Загружается, подождите...
Поиск знаний

StudySpace - бесплатные учебники, шпаргалки, кандидатский минимум

Бесплатная библиотека StudySpace – это общедоступное хранилище знаний в помощь студентам и аспирантам. Здесь вы можете скачать учебники и шпаргалки, аналитические статьи и рефераты. Уникальные шпаргалки и лекции для аспирантов, кандидатский минимум. Для вас бесплатные учебники и шпаргалки без регистрации.


audioknigi.jpg АудиоКниги



СОБЫТИЯ ДНЯ:
Загружается, подождите...

Понятие аудита и его роль в деятельности организации. Т.В.Федосова

Т.В.Федосова
Бухгалтерский учет
Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007

1.  Термины и их определения

2. Права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц

3. Обязательный аудит

4. Этапы планирования аудита

5. Российский и западный подход к проведению аудиторских проверок

6. Ценообразование в аудите

 

1.  Термины и их определения

     АТТЕСТАЦИЯ в аудите - проверка квалификации физических лиц, изъявивших желание заниматься аудиторской деятельностью, с выдачей кандидатам, успешно сдавшим необходимые квалификационные экзамены (прошедшим квалификационные испытания), документа - квалификационного аттестата аудитора установленного образца.

      АУДИТ - предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских организаций) по осуществлению независимых проверок бухгалтерской отчетности, платежно - расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов с целью установления достоверности их бухгалтерской отчетности и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ.

   АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1) понятие, тождественное аудиту; 2) с точки зрения правил (стандартов) аудиторской деятельности и опыта работы аудиторов в последующие годы - более широкое понятие, определяющее деятельность аудиторов, включающее как собственно аудит (аудиторскую проверку с целью подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности), так и сопутствующие аудиту услуги.

   АУДИТОР - физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным законодательством, и аттестованное в установленном порядке на право осуществления аудиторской деятельности. Аудиторы могут заниматься аудиторской деятельностью самостоятельно, т.е. как физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), либо в качестве штатного работника аудиторской организации, а также в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско - правового договора.

   АУДИТОРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - коммерческая организация любой организационно-правовой формы, кроме ОАО, в штате которой состоит не менее 5 аудиторов, из которых не менее 50% -граждане РФ, в случае, если руководитель – иностранный гражданин, то не менее 75%.

АУДИТОР ВНУТРЕННИЙ - сотрудник подразделения внутреннего аудита, организованного экономическим субъектом.

    АУДИРУЕМОЕ ЛИЦО - организация либо индивидуальный предприниматель, которые заключили договор на проведение аудиторской проверки с целью установления степени достоверности своей бухгалтерской отчетности или такая проверка осуществляется по заданию правоохранительных и судебных органов.

       ВЫБОРКА АУДИТОРСКАЯ 1) В широком смысле: способ проведения аудиторской проверки, при котором аудитор проверяет документацию бухгалтерского учета экономического субъекта не сплошным порядком, а выборочно, следуя при этом требованиям соответствующего правила (стандарта) аудиторской деятельности; 2) в узком смысле: перечень определенным образом отобранных элементов проверяемой совокупности с целью на основе их изучения сделать вывод о всей проверяемой совокупности.

   ДОКАЗАТЕЛЬСТВА АУДИТОРСКИЕ - информация, полученная аудитором в ходе проверки от проверяемого экономического субъекта и третьих лиц, или результат ее анализа, позволяющие сделать выводы и выразить собственное мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности. Аудиторские доказательства представляют собой документальные источники данных, документацию бухгалтерского учета, заключения экспертов, а также сведения из других источников.

  ДОКУМЕНТАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА - совокупность материальных носителей информации, составляемая экономическим субъектом по установленным требованиям в ходе ведения им бухгалтерского учета и включающая в себя:

а) первичные учетные документы; б) сводные учетные документы; в)  регистры бухгалтерского учета; г) данные внутренней бухгалтерской отчетности.

  ДОСТОВЕРНОСТЬ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ - такая степень точности данных бухгалтерской отчетности, которая позволяет компетентному пользователю делать на ее основе правильные выводы о результатах деятельности экономических субъектов и принимать основанные на этих выводах решения. Мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности должно выражать оценку аудиторской организацией соответствия этой отчетности во всех существенных отношениях нормативным актам, регулирующим порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в РФ.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ АУДИТОРА - документ, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета требованиям, установленным нормативными актами, действующими в Российской Федерации, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов, предназначенный для любых пользователей бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Форма и содержание заключения аудитора должны отвечать положениям действующих нормативных актов и соответствующего правила (стандарта) аудиторской деятельности.

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ АУДИТОРА БЕЗУСЛОВНО ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ - заключение аудитора, которое составляется в том случае, если аудитор приходит к мнению, что бухгалтерская отчетность экономического субъекта с учетом всех существенных обстоятельств достоверно отражает его финансовое положение, а совершенные им финансовые и хозяйственные операции в основном соответствуют нормативным актам, действующим в РФ.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ АУДИТОРА ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ - заключение аудитора, которое составляется в том случае, если аудитор считает, что бухгалтерская отчетность экономического субъекта содержит существенные искажения и может ввести в заблуждение пользователя бухгалтерской отчетности и (или) в случае, если в ходе аудиторской проверки аудитором были отмечены существенные отклонения порядка ведения бухгалтерского учета от предусмотренного нормативными актами, действующими в РФ, и при этом аудитор считает, что по итогам аудита не может быть составлено условно - положительное заключение аудитора.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ АУДИТОРА УСЛОВНО – ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ - заключение аудитора, которое составляется в случае, если аудитор считает, что безусловное заключение не может быть составлено, но препятствующие этому факторы не являются настолько существенными, чтобы составить отрицательное заключение аудитора или отказаться от его составления.

   ИНФОРМАЦИЯ АУДИТОРА ПИСЬМЕННАЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА - документ, адресованный руководителям и (или) собственникам экономического субъекта, содержащий подробные сведения о ходе аудиторской проверки, отмеченных отклонениях от установленного порядка ведения бухгалтерского учета, существенных нарушениях подготовки бухгалтерской отчетности, а также другие данные, полученные в ходе проведения проверки и предусмотренные договором на проведение аудита.

      МНЕНИЕ АУДИТОРА - выраженный в установленной форме вывод аудитора (аудиторской организации) о достоверности (недостоверности, достоверности с оговорками) бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта в целом или некоторых ее частей, который аудитор обязан привести в своем заключении, а также вывод аудитора о достаточности собранных аудиторских доказательств для подготовки заключения аудитора как такового. Аудитор (аудиторская организация) несет в установленном порядке ответственность за обоснованность и верность своего мнения.

     НЕЗАВИСИМОСТЬ АУДИТОРА - один из принципов аудита, заключающийся в обязательности отсутствия у аудитора при формировании его мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности на проверяемом экономическом субъекте, превышающей отношения по договору на осуществление аудиторских услуг, а также какой-либо зависимости от третьей стороны, собственников или руководителей аудиторской организации, в которой аудитор работает. Требования к аудитору в части обеспечения независимости и критерии определения того, что аудитор не является зависимым, регламентируются нормативной базой аудиторской деятельности.

     ОБЪЕМ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ - представляет собой оценку аудитором (аудиторской организацией) количества и глубины проведения аудиторских процедур, затрат времени, количества и состава специалистов, которое требуется для проведения полноценной аудиторской проверки и подготовки обоснованного заключения аудитора. Объем аудиторской проверки определяется аудитором (аудиторской организацией) самостоятельно с учетом получения знания деятельности экономического субъекта, прогнозирования масштаба предстоящих работ и сопутствующих аудиту услуг, предусмотренных договором с экономическим субъектом в дополнение к аудиту.

    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АУДИТОРА (АУДИТОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ) - санкции, связанные с неисполнением либо ненадлежащим исполнением аудитором (аудиторской организацией) своих обязательств по заключенному с экономическим субъектом договору на проведение аудита. Формы и виды ответственности определяются действующим законодательством и соглашением сторон.

  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА - санкции, связанные с неисполнением либо ненадлежащим исполнением экономическим субъектом своих обязательств по заключенному с аудитором (аудиторской организацией) договору на проведение аудита. Формы и виды ответственности определяются действующим законодательством и соглашением сторон.

  ОТКАЗ ОТ СОСТАВЛЕНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ АУДИТОРА - выражаемое в письменном виде по форме, определенной правилами (стандартами) аудиторской деятельности, мнение аудитора о том, что влияние ограничения объема аудита является настолько существенным, что аудитор не в состоянии получить аудиторские доказательства, достаточные для подготовки безусловного заключения аудитора, отрицательного заключения или условно - положительного заключения, а также в том случае, если в ходе аудита возникли обстоятельства, нарушающие принцип независимости аудитора.

   ОТЧЕТНОСТЬ БУХГАЛТЕРСКАЯ - единая система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение экономического субъекта и результаты его хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по результатам отчетного периода и по состоянию на отчетную дату по установленным формам.

  ОЦЕНКА в аудите - представление аудитора о количественных и качественных характеристиках рассматриваемого предмета.

   ОШИБКА ВЫБОРКИ ДОПУСТИМАЯ в аудите - максимальное значение ошибки (ошибок) в бухгалтерском учете или отчетности экономического субъекта, обнаруженной аудитором в ходе аудиторской выборки, в пределах которой аудитор все еще может сделать вывод о достоверности в целом данных, подлежащих проверке в ходе этой выборки.

   ПЛАН АУДИТА ОБЩИЙ - логическое описание предполагаемого объема и характера проведения аудита, особенностей экономического субъекта и специфики предполагаемой аудиторской проверки и используемых в процессе аудита методов и технических приемов.

   ПРАВИЛА (СТАНДАРТЫ) АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - нормативные документы, регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита и сопутствующих ему услуг, а также к оценке качества аудита, к порядку подготовки аудиторов и к оценке их квалификации.

   ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОСТЬ (РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ) ВЫБОРКИ - свойство некоторой аудиторской выборки дать возможность аудитору сделать на ее основании правильные выводы о свойствах всей проверяемой совокупности. Аудиторская выборка, не отвечающая этому свойству, называется непредставительной.

  ПРОВЕРКА АУДИТОРСКАЯ - мероприятие, заключающееся в сборе, оценке и анализе аудиторских доказательств, касающихся финансового положения экономического субъекта, подлежащего аудиту, и имеющее своим результатом выражение мнения аудитора о правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности этого экономического субъекта. Информационная база, используемая аудитором при проверке бухгалтерской отчетности, включает:

·     основные нормативные документы, регулирующие вопросы формирования показателей бухгалтерской отчетности;

·     приказ об учетной политике организации;

·     регистры синтетического и аналитического учета по отдельным объектам бухгалтерского учета;

·     инвентаризационные описи и акты инвентаризации по результатам годовой инвентаризации.

В ходе проверки бухгалтерской отчетности аудитор оценивает содержание отдельных форм отчетности, соблюдение правил формирования показателей отчетности.

С целью контроля соответствия показателей отчетности требованиям нормативных документов проверяются:

·     состав и содержание форм бухгалтерской отчетности;

·     правильность оценки статей отчетности;

·     взаимоувязка показателей отчетности, соответствие показателей, отраженных в разных формах отчетности;

·     правильность формирования сводной отчетности.

  ПРОГРАММА АУДИТА - совокупность методов и приемов аудита, оформленная документально в установленной форме. Программа аудита включает в себя перечень аудиторских процедур, применяемых в данной аудиторской проверке, а также их характер, сроки, объем и конкретных исполнителей.

   ПРОЦЕДУРА АУДИТОРСКАЯ ПО СУЩЕСТВУ - разновидность аудиторской процедуры, включающая в себя одно из двух: а) детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам; б) аналитическую процедуру.

  РАСПРОСТРАНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРКИ в аудите - действие аудитора, заключающееся в перенесении надлежащим образом выводов, полученных по результатам проверки аудиторской выборки, на всю проверяемую совок упность.

Пример. При выполнении аудиторских процедур в отношении 20%-ной выборки выявлены систематические нарушения, повлекшие за собой расхождения с учетными данными в сумме 10 000 руб. Логичным будет предположение аудитора о существовании расхождения по всем объектам аудита в сумме 50 000 руб. Сумма, полученная в результате экстраполяции, должна быть сравнена с уровнем существенности, и на этом основании сделано заключение о существенности выявленного расхождения и его влиянии на достоверность бухгалтерской отчетности.

    РИСК АУДИТОРСКИЙ - субъективно определяемая аудитором вероятность признать по итогам аудиторской проверки, что бухгалтерская отчетность может содержать невыявленные существенные искажения после подтверждения ее достоверности, или признать, что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в бухгалтерской отчетности нет. Аудиторский риск включает в себя три компонента: а) внутрихозяйственный риск; б) риск системы внутреннего контроля; в) риск необнаружения ошибок и искажений бухгалтерской отчетности.

   СУЩЕСТВЕННОСТЬ - существенными в аудите признаются обстоятельства, значительно влияющие на достоверность бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Для определения уровня существенности при планировании и проведении аудита аудиторская организация должна основываться на внутрифирменных стандартах, если нормативные акты, регулирующие аудиторскую деятельность в РФ, не устанавливают более жесткие требования. Использование принципа существенности при составлении аудиторского заключения означает, что в нем изложены все существенные обстоятельства, обнаруженные при проведении аудита; никакие иные существенные обстоятельства не были обнаружены аудиторской организацией при проведении аудита.

Пример. В аудите мера точности данных бухгалтерской отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения, называется уровнем существенности. Если отчетность содержит искажения в пределах уровня существенности, аудитор высказывает положительное мнение о ее достоверности (с возможными оговорками), если же искажения превышают уровень существенности - аудитор выражает отрицательное мнение. При этом следует понимать, что уровень существенности аудитор устанавливает не в соответствии с какими-либо общеизвестными нормативными актами, а "по своему профессиональному суждению" (см. п. 4 Правила (стандарта) N 4 "Существенность в аудите" (в ред. от 07.10.2004). То есть одно и то же искажение разные аудиторы могут оценивать каждый по-своему. Это хорошо видно на примере, взятом из западного учебника по аудиту (Р. Адамс. Основы аудита. М.: Юнити, 1995) (см. табл.).

Таблица 1 – Уровень существенности

База для принятия решения

Фирма А

Фирма В

Фирма С

Оборот

0,5 - 1,0%

2 - 4%

0,5 - 1%

Прибыль до налогообложения

3 - 5%

5 - 10%

3 - 6%

Валюта баланса

1 - 2%

5 - 10%

0,5 - 1,0%

  ТЕСТ СКВОЗНОЙ - один из способов получения аудиторских доказательств, заключающийся в отслеживании отражения конкретных фактов хозяйственной жизни в документации бухгалтерского учета.

   ФАКТ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ - действие или событие в хозяйственной деятельности экономического субъекта, включающее в себя хозяйственные операции, изменяющее состав его активов, пассивов или финансовых результатов.

  ЦЕЛЬ АУДИТА - Основной целью аудита является установление достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.

ЭКСПЕРТ в аудите - не состоящий в штате аудиторской организации специалист, имеющий достаточные знания и (или) опыт в определенной области либо по определенному вопросу, отличным от бухгалтерского учета и аудита, и дающий по соглашению с аудиторской организацией заключение по такому вопросу. В качестве эксперта аудиторская организация может привлечь для оказания услуг специализированную организацию, являющуюся юридическим лицом.

Незаконная аудиторская деятельность - деятельность аудиторской организации или индивидуального аудитора по проведению аудиторских проверок и выдаче аудиторских заключений без наличия лицензии на этот вид деятельности или в случае просроченной явно по его вине лицензии (срок действия которой истек более полугода назад); выдача заведомо ложного аудиторского заключения либо деятельность по лицензии, выданной лицензирующим органом с нарушением законодательства о лицензировании, если упомянутое деяние причинило ущерб аудируемому лицу или государству, либо оно было сопряжено с извлечением дохода в крупном размере".

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности обязательна и лицензирование этой деятельности обязательно (отменяется с 01.01.2006 г).

Сопутствующие аудиту услуги – это предпринимательская деятельность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов по:

а)     постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также составлению бухгалтерской отчетности, бухгалтерскому консультированию;

б)    налоговому консультированию;

в)    анализу финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическому и финансовому консультированию;

г)     управленческому консультированию, в том числе реструктуризации организаций;

д)    определению соблюдения в организации предписанных процедур и правил;

е)     правовому консультированию;

ж)  автоматизации бухгалтерского учета и внедрению информационных технологий;

з)     оценке имущества и предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

и)    разработке и анализу инвестиционных проектов, составлению бизнес-планов;

к)    проведению маркетинговых исследований;

л)    проведению исследований, разработок в области, связанной с аудиторской деятельностью и распространением их результатов, в том числе в печатном и электронном виде;

м)   обучению специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Требования по оказанию сопутствующих аудиту услуг регламентируются общероссийскими правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

 

2. Права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц

1. При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы имеют право:

а) самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки исходя из требований нормативных актов РФ, а также конкретных условий договора с аудируемым лицом;

б) проверять у аудируемого лица в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей, получать устные и письменные разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения, необходимые для аудиторской проверки;

в) получать по письменному запросу аудируемых лиц необходимую для осуществления аудиторской проверки информацию от третьих лиц;

г) привлекать на договорной основе к участию в аудиторской проверке индивидуальных аудиторов, аудиторские организации, а также иных специалистов, за исключением лиц, указанных в статье "Независимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов" проекта данного федерального закона;

д) отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непредоставления проверяемым аудируемым лицом всей необходимой информации.

2. При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:

а) неукоснительно соблюдать при осуществлении аудиторской деятельности требования законодательства РФ;

б) немедленно сообщать лицу, с которым заключен договор, о проведении аудиторской проверки: о невозможности своего участия в проведении аудиторской проверки данного лица вследствие обстоятельств, предусмотренных настоящим федеральным законом и исключающих возможность проведения аудита; о необходимости привлечения к участию в проверке дополнительных аудиторов (специалистов) в связи со значительным объемом работы или какими-либо иными обстоятельствами, возникшими после заключения договора;

в) квалифицированно проводить аудиторские проверки, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги;

г) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых ими в ходе аудиторской проверки, и не разглашать их содержания без согласия собственника (руководителя) аудируемого лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ;

д) предоставлять аудируемому лицу по запросу информацию о требованиях нормативных актов и общероссийских правил (стандартов) аудиторской деятельности относительно проведения аудиторской проверки.

В правах и обязанностях аудируемых лиц при проведении аудиторской проверки определить, что:

1. При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо имеет право:

а) получать от индивидуального аудитора (аудиторской организации) полную информацию о требованиях законодательства, касающегося проведения аудиторской проверки;

б) после ознакомления с заключением индивидуального аудитора (аудиторской организации) получать информацию о нормативных актах, на которых основываются замечания и выводы индивидуального аудитора (аудиторской организации).

2. При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо обязано:

а) создавать индивидуальному аудитору (аудиторской организации) условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, предоставлять всю документацию, необходимую для ее проведения, а также давать по запросу индивидуального аудитора (аудиторской организации) разъяснения и объяснения в устной и письменной форме;

б) оперативно устранять выявленные аудиторской проверкой нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;

в) оказывать содействие аудиторским организациям в своевременном и полном проведении аудиторской проверки;

г) предоставлять по устному или письменному запросу аудиторских организаций разъяснения и подтверждения, в том числе письменные;

д) аудируемое лицо, подлежащее обязательному аудиту, не вправе уклоняться либо препятствовать его проведению и обязано заключать договоры на проведение обязательного аудита с аудиторскими организациями в сроки, установленные законодательством РФ.

3. Запрещается предпринимать любые действия в отношении аудиторской организации или индивидуального аудитора с целью ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки.

 

3. Обязательный аудит  

     Аудит бывает обязательный и инициативный  – в основу этого деления положено соответственно наличие или отсутствие требования в законодательстве в отношении хозяйствующего субъекта об обязательности организации проведения аудиторских проверок своей бухгалтерской (финансовой) отчетности в определенные сроки и в определенных объемах.

Обязательный аудит (ст. 7) заключается в ежегодной обязательной аудиторской проверке ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организации (индивидуального предпринимателя) и осуществляется в случаях, если деятельность организации (индивидуального предпринимателя) соответствует одному из нижеперечисленных критериев:

1) организационно-правовая форма = открытое акционерное общество;

2) организация является кредитной организацией; страховой организацией или обществом взаимного страхования; товарной или фондовой биржей;  инвестиционным фондом; государственным внебюджетным фондом, источниками образования средств которого обязательные отчисления, производимые юридическими и физическими лицами; фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления юридических и физических лиц;

3) объем выручки организации (индивидуального предпринимателя) от реализации продукции (работ, услуг) за год превышает в 500 тыс. раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тыс. раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда;

При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта РФ составляет не менее 25%, заключение договоров на проведение аудита должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством РФ по представлению федерального органа.

Объем обязательной аудиторской проверки должен обеспечивать возможность подготовки аудиторского заключения в соответствии с требованиями общероссийских правил (стандартов) аудиторской деятельности.

При наличии в бухгалтерской (финансовой) отчетности или иной документации аудируемой организации сведений, составляющих военную или государственную тайну, такие организации могут быть проаудированы только аудиторскими организациями, в уставном (складочном) капитале которых отсутствует доля, принадлежащая иностранным инвесторам, и которые имеют допуск установленного образца к сведениям, составляющим военную или государственную тайну.

Организации или индивидуальные предприниматели, подлежащие обязательному аудиту в соответствии с настоящим федеральным законом, обязаны ежегодно при сдаче годовой бухгалтерской отчетности представлять аудиторское заключение об упомянутой отчетности в территориальный налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика. Территориальный налоговый орган обязан требовать наличие аудиторского заключения организации или индивидуального предпринимателя, подлежащего обязательному аудиту, в составе комплекта годовой бухгалтерской отчетности.

За непредставление налоговому органу аудиторского заключения согласно ст. 126 НК РФ организация или индивидуальный предприниматель будет наказан административным штрафом:

1. Непредставление в установленный срок (задержка) -  в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

2. Отказ или иное уклонение от предоставления документов, либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями - в размере 5000 рублей.

 

4. Этапы планирования аудита

Перечень возможных действий аудитора по сбору и уточнению информации на этапе планирования аудита

Нормативные
документы

Трудозатраты,
чел/час  

Исполнитель

Рекомендуемые
аудиторские 
процедуры  

Ознакомление с учредительными документами        
организации

       

Сведения  об учредителях 

Уставный  (складочный) капитал, проверка правильности его формирования       
Анализ  организационной   структуры клиента, 
статус его отдельных структурных подразделений, положение о подразделении    
Порядок регистрации  в налоговых органах
Описания организационной структуры          
Проверка документов по существу        

Фед.закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ,  Фед.закон от  
08.02.1998 № 14-ФЗ, Приказ Минфина России от  29.07.1998
№ 34н, Приказ    
Минфина  России от  31.10.2000 № 94н, Письмо
Минфина СССР от   
07.03.1960№ 63,     
ст.270 НК РФ     

   

Аналитические 
процедуры     
Инспектирование

Ознакомление с основными направлениями       производственно-хозяйственной деятельности       
клиента

Описание производственной структуры клиента  

     

Аналитические 
процедуры     
Наблюдение    

Наличие лицензий и срок их действия   
в случае осуществления лицензируемых видов
деятельности

Проверка документов  по существу        

     

Аналитические 
процедуры     
Инспектирование

Формирование предварительного  мнения об организации бухгалтерского учета

     

Аналитические 
процедуры     

Учетная политика  организации,   рабочий план счетов, порядок отражения  хозяйственных      
операций в реестрах  бухгалтерского     
учета, формы и методы в данных    
регистрах

Аудит обоснованности и своевременности  
записей на счетах бухгалтерского учета
клиента

Организационная структура подразделения,      отвечающего за бухгалтерский учет, распределение обязанностей между  работниками  бухгалтерии        

Фед.закон от
21.11.1996 № 129-ФЗ, Письмо № 63,     
Письмо Минфина   
СССР от  06.06.1960 № 176,    
Приказ Минфина   
России от  21.12.1998 № 64н     

   

Аналитические 
процедуры     
Запрос и      
подтверждение 
Инспектирование

Заполнение  вопросников и  тестов             
Описание структуры  подразделения      
Предварительная  оценка              

       

Ознакомление   с организацией подготовки, оборота и хранения   документов         
Изучение документов по существу        
Предварительная   оценка             

     

Аналитические 
процедуры     

Проверка полноты,   достоверности и своевременности  оформления первичных
документов, отражающих факт совершения         
хозяйственных операций           
Организация документооборота,  анализ взаимосвязей между должностными 
инструкциями,   положениями об     
отдельных службах   организации и       
фактически применяющемся анализируемом    
периоде документообороте с учетом специфики 
клиента            
Изучение документов по существу        
Предварительная  оценка   

Закон  № 129-ФЗ, 
Приказ Минфина   
России от 29.07.1983  № 105      

   

Аналитические 
процедуры     
Запрос и      
подтверждение 
Инспектирование

Знакомство  с системой внутреннего контроля
клиента            
Предварительное изучение и оценка  

     

Аналитические 
процедуры     

Проверка соблюдения формы и процедуры   исправления обнаруженных ошибок (недостатков)      
Обоснованность списания убыли, в том числе        
естественной

     

Запрос и      
подтверждение 

Получение предварительного  представления      
о полноте и достоверности  инвентаризации      
имущества и финансовых вложений
Предварительный анализ работы ревизионной        
комиссии, в том числе:             
анализ оформленных организацией      документов по результатам  инвентаризаций за  
проверяемый период участие аудиторов в
инвентаризации имущества и финансовых вложений

Закон  № 129-ФЗ, 
Приказ Минфина   
России от 13.06.1995 № 49 

   

Аналитические 
процедуры     
Запрос и      
подтверждение 
Инспектирование
Наблюдение    

Предварительное ознакомление с организацией     
налогового учета   

     

Аналитические 
процедуры     

Анализ методологии составления учетных
регистров в целях  налогового учета,  
соответствие действующим правилам
бухгалтерского учета и налогового  законодательства   

Закон № 129-ФЗ, 
Приказ № 34н,    
Приказ Минфина   
России от 30.03.2001 № 26н,    
ст.ст.258 -259 НК РФ 

   

Аналитические 
процедуры     
Инспектирование
Запрос и      
подтверждение 

Рассмотрение  возможности аудита  на базе            
использования  компьютерной системы
учета              
Соответствие ее  возможностей   требованиям        
бухгалтерского и   налогового учета   
Степень   использования  компьютерного учета,
сохранность   информации,  содержащейся       
в компьютерной   системе            

Закон № 129-ФЗ, 
Фед.закон от
07.08.2001 № 119-ФЗ  

   

Аналитические 
процедуры     

Предварительное  ознакомление с квартальной и   годовой отчетностью о финансово-хозяйственной деятельности клиента,  ее налоговыми декларациями       

     

Аналитические 
процедуры     
Прослеживание 

Первичная сверка данных  аналитического учета
с данными главной книги и бухгалтерской      
отчетности         

     

Прослеживание 

Знакомство с договорами,  заключенными с контрагентами    

     

Аналитические 
процедуры      
Запрос и      
подтверждение 

Наличие и  правильность  оформления  документов, подтверждающих факт заключения договора, его выполнения  и оплаты           

     

Аналитические
процедуры     
Инспектирование

Другие вопросы     

       

 

 

5. Российский и западный подход к проведению аудиторских проверок

    Сравнительный анализ российского и западного подходов к проведению аудиторских проверок позволяет получить следующую картину (см. таблицу).

Таблица - Сравнение российского и западного подходов к проведению аудиторских проверок

N
п/п

Критерий    

Аудит на Западе 

Аудит в России 

1

Причины и порядок 
возникновения

Возник давно,      
естественно, "снизу"
из потребностей    
хозяйственного     
оборота

Возник недавно,   
"сверху" путем    
правительственных 
распоряжений

2

Цель

Выявление истинной 
достоверности данных
бухгалтерской      
отчетности

Строгое           
соответствие      
данных отчетности 
требованиям       
нормативных       
документов

3

С кем             
непосредственно   
осуществляется    
контакт при       
проведении проверки

С администратором

С главным         
бухгалтером

4

Задача

Понимание бизнеса  
клиента; средство  
решения данной     
задачи - понимание 
отчетности

Понимание порядка,
согласно которому 
составлена        
отчетность

5

Объект основного  
исследования

Баланс клиента

Отчет о прибылях и
убытках

6

Главные           
пользователи

Собственники,      
инвесторы и        
кредиторы

Нередко в этом    
качестве выступает
налоговая инспекция

7

Акцентирование    
внимания при      
проведении аудита

Проверка статей    
баланса и отчета о 
прибылях и убытках,
т.е. сальдо        
рассматривается    
как основа         
финансового        
положения клиента

Проверка самих    
хозяйственных     
операций, т.е.    
обороты по счетам 
учета             
рассматриваются как
основа финансового
положения клиента

8

Влияние методологии
и учетной политики

Основной упор      
делается на анализе
методологии и      
учетной политики

Методология и     
учетная политика  
рассматриваются в 
связи с формами   
первичных         
документов и      
учетных регистров

9

Значение статей   
отчетности

Рассматриваются в  
зависимости от     
отрасли хозяйства и
типа предприятия

Рассматриваются в 
зависимости от    
возможностей      
изъятия активов:  
чем легче изъятие,
тем существеннее  
актив

10

Существенность

Соотносится со     
всей отчетностью,  
что автоматически  
заставляет аудитора
анализировать статьи
отчетности

Соотносится с     
каждой статьей    
отчетности, в     
результате чего   
несущественные    
статьи могут быть 
не проверены

11

Выборочный метод

Рассматривается как
достоинство        
проверки, поскольку
он более экономичен
и точен

Рассматривается как
неизбежный минус  
проверки, поскольку
он недостаточно   
точен

12

Внутренний контроль

Применяется только 
тогда, когда имеются
основания          
предполагать его   
высокую            
эффективность

Или вообще не     
применяется, или  
применяется во всех
случаях

13

Проведение        
инвентаризации во 
время аудита

Обязательно

Необязательно

14

Применение        
аудиторских       
стандартов

Принимаются как    
непреложное условие
для выполнения     
работ

На практике       
рассматриваются   
как рекомендации

Действующая система аудита имеет, особенно на практике, ряд существенных недостатков, связанных в основном с неподготовленностью:

·          общества, члены которого часто не понимают, что такое аудит и кто такие аудиторы; в сущности, мало кто из тех лиц, которые покупают акции и/или облигации, интересуется финансовой отчетностью фирм, ценные бумаги которых они приобретают;

·          администраторов, которые в лучшем случае видят роль аудитора в создании гарантированной защиты от действий налоговой инспекции, в худшем - в попытке придать статус налоговых инспекций самим аудиторским фирмам;

·          бухгалтеров, которые полагают, что аудитор - это консультант по трудным вопросам.

Сейчас аудит стал неотъемлемой частью общества. Однако в его теории и практике имеются существенные особенности, касающиеся целей и задач, а также методики проведения аудиторских проверок. Эти особенности не должны рассматриваться как недостатки, ибо они продиктованы объективно сложившимися условиями, и только изменение последних сделает аудит таким, каким его хотят видеть уже сегодня составители аудиторских стандартов.

 

6. Ценообразование в аудите

Распространенным методом ценообразования в аудите является повременная схема оплаты. В этом случае в договоре не указывается конкретная сумма, а прописывается порядок формирования цены на основе сметы. Таковая составляется исходя из согласованных сторонами почасовых ставок оплаты труда аудиторов. Реже исчисление идет в днях.

Почасовые ставки варьируются в очень широком диапазоне - от 10 до 60 у.е. (долл. США). В регионах цены могут опускаться ниже порога в 10 у.е., а услуги западного аудитора могут превышать 100 долл. США в час. Ставки формируются, прежде всего, исходя из размера аудиторской фирмы и степени ее "раскрученности". Как правило, крупные фирмы устанавливают более высокие расценки на свои услуги, в частности, для того, чтобы покрыть издержки, связанные с управлением (заработная плата персонала и содержание офисов).

Стоимость аудиторских услуг также зависит от срочности их оказания, профиля деятельности экономического субъекта (многопрофильные компании проверять сложнее), территориального расположения офисов и производственных помещений (рассредоточенность бизнеса клиента увеличивает затраты на аудит).

 

 

 

 
Интересное ИЗ сети
Загружается, подождите...








ЗАРАБОТАТЬ:


Яндекс.Метрика