Карпов А.В.
|
В отечественной литературе по теории и психологии управления сложилась традиция начинать изложение с указания на то, что произошедшие в нашей стране за последнее десятилетие радикальные социально-экономические изменения резко повысили актуальность этих областей науки. Это хотя и правильно, но неточно. Речь в действительности идет не о «буме» управленческих исследований, а о том, что теория и психология управления наконец-то и у нас начинают обретать свое истинное — нормальное место — то, которое им по праву принадлежит и в науке, и в менеджменте за рубежом.
|
|
|
М.: Гардарики, 2005. — 584 с.
Излагаются основы психологии менеджмента исходя из его центральной категории — управленческой деятельности. Раскрываются психологическая структура, состав и содержание деятельности руководителя, система его управленческих функций и их главные психологические закономерности. Впервые в учебной литературе приводятся все основные компоненты психологической структуры личности руководителя — субъекта управленческой деятельности (психические процессы — восприятие, память, мышление; психические состояния, свойства личности, интеллект, рефлексии, умение принимать решения, способности, эмоционально-волевая сфера, коммуникативные процессы и др.). Представлены новейшие психологические данные, способствующие их уяснению и усвоению.
Для студентов психологических факультетов высших учебных заведений. Представляет интерес для менеджеров.
Формат: djvu / zip
Размер: 8,6 Мб
Скачать учебник
Оглавление От автора 5
Раздел I. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 1. Развитие науки управления 11 1.1. Предыстория науки управления 11
1.2. Основные школы науки управления 15
1.3. Общие подходы в теории управления 23
1.4. Современное состояние теории управления 33
Глава 2. Сущность управленческой деятельности и основ ные подходы к ее исследованию 38 2.1. Сущность управленческой деятельности 38
2.2. Основные подходы к изучению управленческой деятельности 47
2.3. Определение системы основных управленческих функций 62
Глава 3. Элементы теории организации 65 3.1. Сущность организации 65
3.2. Иерархические структуры 68
3.3. Адхократические (органические) структуры 71
3.4. Основные понятия теории организации 75
Глава 4. Функция целеполагания 84 4.1. Сущность функции целеполагания 84
4.2. Типология целей организации 87
4.3. Требования к реализации функции целеполагания. . . 91
Глава 5. Функция прогнозирования 98 5.1. Определение функции прогнозирования 98
5.2. Основные виды и типы прогнозирования в управленческой деятельности 101
Глава 6. Функция планирования 108 6.1. Роль и место планирования в организационном функционировании 108
6.2. Структура процесса планирования 110
6.3. Типология планирования и его принципы 113
Глава 7. Функция организации 118 7.1. Понятие организационной функции 118
7.2. Процессы делегирования полномочий 120
Глава 8. Функции принятия решения 126 8.1. Специфика функции принятия решения в деятельности руководителя 126
8.2. Организационные факторы управленческих решений 130
8.3. Нормативная структура процесса принятия управленческого решения 133
8.4. Типология управленческих решений и нормативные требования к ним 136
Глава 9. Функция мотивирования 143 9.1. Определение функции мотивирования 143
9.2. Концепции мотивации исполнительской деятельности 148
9.3. Основные подходы к реализации функции мотивирования 151
Глава 10. Коммуникативная функция 159 10.1. Определение коммуникативной функции 159
10.2. Типы организационных коммуникаций 162
10.3. Нормативная структура коммуникативного процесса и его «барьеры» 166
Глава 11. Функция контроля и коррекции 175 11.1. Общая характеристика контрольно-коррекционной функции 175
11.2. Принципы реализации контрольно-коррекционной функции 181
Глава 12. Кадровые функции руководителя 187 12.1. Определение системы кадровых функций. 187
12.2. Основные направления кадровой работы руководителя 189
12.3. Функции руководителя при работе с персоналом ". 196
Глава 13. Производственно-технологические функции 202 13.1. Определение системы производственно-технологических функций 202
13.2. Характеристика основных производственно-технологических функций 205
Глава 14. Производные (комплексные) функции управления 215 14.1. Понятие производных функций управления ..... 215
14.2. Характеристика производных функций управления 216
Раздел II. ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 15. Перцептивные процессы в управленческой деятельности 229 15.1. Понятие перцептивных процессов 229
15.2. Специфика перцептивных процессов в управленческой деятельности 230
Глава 16. Мнемические процессы в управленческой деятельности 246 16.1. Понятие мнемических процессов и их состав . 246
16.2. Специфика оперативной памяти в деятельности руководителя 251
16.3. Специфика долговременной памяти в деятельности руководителя 256
16.4. Личный профессиональный опыт как регулятор управленческой деятельности 263
Глава 17. Мыслительные процессы в управленческой деятельности 273 17.1. Общепсихологическое понятие мышления 273
17.2. Специфика мышления в деятельности руководителя 276
17.3. Основные свойства практического мышления в деятельности руководителя 289
Глава 18. Интеллект руководителя 296 18.1. Понятие интеллекта в психологии 296
18.2. Интеллект и эффективность управленческой деятельности 306
18.3. Специфика интеллектуальных качеств руководителя 310
Глава 19. Регулятивные процессы в управленческой деятельности 324 19.1. Общая характеристика регулятивных процессов. . . 324
19.2. Специфика основных регулятивных процессов в управленческой деятельности 334
Глава 20. Процессы принятия управленческих решений. . 351 20.1. Общая характеристика процессов принятия управленческих решений 354
20.2. Характеристика процессуальной организации принятия управленческих решений 369
20.3. Структурная организация процессов принятия управленческих решений 380
20.4. Феноменология процессов принятия управленческих решений 400
20.5. Индивидуальные различия управленческих решений 414
Глава 21. Коммуникативные процессы в управленческой деятельности 425 21.1. Коммуникативное поведение руководителя 426
21.2. Коммуникативные явления и процессы в управленческой деятельности 433
21.3. Рефлексивные процессы в управленческой деятельности 438
Глава 22. Эмоционально-волевая регуляция состояний в управленческой деятельности 446 22.1. Понятие эмоционально-волевой регуляции состояний 446
22.2. Стресс и управление им в деятельности- руководителя 453
22.3. Специфика регуляции состояний в управленческой деятельности 461
Глава 23. Мотивация деятельности руководителя 470 23.1. Содержательные теории мотивации 472
23.2. Процессуальные теории мотивации 479
23.3. Понятие внутренней мотивации 486
Глава 24. Власть как регулятор управленческой деятельности. Руководство и лидерство 495 24.1. Формальные и неформальные организации. Руководство и лидерство 496
24.2. Типология власти 501
24.3. Теории лидерства и стили управления 506
Глава 25. Способности к управленческой деятельности .... 525 25.1. Понятие способностей в психологии 525
25.2. Определение состава управленческих способностей 527
25.3. Менеджерские характеристики 530
25.4. Общеорганизационные способности 538
25.5. Общие и специальные способности в управленческой деятельности 542
Краткий терминологический словарь 548
Приложение 566
Литература 569
|