Под ред. Вачугова Д.Д.
2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 2005. — 376 с.
В учебнике рассматриваются основные положения "менеджмента" применительно к российским условиям. Важное место отведено анализу развития теории и практики управления в процессе развития рыночной экономики в стране, даны современные западные концепции управления, освещены психологические аспекты управления личностью и коллективом, руководства организацией в целом.
Для студентов экономических специальностей вузов, слушателей курсов переподготовки, специалистов-экономистов, руководителей разного уровня.
Формат: pdf / zip
Размер: 35,8 Мб
Скачать учебник
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие................................................................................................................ 3
ЧАСТЬ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА................................................ 6
Глава 1. Менеджмент: наука и практика............................................................. 6
§ 1. Менеджмент и предпринимательство. Общие черты и различия .... 6
§ 2. Научные основы менеджмента. Предмет и метод....................................... 9
§ 3. Виды и функции менеджмента.................................................................... 16
§ 4. Общие принципы управленческой деятельности..................................... 19
Глава 2. Идеи, теории и практические подходы
в менеджменте..................................................................................... 23
§ 1. Промышленный переворот и новые подходы к управлению.................. 23
§ 2. Классическая, или административная, школа менеджмента..................... 28
§ 3. Школа человеческих отношений и поведенческие
концепции менеджмента . ...................................................................... 34
§ 4. Системный и ситуационный подходы к управлению................................ 37
Глава 3. Понятие и свойства личности............................................................... 43
§ 1. Сущность и условия формирования личности......................................... 43
§ 2. Мышление и способности личности........................................................... 46
§ 3. Черты характера и формы их проявления................................................ 49
§ 4. Ценностные ориентации, притязания и ролевое поведение личности. . 52
Глава 4. Трудовой коллектив............................................................................... 56
§ 1. Коллектив и его виды.................................................................................. 56
§ 2. Формирование и развитие трудового коллектива................................... 59
§ 3. Психологические характеристики трудового коллектива....................... . 64
§ 4. Новый человек в трудовом коллективе.................................................... 69
Глава 5. Кадровый потенциал предприятия...................................................... 71
§ 1. Научный подход к управлению кадровым потенциалом......................... 71
§ 2. Численность персонала и его структура................................................... 76
§ 3. Должности и основные группы работ на предприятии............................ . 78
§ 4. Организация труда персонала.................................................................... 83
Глава 6. Организация, ее виды и структура....................................................... . 86
§ 1. Признаки организации. Внутренние переменные и внешняя среда. . . 86
§ 2. Законы организации.................................................................................... 90
§ 3. Виды организаций....................................................................................... 92
§ 4. Функциональная и дивизиональная организационные структуры ... 96
§ 5, Адаптивные структуры.............................................................................. 99
Глава 7. Управленческая структура организации........................................... 103
§ 1. Понятие управленческой структуры...................................................... 103
§ 2. Взаимосвязь организационной и управленческой структур................. 105
§ 3, Виды управленческих структур.............................................................. 107
Глава 8. Организационно-правовые основы управления
предприятиями............................................................................... 113
§ 1. Основополагающие правовые признаки предприятия........................... 113
§ 2. Хозяйственные товарищества, общества и кооперативы....................... 115
§3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия . . . . 118
§ 4. Некоммерческие организации: потребительские кооперативы»
учреждения и объединения юридических лиц........................................ 120
Глава 9. Организационная культура.................................................................. .. 124
§ 1. Понятие и элементы организационной культуры................................... .. 124
§ 2. Функции организационной культуры...................................................... 127
§ 3. Виды организационных культур.............................................................. 130
§ 4. Имидж организации................................................................................... .. 134
Глава 10. Власть менеджера................................................................................ 136
§ 1. Основы власти............................................................................................ .. 136
§ 2. Власть и влияние. Формальная и реальная власть.................................. .. 142
§3. Способы реализации власти....................................................................... .. 144
§ 4. Последствия неограниченной власти и безвластия................................. .. 147
Глава 11. Полномочия субъектов управления................................................ .. 1S1
§ 1. Полномочия и их виды............................................................................... 151
§ 2. Должностные права и обязанности руководителей................................ 158
§ 3. Делегирование полномочий....................................................................... .. 162
Глава 12. Выбор стиля управления.................................................................... 169
§ 1. Общее понятие о стилях управления........................................................ .. 169
§2. Авторитарный стиль................................................................................... .. 174
§3. Демократический стиль............................................................................... 176
§ 4. «Многомерные» стили управления.......................................................... 179
§ 5. Концепции ситуационного менеджмента.................................................. 181
Глава 13. Конфликты и способы их разрешения............................................ 188
§ 1. Понятие конфликта.................................................................................... 188
§ 2. Виды конфликтов и конфликтная ситуация............................................ .. 190
§3. Фазы развития конфликта.......................................................................... .. 193
§ 4. Стратегия и тактика разрешения конфликта .......................................... .. 195
* § 5. Переговоры как способ преодоления конфликтов................................. .. 200
ЧАСТЬ II. ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ.............................. .. 207
Глава 14. Управленческая информация........................................................... .. 207
§ 1. Информация и ее восприятие.................................................................... .. 207
§ 2. Понятие информационной системы и технологии.................................... .. 210
§ 3. Аппаратные средства................................................................................. .. 213
Г л а в а 15. Управленческие проблемы и их решение................................... .. 215
§ 1. Управленческие проблемы и причины их возникновения...................... .. 215
§ 2. Решение проблем........................................................................................ .. 217
§ 3. Методы принятия решений и их реализация........................................... .. 219
Глава 16. Планирование деятельности организации..................................... .. 223
§ 1. Сущность, принципы и организация планирования............................... .. 223
§ 2. Методы разработки планов...................................................................... .. 226
§ 3. Перспективные и стратегические планы.................................................. 231
§ 4. Особенности текущих планов.................................................................... .. 234
Глава 17. Управление качеством продукции и контроль............................. .. 238
§ 1. Контроль как функция менеджмента....................................................... .. 238
§ 2. Виды и этапы управленческого контроля............................................... .. 240
§ 3. Контроль качества продукции.................................................................. .. 241
Глава 18. Мотивация к труду............................................................................. .. 244
§ 1. Мотивы и мотивация................................................................................. 244
§ 2. Теории мотивации и потребности человека............................................. .. 248
§ 3. Экономические методы мотивации........................................................... 254
§ 4. Нематериальные стимулы к труду.......................................................... 260
Глава 19. Управление рабочим временем........................................................ 263
§ 1. Рабочее время и его структура................................................................ 263
§ 2. Анализ затрат рабочего времени............................................................. 266
§ 3. Планирование рабочего времени руководителя и специалиста .... 269
Глава 20. Цели в менеджменте............................................................................ 273
§ 1. Понятие цели и ее роль в управлении..................................................... 273
§ 2. Виды целей................................................................................................. ... 275
§ 3. «Цена» достижения целей......................................................................... 280
§ 4. Управление по целям................................................................................ ... 282
Глава 21. Управленческая стратегия................................................................ 284
§ 1. Стратегия и ее элементы........................................................................... 284
§ 2. Стратегии функционирования фирмы.................................................... 288
§ 3. Стратегии развития................................................................................... 290
§ 4. Стратегический прогноз........................................................................... 292
§ 5. Методы портфельного анализа и формирования стратегий................. 294
§ 6. Выработка стратегий на основе построения кривых.............................. 298
Глава 22. Стратегическое и оперативное управление................................... 299
§ 1. Управление на основе предвидения изменений...................................... 299
§ 2. Управление решением стратегических задач.......................................... 302
§ 3. Управление по слабым и сильным сигналам........................................... ... 304
§ 4. Оперативное управление.......................................................................... 307
§ 5. Управление материальными запасами..................................................... ... 309
Глава 23. Основы финансового менеджмента.................................................. 311
§ 1. Финансы организации и функции финансового менеджмента . . . . 311
§ 2. Финансовое планирование и финансовый контроль............................... 314
§ 3. Управление прибылью и рентабельностью............................................ 317
§ 4. Управление финансовыми инвестициями................................................ 319
§ 5. Управление текущими финансовыми операциями................................. 322
Глава 24. Управление рисками........................................................................... ... 324
§ 1. Понятие и виды риска............................................................................... 324
§ 2. Общие подходы к управлению риском................................................... 328
§ 3. Финансовые риски..................................................................................... 330
§4. Страхование рисков................................................................................... ... 331
§ 5. Хеджирование как инструмент управления рисками............................ 334
Глава 25. Управление маркетингом.................................................................. ... 338
§ 1. Место маркетинга в управлении организацией...................................... 338
§ 2. Управление разработкой товара............................................................. ... 339
§ 3/ Управление сегментацией рынка и позиционированием товара . . . 343
§ 4. Управление процессом товародвижения................................................. 345
§ 5, Управление ценообразованием................................................................ ... 347
§ 6. Управление контактами с потребителями............................................... ... 350
§ 7. Биржа как форма оптовой торговли....................................................... ... 351
Глава 26. Основы инновационного менеджмента........................................... ... 357
§ 1. Понятие и виды инноваций....................................................................... ... 357
§ 2, Этапы инновационного процесса............................................................. ... 359
§ 3. Организационные формы инновационной деятельности....................... ... 361
§ 4. Организация творческой работы............................................................. ... 365
Приложения........................................................................................................... 368
Литература.............................................................................................................
|