Бесплатная библиотека - учебники, шпаргалки, кандидатский минимум

llflot.ru – это хранилище знаний для студентов и аспирантов. Здесь вы можете скачать учебники и шпаргалки, аналитические статьи и рефераты. Уникальные лекции и шпаргалки для аспирантов из личного архива ВечноГО сТУдента, кандидатский минимум. Для вас бесплатные учебники и шпаргалки без регистрации.


Сессия - ужасы формализма.
  

"Знал бы об этом, не пошел бы учиться"

Scvorcov A.

 

Как много в этом звуке для сердца нашего слилось.
И чем ближе ОНА, тем большее волнение у студентов вызывают эти шесть букв - Сессия!

 

  Это ответственное мероприятие происходит в жизни студента, к счастью, всего лишь два раза в год. В это время многочисленные и очень компетентные профессора, доценты, старшие преподаватели, просто преподаватели и ассистенты принимают важные для каждого студента решения. К примеру: какую стипендию студенту получать в течение семестра ("отличную" - цена вопроса составляет 3060 рублей, "хорошо-отлично" - цена вопроса около 2250 рублей, "хорошистскую" - цена вопроса приблизительно 2000 рублей) и получать ли вообще (имеющие тройки в зачетках - яркий тому пример), ну и самое главное решение - продолжит ли студент учебу в университете или нет.

Наверняка каждый может вспомнить множество примеров принятия негативных для студентов решений. Одним из условий, необходимых для того, чтобы свести до минимума шанс неблагоприятного исхода сессии, является знание документов, регламентирующих процесс сдачи экзаменов, зачетов, курсовых и т.п. В нашем университете таким документом является "Положение об экзаменационной сессии", принятое Ученым советом в 1997 году с поправками от 1999 года. Поэтому мы подробно разберем методом "цитата - комментарий" именно этот документ.

Итак, начнем с основ.

Что такое "экзамен" и "зачет"?"

« Курсовые экзамены по всей дисциплине или ее части преследуют цель оценить работу студента за курс (семестр), полученные студентом теоретические знания, их прочность, развитие творческого мышления, приобретение навыков самостоятельной работы, умение синтезировать полученные знания и применять их к решению практических задач».

То есть экзамен - комплексная проверка работы студента по дисциплине. Проверяются теоретические знания, усвоенные студентом, а так же навыки их практического использования. Здесь все просто и ясно. Знаешь - не знаешь, умеешь - не умеешь. Однако объективно проверить "развитие творческого мышления" и "приобретение навыков самостоятельной работы" экзаменаторам довольно трудно, поэтому здесь может возникнуть момент субъективизма."

« Зачеты, как правило, служат формой проверки успешного выполнения студентами лабораторных и расчетно-графических работ, курсовых работ, усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также формой проверки прохождения учебной и производственной практики и выполнения в процессе этих практик всех учебных поручений в соответствии с утвержденной программой. В отдельных случаях зачеты могут устанавливаться как по предметам в целом, так и по отдельным их частям».

Таким образом, в зачете ключевыми являются слова "практика" и "практические". В отличие от экзамена, зачеты призваны:

    * оценить результаты работы студента на практических занятиях всех видов;
    * проверить успешность выполнения студентом практических, лабораторных, контрольных и курсовых работ
    * подвести итоги реализации работы студентов на разного рода практиках.

Однако, теория и практика, как известно, неразрывно связаны. Поэтому очень часто зачеты содержат в себе элементы проверки и теоретических знаний студента. Что, в свою очередь, превращает их в мини-экзамены.
В каком порядке сдаются экзамены и зачеты?

«Студенты обязаны сдать все экзамены и зачеты в строгом соответствии с учебными планами и утвержденными программами.»

Учебные планы утверждаются решением Ученым Советом университета и содержат в себе перечень дисциплин, которые студент должен изучить в течение всего обучения, их "разбивку" по семестрам и годам обучения, количество учебных часов по ним и форму итогового контроля. Помимо этого, учебный план определяет виды практик, график учебного процесса, сроки теоретического обучения, практик, сессии и каникул. Учебный план оформляется в виде большой таблицы, которую, как правило, вывешивают у расписания.

Учебные программы утверждаются решением кафедры, ведущей данную дисциплину. Программы содержат в себе конкретный перечень знаний, умений и навыков, которые должен преподать преподаватель кафедры и усвоить студент. Учебные программы составляются преподавателем, ведущим курс и имеющим ученую степень не ниже кандидата наук. Они формируются на основании требований Государственного образовательного стандарта к дисциплине в соответствии с изучаемой специальностью. Учебные планы можно при желании обнаружить на кафедре, курирующей дисциплину, в методическом кабинете или, в некоторых случаях, в библиотеке.

Можно ли не сдавать экзамен или зачет?


Можно, если экзамен или зачет подводят итог работы по факультативным дисциплинам, практикумам, семинарам или спецкурсам.
«Студенты могут сдавать (а могут и не сдавать) экзамены и зачеты по факультативным дисциплинам, практикумам и семинарам, и по их желанию результаты сдачи вносятся в ведомость, зачетную книжку и в выписку из зачетной ведомости (приложение к диплому).»
 
Когда сдаются экзамены?
« Студенты очной формы обучения сдают экзамены в период экзаменационной сессии, предусмотренной учебными планами».

Расписание экзаменационной сессии составляется деканатом и утверждается проректором по учебной работе. Как правило, его вывешивают у расписания занятий.
 
Каковы требования к расписанию экзаменов?

«Число экзаменов, выносимых на сессии в течение учебного года, не должно превышать десяти, а в совокупности число зачетов и экзаменов за год, не должно превышать двадцати двух».

Данный пункт означает, что в зачетке у студента по итогам года должно быть не более двадцати двух отметок. Оговорка о двух дифференцированных зачетах (об этом ниже) фактически вводит в сессию семь экзаменов, из которых результаты только пяти будут влиять на стипендию.

«Расписание экзаменов утверждается проректором по учебной работе и доводится до сведения преподавателей и студентов не позднее, чем за месяц до начала экзаменов».

То есть, студент имеет право знать о том, когда и какой экзамен не менее чем за месяц.

«Расписание составляется с таким расчетом, чтобы на подготовку к экзаменам по каждой дисциплине было отведено не менее трех дней».
Требование трех дней перед экзаменом обязательно не только для периода экзаменационной сессии, но и для экзаменов, вынесенных за её рамки по инициативе деканата. Однако, оно (требование) не относится к выходным и праздничным дням. Во время сессии их нет.

Можно ли сдавать экзамены вне сессии?

Да, можно. Предусмотрено несколько вариантов:

«Деканам факультетов предоставляется право разрешать хорошо успевающим студентам досрочную сдачу экзаменов в пределах учебного года при условии выполнения ими установленных практических работ и сдачи по данным курсам зачетов без освобождения студентов от текущих занятий по другим дисциплинам».

То есть, если студент "хорошо" учится - что, скорее всего, подразумевает отсутствие "троек" в его зачетке, если он выполнил все требования по допуску к экзамену (семинары, практикумы, контрольные работы и т.д.), - он имеет право, по согласованию с преподавателем, написать заявление на имя декана и получить экзаменационный лист для сдачи досрочной сдачи данного экзамена.

«Студенты, которым разрешен в порядке исключения в пределах общего срока обучения индивидуальный график занятий, могут сдавать зачеты и экзамены в межсессионный период в сроки, установленные деканами факультетов».

Что такое "индивидуальный график занятий", точно сказать трудно. Чем он (график) отличается от предыдущей схемы досрочной сдачи экзаменов, не известно.

«В случае, когда изучение дисциплины заканчивается значительно раньше начала сессии, декан, по согласованию со студентами и преподавателем, издает распоряжение о сдаче экзамена до начала сессии, выделив необходимое время на подготовку».

Этот вариант отличается от предшествующих тем, что в нем сдача экзамена вне рамок сессии инициируется деканатом. Хочется отметить обязательность согласия на это студентов.

Можно ли сдавать зачеты в течение семестра?

Да, можно.

«Зачеты по практическим и лабораторным работам принимаются по мере их выполнения».

« Зачеты по отдельным курсам, не имеющим экзаменов, могут проводиться по окончании чтения лекций в течение семестра».

Что такое "допуск" к сессии?

«6. Студенты допускаются к экзаменационной сессии при условии сдачи всех зачетов, предусмотренных учебным планом, выполнения и сдачи, установленных расчетно-графических и других работ по дисциплинам данного семестра».

Допуск к сессии материализуется в виде печати, которую ставят в зачетной книжке на лист сдачи зачетов.

Можно ли получить допуск без сдачи зачетов ?

Да, можно. Опять же есть несколько вариантов:

«При наличии уважительной причины декану факультета предоставляется право допускать до экзаменационной сессии студентов, не сдавших одного-двух зачетов по предметам, по которым не установлены экзамены».

Данный вариант оставляет решение вопроса по допуску к сессии на усмотрение декана. Что именно будет им сочтено как "уважительная причина", зависит от каждой конкретной ситуации.

«Студентам, которые не могли сдать зачеты и экзамены в общеустановленный срок по уважительной причине, подтвержденной документами, декан назначает индивидуальные сроки сдачи зачетов и экзаменов».

Под "уважительной причиной" здесь понимается, как правило, болезнь.

Каковы санкции за отсутствие допуска к сессии?


«6. Студенты, не получившие зачетов в установленные сроки по неуважительной причине и не допущенные к экзаменационной сессии, по представлению декана факультета приказом ректора могут быть отчислены из университета».

Правда, отчислен студент, не допущенный к сессии, будет только после того, как у него появятся два несданных (из-за не допуска к сессии) экзамена.

Как получить зачет?

« Работа студента по освоению всех учебных дисциплин должна контролироваться в течение семестра. При отсутствии экзамена по дисциплине успешная работа студента должна завершаться получением зачета без специального итогового собеседования. Недопустима практика искусственного превращения зачета в экзамен».

Перечитайте этот пункт еще раз. А теперь пункт о том, что такое зачет. Без комментариев.

Каковы требования к студентам, явившимся на экзамен?

« При явке на экзамены и зачеты студенты обязаны иметь при себе зачетную книжку, а в необходимых случаях, определенных кафедрами, и выполненные работы, собранные коллекции, образцы материалов и др.».

Неясно, какая явка на зачеты может быть, если при отсутствии экзамена по дисциплине он получается без специального собеседования по итогам практических занятий и работ.

Как проходит экзамен?

« Экзамены проводятся, как правило, по билетам в устной или письменной форме. Форма проведения экзамена устанавливается Советом факультета. При проведении экзаменов и зачетов могут быть использованы технические средства. Экзаменатору предоставляется право задавать студентам вопросы сверх билета, а также помимо теоретических вопросов, давать задачи и примеры по программе данного курса».

Пункт, дающий экзаменатору право задавать практически любые вопросы экзаменуемому, сводит на нет смысл билетов, делая их, по сути, отправной точкой для начала "беседы", в итоге которой один из собеседников может лишиться стипендии.

« Во время экзамена студенты могут пользоваться учебными программами, а также с разрешения экзаменатора справочной литературой и другими пособиями».

« Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения ректора университета, проректора по учебной работе или декана факультета не допускается».

Пункт не определяет, кто является посторонним. Но подразумевается, что посторонними являются все, кроме преподавателя, принимающего экзамен и студентов, его сдающих.

Кто принимает экзамен?


« Экзамены принимаются лицами, которым разрешено в соответствии с действующими положениями чтение лекций, как правило, лекторами данного потока».

То есть, кто читает лекции, тот и принимает экзамен. Исключения делаются лишь для аспирантов, проходящих доцентскую практику. Также экзамен можно сдавать другому преподавателю, в случае, если преподаватель, ведущий курс лекций заболел. Таких оснований сдачи экзамена другому преподавателю как "субъективное" отношение преподавателя к студенту "Положение о сессии…" не предусматривает.
Кто принимает зачет?

«Зачеты принимаются преподавателями, руководившими практическими занятиями группы или читающими лекции по данному курсу».

Как принимается зачет?

« Зачеты по практическим и лабораторным работам принимаются по мере их выполнения».

Правильно, все в соответствии с п.7. Выполнил все практические и лабораторные работы - получи зачет.

« По отдельным дисциплинам зачеты могут проводиться в виде контрольных работ на практических занятиях».

По каким "отдельным дисциплинам" - можно, скорее всего, узнать в учебном плане специальности..

«Зачеты по семинарским занятиям проставляются на основе представленных рефератов (докладов) или выступлений студентов на семинарах».

К сожалению, не сказано, сколько и каких докладов (рефератов) должно быть. Поэтому это решает преподаватель в соответствии с собственными представлениями. Помимо этого, не везде доклады на семинарах и рефераты являются основанием для подведения итогов практической работы студента.

« Преподавателю предоставляется право поставить без опроса зачет тем студентам, которые активно участвовали в семинарских занятиях».

Странный подпункт. Если зачеты проставляются на основе представленных докладов (рефератов), то о каком опросе идет речь, и чем, собственно, руководствуется преподаватель, когда определяет уровень "активности" студента?
 
Как сдается практика?

« Учебная и производственная практики студентов засчитываются на основе отчетов, составляемых студентами в соответствии с утвержденными программами».
Как сдаются курсовые работы ?

« Зачеты по курсовым проектам (работам) проставляются на основе результатов защиты студентами курсовых проектов (работ) перед специальной комиссией, выделенной кафедрой, с участием непосредственного руководителя проекта (работы)».

Какие оценки можно получить на экзамене?

«Успеваемость студента определяется следующими оценками: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно"».

Фактически у нас в стране действует четырехбалльная система оценки. Очень часто трудно с её помощью поставить объективную и точную оценку. Поэтому некоторые преподаватели применяют многобалльные системы Однако в зачетную книжку и экзаменационную ведомость ставятся только "классические" оценки.
Критерии оценок:

"Отлично" -

« Оценки "отлично" заслуживает студент, продемонстрировавший всестороннее, систематическое и глубокое знание дополнительной литературой, рекомендованной программой».

Очень смущают слова "всестороннее", "систематическое", "глубокое" и "свободно". Слишком уж они общие.

"Хорошо" -

« Оценки "хорошо" заслуживает студент, продемонстрировавший полное знание учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную программой».

Смущает тонкая грань различия между выражениями "всестороннее, систематическое и глубокое знание" и "полное знание", а так же разница между "свободным" и "успешным" выполнением заданий. А еще очень интересно, как определяется, "усвоил" студент литературу или нет и каковы критерии "усвоения"?

"Удовлетворительно" -

« Оценки "удовлетворительно" заслуживает студент, продемонстрировавший знание основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой».

А какой материал основной, а какой нет? А какой материал необходим для дальнейшей учебы, а какой нет? А "справляющийся" - это как? А "знакомый с литературой" - это книги в руках подержавший?

"Неудовлетворительно" -

«Оценка "неудовлетворительно" выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий».

Вопросов по трактовке критериев оценки масса. Наиболее оптимально задать их преподавателю в самом начале курса. Если не удалось в начале курса, задайте эти вопросы на консультации. Уточните всевозможные "знакомый", "усвоил", "основной материал", "основная литература" и т.д. и т.п. Проще на экзамене будет и вам и преподавателю. По крайней мере, не возникнет недоразумений типа: "Почему тройка? Я на четверку рассказал". Как правило, преподаватель вовсе не злой и не вредный, просто у него свои представления об "основном материале", "основной литературе", о том, чем отличаются "свободное" и "успешное" выполнение заданий и т.д.
Каковы формальные итоги экзамена?

« Положительные оценки заносятся в экзаменационную ведомость и зачетную книжку, неудовлетворительная оценка проставляется только в экзаменационной ведомости».

« Неявка на экзамен отмечается в экзаменационной ведомости словом "не явился". Если эта неявка была по неуважительной причине, то деканом факультета проставляется неудовлетворительная оценка».
Каковы формальные итоги зачета?

« Результаты сдачи зачетов оцениваются отметкой "зачтено"».

Что такое "дифференцированный зачет"?

« Зачеты с дифференцированными оценками ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно") проставляются по курсовым проектам (работам), производственной практике, по черчению. Перечень указанных дисциплин устанавливается советом факультета».

Разница между дифференцированным зачетом и экзаменом равна практически нулю. Поэтому зачастую студенты не видят разницы между ними. И там и там ставится оценка. И там и там она влияет на размер стипендии. Единственное различие в том, что отсутствует итоговое "побилетное" собеседование.
Итоги сессии:

Позитивные -

«20. Студенты, полностью выполнившие требования учебного плана данного курса, успешно сдавшие все экзамены и зачеты, по представлению декана факультета переводятся на следующий курс приказом по университету». Помимо этого, по той же схеме происходит назначение на академическую стипендию. Всем, кроме получивших хотя бы одну "удовлетворительную" оценку.

Негативные -

« Неуспевающим считается студент, не сдавший к окончанию сессионного периода хотя бы один экзамен или зачет, установленный для данной сессии учебным планом специальности».

Для неуспевающих студентов итог сессии пока один - отсутствие стипендии, но в перспективе возможность отчисления. В перспективе, потому, что он ещё может стать успевающим.

« Студенты, не сдавшие в сессию экзамены по трем и более дисциплинам, а также не ликвидировавшие академическую задолженность в установленные сроки, отчисляются из университета».

То есть, три "заваленных" экзамена или зачета или несданная "задолженность" и деканат должен составить проект приказа на отчисление.

« Студенты, не выполнившие программу практики, получившие отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляются повторно на практику в период студенческих каникул».
"Долги", "хвосты" и т.п.

«20. Студентам, получившим в весеннюю сессию не более двух неудовлетворительных оценок, могут быть установлены различные сроки ликвидации академической задолженности, но не позже дня фактического начала учебных занятий на соответствующем курсе».

Однако, учитывая то, что подавляющие большинство преподавателей в период летних каникул находятся в отпуске, как правило, процесс сдачи "долгов" весенней сессии затягивается до начала сентября. Что в итоге приводит к опозданию приказа на перевод с курса на курс и, следовательно, к задержке выплаты сентябрьской стипендии.

« Для ликвидации студентами дневного отделения академической задолженности по итогам зимней сессии декан факультета в необходимых случаях устанавливает индивидуальные сроки, но не позднее первого месяца следующего за сессией семестра».

Можно ли ликвидировать "долги" во время сессии?

И да, и нет.

« Пересдача экзамена с неудовлетворительной оценкой в период экзаменационной сессии, как правило, не допускается».

Оговорка "как правило" реализуется в следующем абзаце того же пункта.

«В отдельных случаях при наличии уважительных причин декан факультета может разрешить студентам пересдачу в период экзаменационной сессии тому же экзаменатору только одного экзамена, по которому получена неудовлетворительная оценка».

Проще говоря, если декан сочтет причину получения "неуда" на первом экзамене уважительной, то он может разрешить его пересдачу по одному экзамену, тому же экзаменатору, который его и поставил. Пересдача тройки на лучшую оценку не предусматривается.

Сколько раз можно пересдавать экзамен и зачет?


« Пересдача неудовлетворительной оценки по одному и тому же экзамену допускается не более двух раз, второй раз - комиссии».

Таким образом, пересдавать только два раза: один раз преподавателю и в случае неудачи комиссии.

Про количество пересдач зачетов нигде не говорится. Зачет можно сдавать неограниченное количество раз. Единственное условие - уложится в срок до начала сессии и сроки ликвидации академической задолженности.

Что такое комиссия?


« Комиссия в количестве трех человек создается распоряжением декана факультета по согласованию с заведующим кафедрой».

Как пересдать экзамен с целью улучшения оценки?

« Повторная сдача экзамена c целью повышения положительной оценки допускается с разрешения проректора по учебной работе по представлению декана».

То есть, для того, что бы пересдать экзамен на лучшую оценку, необходимо написать заявление на имя ректора, получить его согласие и согласие проректора по учебной работе. После этого, согласовав с преподавателем время и место пересдачи, получить экзаменационный лист.

Как оформляется процедура пересдачи экзамена?

« Для пересдачи экзамена деканат выдает студенту экзаменационный лист, регистрируемый в соответствующем журнале, с указанием даты выдачи и сроков пересдачи за подписью декана факультета. Экзаменационный лист возвращается экзаменатором в деканат сразу после экзамена и подшивается к экзаменационной ведомости».

Итак, господа студенты, теперь вы имеете общее представление о том, что такое, согласно документам, сессия и с чем её едят. Взгляните новым взглядом на старые и добрые зачеты, экзамены и курсовые.  Удачи на "сдаче"!

Председатель ПОС ПГУ      В.П. Стрижаков  

Теперь самое главное:
Скачать шпаргалки

 

 
След. »






Тематики

От партнеров

Аудиокниги

audioknigi.jpg АудиоКниги

Реклама

Свежие статьи

Это интересно

Яндекс.Метрика