учение о герменевтичности бытия
Литература для самостоятельной работы и вопросы для самопроверки знаний
ФИЛОСОФИЯ ХАНСА ГЕОРГА ГАДАМЕРА И ФИЛОСОФСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА
1.Общая характеристика герменевтической философии
2.Становление философской герменевтики
3.Учение о понимании
4.Понятие герменевтического опыта как горизонта понимания
5.Учение о предрассудке
6.Концептуальная ценность подхода Гадамера к проблеме понимания
Литература для самостоятельной работы и вопросы для самопроверки знаний
|