Активное участие в качественной индивидуальной подготовке будущих первоклашек принимают не только учителя-репетиторы, но и психологи, а также учителя-логопеды. В этой помощи особенно нуждаются те дети, которые не посещали дошкольных общеобразовательных учреждений. За короткое время учителя и специалисты должны оказать этим ребятам максимальную поддержку и необходимую помощь.
В проведении квалифицированной профилактической и диагностической работы в выявлении и предупреждении речевых дефектов у будущих школьников активную помощь могут оказать частные логопеды. Особенно тогда, когда речь идет о детях, занимающихся индивидуально на дому.
Специалист-логопед должен выполнить целый ряд задач. Например, провести логопедическое обследование на общем уровне и выявить будущих школьников, имеющих отклонения в развитии речи. А также начать занятия по формированию правильного произнесения звуков, например, ознакомить ребенка с упражнениями по правильной артикуляции тех звуков, что часто выговариваются им неправильно.
Необходимо заполнять лексико-грамматические пробелы детской речи. При помощи игровых методик специалист должен заниматься развитием фонематического восприятия детей и их фонематического слуха.
Очень важно также развивать у будущих первоклассников связную речь, так необходимую им для выражения собственных мыслей и приобретения навыков общения, как с учителями, так и со сверстниками.
Логопед начинает работу с исправления звуков, произношение которых нарушено. Работа ведется отдельно над каждым звуком. Только после того, как откорректирован один, переходят к исправлению следующего. Порядок работы над звуками включает несколько обязательных этапов.
Во-первых, обязателен подготовительный этап, на котором среди прочего происходит выявление всех звуков, коррекция которых необходима. Во-вторых, этап постановки звука, включающий специальную систему упражнений. В-третьих, этап его автоматизации, т.е. выработка навыков правильного произношения звука. В-четвертых, этап дифференциации, т.е. отличие данного звука от других. И, наконец - введение звука в речь.
Заметьте, все эти этапы должен пройти каждый звук, произношение которого нарушено. А когда работа логопеда будет успешно завершена, станет возможным изучение не только родного, но и иностранного. И тогда, возможно, репетитор японского языка, например, сможет оценить блестящий результат.
|