Если Россия не пойдет на уступки в энергетических вопросах, Украина и Белоруссия угрожают запустить нефтепровод «Одесса-Броды» в аверсном режиме
Во вторник появилась информация о том, что Киев и Минск ведут консультации о запуске нефтепровода Одесса-Броды в аверсном режиме. Если это произойдет, то по украинской трубе пойдут 4 млн тонн нефти, которые Белоруссии поставит Венесуэла, а российская нефтянка может потерять выход на привлекательные рынки Центральной и Восточной Европы.
Развернуть нефтепровод
Во вторник, выступая на заседании Киевского международного энергетического клуба Q-club, экс-глава «Укртранснафты» Александр Тодийчук заявил о том, что
использование нефтепровода «Одесса-Броды» для осуществления поставок венесуэльской нефти в Белоруссию «технически возможно».
«Сегодня белорусские коллеги готовы прокачивать миллионы тонн нефти, а порог рентабельности «Одесса-Броды» - 3,5 млн тонн» «Сегодня, когда белорусские коллеги готовы прокачивать миллионы тонн нефти, а порог рентабельности «Одесса-Броды» - 3,5 млн тонн... Как только мы набираем столько, то прокачка в северном направлении начинает быть безубыточной» - цитирует Тодийчука украинское агентство УНИАН.
Напомним - президенты Белоруссии и Венесуэлы Александр Лукашенко и Уго Чавес договорились, что в мае 2010 года Каракас поставит Минску пробную партию нефти объемом до 80 тыс. тонн, а до конца текущего года тем же маршрутом проследуют еще до 4 млн тонн «черного золота». Нефть будет поступать через порт Одессы.
Двойной маршрут
Сегодня нефтепровод «Одесса-Броды» работает в реверсном режиме, перекачивая порядка 6 млн тонн нефти, принадлежащей крупнейшим российским нефтяным компаниям. Однако эта магистраль строилась вовсе не для того, чтобы обслуживать интересы отечественной нефтянки. Как раз наоборот, этот трубопровод протяженностью 667 км был проложен из Одессы в город Броды (Львовская область) для того, чтобы Украина имела возможность осуществлять транзит нефти из Каспийского региона в обход России.
Предполагалось, что азербайджанская нефть по трубопроводу будет поступать в грузинский порт Супса, откуда на танкерах переваливаться в украинский порт Южный (Одесская область). Затем по «трубе» мощностью 14,5 млн тонн топлива в год нефть должна была оказываться в Бродах, а уже оттуда вливаться в южную ветку нефтепровода «Дружба».
Однако амбициозное начинание не увенчалось успехом : Украине, Азербайджану и Грузии не удалось договориться об условиях прокачки топлива. Поэтому чтобы нефтепровод не простаивал, его запустили в реверсном режиме – перекачивать российскую нефть из «Дружбы» в Южный для погрузки на танкеры и последующей отправки в Европу.
Уломать Россию
«Миллиардер» раскроет тайну «Этногенеза»
Дозоры - запрещенная игра |
Кроме того, по словам эксперта, лишившись контроля за нефтепроводом Одесса − Броды, Россия рискует лишиться энергорынка Центральной Европы. «Если мы уйдем оттуда сегодня, то наше место быстро займут другие страны, ведь рынок нефти куда более конкурентный, чем рынок газа, − резюмирует Константин Симонов. − Поэтому при потере нефтепровода Одесса − Броды Россия лишилась бы политических очков, а Центральная Европа подписала бы контракты с другими поставщиками − странами Северной Африки, Персидского залива, Норвегией.
Доживем до мая
В пресс-службах «Роснефти» и «ЛУКОЙЛа» газете ВЗГЛЯД отказались комментировать перспективы утраты контроля за нефтепроводом Одесса–Броды, однако дали понять, что, если этот вопрос и будет разрешаться, то «на самом высоком политическом уровне».
Учитывая, что очередные переговоры как с Белоруссией (о размере пошлин на нефть), так и с Украиной (о снижении цен на газ) запланированы на май этого года, можно предложить, что интрига с аверсным режимом работы нефтепровода Одесса–Броды разрешится не ранее конца весны. Газета ВЗГЛЯД будет следить за развитием событий.
|