Комплексная автоматизация и механизация производства неразрывно связаны с совершенствованием организации транспортных операций по перемещению сырья, материалов, деталей, узлов, изделий неаду рабочими местами, участками, цехами и складами. Транспортные операции становятся частью технологических процессов.
Проблема насыщения предприятий подъемно-транспортными средствами решается успешно. Возрастающие грузопотоки и требования ритмичности производства выдвигают задачу рационального выбора и использования современной транспортной техники, внедрения более совершенных форм организации и методов управления внутрипроизводственным транспортным хозяйством на основе постоянного изучения грузопотоков, их напряженности, протяженности, производительности транспортных средств и др.Внутрипроизводственный транспорт подразделяется на внутрицеховой, внутрискладской, межцеховой.
Внутрицеховой транспорт предназначен для перемещения грузов между рабочими местами по технологическим переходам, а также между цеховыми кладовыми и участками.
Внутрискладской транспорт перемещает грузы от места их приема и выдачи до участка складирования.
Межцеховой транспорт доставляет полуфабрикаты собственного изготовления цехам-получателям, готовую продукцию - на склад отдела сбыта, отходы - на приемные пункты отходов.
По способу действия транспортные средства делятся на прерывные (автомобили, электрокары, тягачи, тележки и т.д.) и непрерывные (транспортерные ленты, конвейеры, трубопроводы и т. д.), по организации маршрутов - на кольцевое и маятниковое обслуживание. Преимущества кольцевого обслуживания - постоянная загруженность транспорта, отсутствие порожних пробегов и встречных потоков грузов; недостаток - сложная организация прямоточного движения грузов, синхронность концентрации их на погрузочно-разгрузочных площадках, необходимость определения периодов движения. Маятниковая организация движения применяется в межцеховых транспортных операциях и обеспечивает постоянную и синхронную связь двух пунктов. Она проста в управлении и планировании графиков движения, но менее экономична, так как допускает холостые пробеги.Организация транспортного обслуживания зависит от характера и периодичности грузопотоков.
Существуют централизованное обслуживание, когда большинство транспортных средств сконцентрировано в специальной службе (транспортный цех, участок) и обслуживание производственных подразделений осуществляется по планам-графикам или по заявкам, и децентрализованное, при котором внутризаводской транспорт распределен и закреплен за цехами основного производства.
|