Бесплатная библиотека - учебники, шпаргалки, кандидатский минимум

llflot.ru – это хранилище знаний для студентов и аспирантов. Здесь вы можете скачать учебники и шпаргалки, аналитические статьи и рефераты. Уникальные лекции и шпаргалки для аспирантов из личного архива ВечноГО сТУдента, кандидатский минимум. Для вас бесплатные учебники и шпаргалки без регистрации.


Международная экономическая интеграция

Современное мировое хозяйство — это не только совокупность и взаимопереплетение национальных экономик. Другим его срезом являются интеграционные комплексы, включающие в себя нацио­нальные хозяйства нескольких государств и отличаю­щиеся более развитым взаимным разделением труда, сближением и взаимоприспособлением экономических механизмов, более тес­ным переплетением капиталов, проведением согласованной меж­государственной экономической политики. Образование интеграционных группировок получило особый размах в последние годы. В настоящее время в мире действует более 85 региональных торговых экономических соглашений и договоренностей, в рамках которых осуществляется более 60% мировой торговли.

Существует несколько основных видов интеграционных объеди­нений. Это зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз.

Зона свободной торговли (ЗСТ) пред­ставляет собой группу из двух и более стран, в которых отменены пошлины и другие ограничительные меры во взаимной тор­говле в отношении товаров, происходящих из этих стран. В от­ношении стран, не участвующих в соглашении, каждое государст­во-участник зоны свободной торговли проводит самостоятельную торговую политику.

В таможенный союз, как и в ЗСТ, входят две и более страны, которые отменили во взаимной торговле таможенные пошлины и сборы и другие ограничительные мероприятия. Но, в отличие от ЗСТ, государства-участники таможенного союза прово­дят единую таможенную политику в отношении третьих стран (не входящих в союз), применяя по отношению к ним одни и те же пошлины и другие мероприятия по регулированию торговли.

Общий рынок возникает тогда, когда таможенный союз дополняется ликвидацией барьеров между странами не толь­ко во взаимной торговле, но и на пути перемещения рабочей си­лы и капитала.

Экономический союз предполагает в допол­нение ко всем перечисленным выше интеграционным мероприятиям проведение странами-участни­цами единой экономической полити­ки, создание системы межгосударственного регулирования соци­ально-экономических процессов.

На практике границы между указанными типами интеграцион­ных объединений весьма условны и их развитие может идти по восходящей — от ЗСТ к экономическому союзу.

Наибольшей степени зрелости достиг интеграционный хозяйственный комплекс в Западной Европе, где в 1957 г. было созда­но Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Договор о его образовании подписали в Риме ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. С 1967 г. ЕЭС имеет общие руководя­щие органы и единый бюджет с двумя другими европейскими ин­теграционными объединениями — Европейским объединением угля и стали (ЕОУС) и Европейским сообществом по атомной энергии (Евратом). Межгосударственное интеграционное объединение ста­ло официально именоваться Европейскими сообществами — ЕС (часто использовался неофициальный синоним: Европейское со­общество). При этом договоры об учреждении ЕЭС (или „Общего рынка“), ЕОУС и Евратома остались в силе. В 1973 г. к ЕС присоединились Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 г. — Греция, в 1986 г. — Испания и Португалия, в 1995 г. – Австрия, Финляндия и Швеция. С 1 ноября 1993 г., после вступления в силу Маастрихтского договора, Европейское сообщество стало официально именоваться Европейским союзом (ЕС). Сейчас в ЕС входят 15 государств Западной Европы с населением более 370 млн. человек. На ЕС приходится более 20% мирового ВВП и более 40% мирового экспорта. Эта региональная группировка стоит к экономическому, политическому и валют­ному союзу гораздо ближе, чем какое-либо межгосударственное объединение современного мира.

ЕС имеет специальные торгово-экономические соглашения со многими странами мира. Например, согласно так называемым Ломейским конвенциям (первая из которых была подписана в 1975 г.) фактически все товары из 70 стран Африки, Карибского бассейна и Тихого океана получили беспошлинный доступ на рынок ЕС. Похожие соглашения есть и с 12 странами Средиземноморского бассейна[1]. Кроме того, существует Таможенный союз ЕС с Турцией и Кипром. В 1991–1995 гг. было подписано девять так называемых Европейских соглашений со странами Центральной и Восточной Европы. Шесть из них (с Болгарией, Чехией, Венгрией, Польшей, Румынией и Словакией) уже действуют[2], три (с Литвой, Латвией и Эстонией) ожидают ратификации. Готовится десятое соглашение со Словенией. Европейские соглашения охватывают как политические, так и экономические вопросы. В частности, уже с 1 января 1995 г. были сняты таможенные барьеры на все товары, импортируемые в ЕС из подписавших их стран Центральной и Восточной Европы (за исключением текстиля, для которого это было сделано к концу 1997 г.).

24 июня 1994 г. на острове Корфу было подписано Соглашение о сотрудничестве и партнерстве между ЕС и Россией (вступило в силу с 1 февраля 1996 г.).

В Римском договоре отмечалось, что в рамках ЕС создается Общий (единый) рынок, представляющий собой пространство „четырех свобод“ – свобода движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы.

Первым шагом в формировании ЕС стала постепенная, в три этапа (с 1959 по 1968 г.), отмена таможенных пошлин в торговле между „шестеркой“ стран ЕС и создание таможенного союза. По отношению к третьим странам, не входящим в ЕС, был установлен Единый таможенный тариф ЕС. Затем, по мере присоединения к ЕС новых стран, упразднялись таможенные пошлины в торговле между государствами-основателями ЕС и новыми участниками.

Таможенный союз активизировал взаимную торговлю государств-членов ЕС, на которую сейчас приходится в среднем более 60% объема их совокупной внешней торговли (у Бельгии-Люксембурга, Нидерландов, Ирландии, Португалии — более 70%). Однако после устранения взаимных таможенных пошлин на границах между странами Сообщества все еще имели место случаи проведения та­моженного досмотра и контроля, другие дорогостоящие формаль­ности. Свободной торговле продолжали препятствовать различия стандартов и технических норм в разных госу­дарствах (в области здравоохранения, охраны окружающей среды, защиты интересов потребителей и т.п.).

Одним из важнейших направлений политики ЕС является Единая аграрная политика. Она была введена в действие в 1964 г. и по сей день остается важней­шей статьей бюджета Европейского союза (около 48% расходов в 1995 г.). Аграрная политика гарантирует производителям сельскохозяйственной продукции ее сбыт по заранее устанавливаемой цене интервенции. По некоторым товарам был введен режим прямых дотаций производству. К концу 80-х гг. политика цен охватывала более 90% сельскохозяйственного производства в ЕС. Для централизованного финансирования сельского хозяйства был создан Фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства, финансируемый из бюджета ЕС.

Кроме того, Совет министров ЕС устанавливает лимитированные импортные цены, т.е. минимальные цены, по которым те или иные продукты могут быть импортированы в страны-члены Европейско­го союза. Эти цены, которые из-за ввозных пошлин во многих случаях выше мировых, предназначены для защиты сельского хо­зяйства ЕС от конкуренции со стороны более дешевых продуктов из стран, не входящих в Союз. Фермеры получают из бюджета ЕС субсидии в случае неблагоприятных погодных условий (замороз­ки, засухи и т.п.), на строительство новых помещений, модер­низацию производства, закупки новой техники и т.д. Субсидируется и экспорт сельскохозяйственных товаров — экспортеры полу­чают возмещение, которое должно компенсировать разницу между мировой ценой и более высокой ценой в ЕС.

Субсидии, система единых цен и защита рынка способствовали укрупнению хозяйств, решению продовольственной проблемы. Между 1973 и 1988 гг. сельскохозяйственное производство в ЕС возрастало в среднем на 2% в год, в то время как потребление продовольствия – только на 0,5%. Страны ЕС практически полностью обеспечили себя продовольствием и стали вторым в мире (после США) экспортером аграрной продукции. В некоторых странах ВС производи­тельность труда в сельском хозяйстве превысила американскую (так, в Бельгии один работник сельского хозяйства „кормит“ 100 человек, в Великобритании 95 — против 80 человек в США и 13 человек в бывшем СССР). Урожайность, например, пшеницы в ЕС вдвое выше, чем в США, а в Нидерландах, Великобритании и Бельгии — почти втрое (от 65 до 70 ц/га в среднем). Аграрная политика ЕС, однако, привела к перепроизводству сельскохозяй­ственной продукции и к возникновению противоречий с другими мировыми производителями сельскохозяйственных товаров (преж­де всего США), которые возражают против ограничения в досту­пе на рынок ЕС и практики субсидирования экспорта. Кроме того, она оказалось слишком дорогостоящей (70% расходов бюджета ЕС). Поэтому в июне 1992 г. ЕС принял решение о радикальном пересмотре аграрной политики. Новая политика включает следующие меры.

  1. Для обеспечения конкурентоспособности аграрной продукции ЕС, цены на земледельческую продукцию и говядину в течение трех лет были снижены, чтобы приблизиться к уровням мировых рынков (для зерновых, например, снижение цен составило 29%, для говядины – 15%).
  2. Для того чтобы фермеры могли выжить в новых условиях, им выплачиваются компенсирующие платежи. В случае зерновых и других земледельческих культур выплата компенсации находится в зависимости прежде всего от сокращения обрабатываемых земель (set aside). Эта мера рассматривается как инструмент контроля за уровнем и эффективностью производства.
  3. В производстве говядины потолки компенсирующих премиальных платежей устанавливаются на индивидуальной или региональной основе и зависят от поголовья скота в расчете на гектар.



Кроме того, новая аграрная политика включает в себя так называемые меры сопровождения — сохранение аграрной окружающей среды, лесонасаждение и прекращение сельскохозяйственной деятельности путем досрочного выхода фермеров на пенсию.

В рамках ЕС также проводится региональная политика, нацеленная на оказание помощи так называемым проблемным районам Союза. Прежде всего, речь идет о слаборазвитых районах, в ко­торых уровень ВВП на душу населения не превышает 75% среднего для ЕС показателя. Это Греция, Ирландия и Португалия, а также значительная часть Испании, юг Италии, остров Корсика, Се­верная Ирландия, Северная Шотландия и др. С января 1994 г. статус слаборазвитых офи­циально получили новые земли ФРГ, возникшие на территории бывшей ГДР. Среди проблемных районов можно отметить старопромышленные регионы Велико­британии, Фран­ции, Германии, Испании и других стран, которые оказались в кризисном положении из-за упадка таких традиционных для них отраслей, как угольная промышленность, металлургия, судостроение и текстильная промышленность, а также слаборазвитые сельские области, находящиеся на периферии ЕС. Новым направлением, появившимся после вступления в ЕС Швеции и Финляндии, является развитие регионов с крайне малой плотностью населения на севере и северо-востоке этих государств. Региональная политика — вторая по значимос­ти статья расходов ЕС (36% в 1999 г.). Основные ее направления — координация региональной политики отдельных стран-членов Союза и прямая финансовая поддержка проблемных регионов из Европейского фон­да регионального развития.

В конце 80-х гг. в Римский договор об организации ЕС была внесена специальная глава о сотрудничестве в научно-техни­ческой области. Недавно завершена реализация четвертой рамочной научно-технологической программы стран ЕС (1994–1998 гг.). Ее цель и цели двадцати входящих в нее специализированных программ — обеспе­чение конкурентоспособности Западной Европы в области информа­ционных технологий и технологий средств связи, промышленных технологий, биотехнологии, энергетики и т.д. Большое внимание уде­ляется вопросам охраны окружающей среды.

ЕС принимает активное участие в программе ЭВРИКА, направленной на налаживание европейской широкомас­штабной кооперации в области новейшей технологии (осуществля­ется с 1985 г.). Члены ЭВРИКА – Европейская комиссия и 25 европейских государств, включая всех 15 членов ЕС и Россию. В настоящее время в рамках этой программы осуществляется 665 проектов общей стоимостью 5,6 млрд. ЭКЮ, в разработке которых принимают участие почти 3 тыс. различных европейских организаций (2/3 из них – промышленные компании); 684 проекта стоимостью 11,6 млрд. ЭКЮ уже завершены. Основные направления исследований и разработок – информационные технологии, связь, робототехника и автоматизация производства, новые материалы, медицина и биотехнология, охрана окружающей среды, лазерная техника, транспорт.

Формирование интеграционного комплекса в ЕС включало и со­здание ряда региональных валютно-кредитных и финансовых орга­низаций. С марта 1979 г. начала функционировать Европейская валютная систе­ма (ЕВС), предназначенная для уменьшения колебаний валютных курсов и стимулирования интеграционных процессов. В рамках ЕВС была введена европейская валютно-расчетная единица — ЭКЮ, базирую­щаяся на корзине (наборе) валют стран-членов ЕВС.

К 80-м гг. Европейское сообщество стало одним из главных центров мирового хозяйства и крупнейшим торговым блоком на планете. Однако ЕС так и не стало подлинным общим рынком — как мы уже упоминали, сохранялось много препятствий для свободного экономического обмена между государствами. По­стоянно нарушались положения Римского договора в части сво­бодного перемещения товаров. Вызовы времени на рубеже 80-x гг. — иранская революция, Афганистан, кризис в Польше, Фолк­лендская война — показали, что у Сообщества отсутствует четкая внешнеполитическая линия, инструменты и возможности уре­гулирования кризисных ситуаций. Политический вес, влияние ЕС были явно неадекватны его растущей экономической мощи.

Перед Сообществом встали две взаимосвязанные задачи. Первая — завершить создание единого внутреннего рынка (ЕВР) со свободным перемещением товаров, капиталов, услуг и людей. Вто­рая — образовать валютно-экономический и политический союзы, превратив тем самым ЕС в некую полуконфедеративную-полуфедера­тивную супердержаву.

Первая задача — создание ЕВР — решалась на основе Единого Европейского Акта, подписанного в феврале 1986 г. и вступившего в силу 1 июля 1987 г. Этим Актом была поставлена задача создать к 1 января 1993 г. ЕВР Сообщества, который обеспечивал бы свободное движение товаров, капитала и рабочей силы по всей его территории. Эта за­дача успешно решена. Хотя, разумеется, указанная дата носила ско­рее символическое значение, так что отладка механизмов функциониро­вания ЕВР продолжается. С 1 января 1993 г. полностью отменен таможенный контроль во взаимной торговле стран ЕС. Граждане стран-членов ЕС получили воз­можность без загранпаспортов и виз путешествовать по всему его пространству, работать и жить в любой стране по своему выбору. Принята Хартия основных социальных прав трудящихся. Приведены в гармонию технические стандарты, финансово-банков­ские порядки, правовые нормы. Фирмы теперь могут сбывать про­дукцию или предлагать услуги в любой точке ЕС без каких-либо дополнительных формальностей, устранены препятствия на пути миграции капиталов.

Переход Сообщества в новое качество — Европейский союз — основывается на договоре о Европейском союзе. Он был подписан в голландском городе Маастрихт 7 февраля 1992 г. Маастрихт­ский договор предусматривает, в частности, постепенный пе­реход от уже созданного единого рынка к полному Экономическому и валютному союзу (ЭВС), создание Европейского центрального банка (ЕЦБ) и замену национальных денежных знаков единой валютой евро, учреждение гражданства ЕС. Европейский союз будет осуществлять общую политику в ряде новых облас­тей — дипломатии, юстиции, полиции, обороны. Поэтапное ограничение суверенитетов стран ЕС в экономической, валютной и внешнеполитической сферах в случае успешной реализации Ма­астрихтского договора приведет к превращению ЕС в подобие федеративного или конфедеративного государства со всеми его атрибутами. Как уже упоминалось, 1 ноября 1993 г., после ра­тификации в государствах-членах ЕС, Маастрихтский договор вступил в силу и Европейское сообщество сменило свое офици­альное название на Европейский союз. В 1997 г. был подписан Амстердамский договор о Европейском союзе, являющийся, по сути, скорректированным и дополненным текстом Маастрихтского договора.

Создание Европейского союза не ликвидировало договоры об образовании ЕОУС, ЕЭС и Евратома, которые с дополнениями, предусмотренными Маастрихтским и Амстердамским договорами, являются основой ЕС.

В конце марта 1998 г. Европейская комиссия объявила окончательный состав ЭВС, в который вошли 11 государств Евросоюза (за исключением Великобритании, Швеции, Дании и Греции). С 1 января 1999 г. бразды правления монетарной политикой в этих странах перейдут к Европейскому центральному банку (ЕЦБ) во Франкфурте-на-Майне (Германия). С 1 января 2002 г. евро поступит в обращение и начнет заменять национальные денежные единицы. Расчеты в розничной торговле будут вестись только в евро. С 1 июля 2002 г. хождение национальных валют в ЕВС будет прекращено и евро останется единственной денежной единицей.

Среди участников ЭВС в ЕС – две группы государств – участники нового этапа интеграции и аутсайдеры, что создает для этого объединения новые трудности и проблемы.

На вступление в ЕС претендуют сейчас Болгария, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Чехия и Эстония[3]. По степени готовности к вступлению указанные государства разделены на две группы – начавшие с 30 марта 1998 г. непосредственные индивидуальные переговоры о присоединении (Венгрия, Польша, Словения, Чехия, Эстония[4]) и остальные. Как ожидается, прием первых стран-претендентов в ЕС начнется не ранее 2003–2004 гг.

Европейский союз — не единственная интеграционная группи­ровка в Западной Европе. В 1959–1960 г. по инициативе Великобрита­нии и Скандинавских стран была учреждена Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), которая рассматривалась большинством ее участников как временная организация для усиления их позиций на будущих переговорах о вступлении в ЕЭС. И действительно, в дальнейшем Великобритания (1972 г.), Дания (1972 г.), Португалия (1985 г.), Австрия (1995 г.), Финляндия (1995 г.) и Швеция (1995 г.) вышли из ЕАСТ и присоединились к ЕС. Сейчас в ЕАСТ остались только Норвегия, Швейцария, Исландия (вступила в 1970 г.). Ассоциированным членом ЕАСТ является Лихтенштейн, находящийся с 1923 г. в таможенном союзе со Швейцарией. Совет ЕАСТ находится в Женеве.

В отличие от Европейского союза ЕАСТ представляет собой региональную экономическую груп­пировку с сохранением суверенных прав государств-участников и отсутствием наднациональных институтов, имеющих право изда­вать законы. ЕАСТ — зона свободной торговли, обеспечивающая свободную беспошлинную торговлю между странами-членами про­мышленными товарами (действие конвенции EAСT в принципе не распространяется на сельскохозяйственную продукцию). В отно­шениях с третьими странами каждая страна ЕАСТ проводит самостоятельную внешнеторговую политику и сохраняет свои таможен­ные пошлины. Действуют соглашения о свободной торговле между ЕАСТ и 14 государствами Европы и Азии[5].

Расширение влияния ЕС, а также усиление на мировом рынке конкурентных позиций США и Японии привели к активизации свя­зей между ЕС и ЕАСТ. Переговоры о более тесных связях между этими организациями начались в июне 1990 г. и завершились со­глашением о создании Европейского экономического пространст­ва (ЕЭП), подписанным 2 мая 1992 г. в Порто. Договор на 70% перекликается с законодательством, лежащим в основе ЕВР ЕС, предусматривая окончательное устране­ние торговых барьеров между странами-участницами (тарифные и количественные барьеры между ними были сняты еще к концу 1983 г.), свободу передвижения людей, капиталов и услуг. Со­глашения о ЕЭП не распространяются на сельскохозяйственную сферу, однако на двухсторонней основе страны ЕАСТ будут допус­кать импорт аграрной продукции из ЕС (особенно из наиболее от­сталых районов Союза), а в обмен на это на более выгодных ус­ловиях ввозить свои продукты в ЕС.

Соглашение о создании ЕЭП, общей экономической зоны двух торговых блоков, в составе 18 государств вступило в силу с 1 января 1994 г. Швейцария, население которой на референдуме в 1992 г. высказалось против вхождения страны в ЕЭП, получила статус наблюдателя.

В декабре 1992 г. Польша, Чехия, Словакия и Венгрия заключили Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (ЦЕФТА), вступившее в силу 1 марта 1994 г. Договор предусматривает создание зоны свободной торговли промышленными товарами к 2001 г. В отношении сельскохозяйственных товаров либерализация носит ограниченный характер. Позднее членами ЦЕФТА стали также Словения, Румыния и Болгария.

Внутри Содружества Независимых Государств (СНГ) заключено два соглашения об углубленной интеграции. В январе 1996 г. Россия, Белоруссия и Казахстан заключили соглашения о создании Таможенного союза, к которому в марте того же года присоединилась Киргизия, а в апреле 1998 г. – Таджикистан. Таможенный союз, в частности, предусматривает одинаковый торговый режим в отношении третьих стран, единство таможенной территории. Второго апреля 1996 г. подписан договор об образовании Сообщества России и Белоруссии, предусматривающий не только экономическую, но и политическую интеграцию двух государств. Будет создано единое экономическое пространство со свободным передвижением товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, предполагается максимально использовать преимущества межстранового разделения труда, специализации и кооперации производства. Будут созданы условия для введения общей валюты. Россия и Белоруссия условились согласовывать внешнюю политику и вырабатывать общую позицию по основным международным вопросам. В 1999 г. на всенародное осуждение был вынесен проект Договора о создании союзного государства России и Белоруссии; в декабре 1999 г. договор был подписан.

В Северной Америке в январе 1989 г. вступило в силу Американо-канадское соглашение о свободной торговле. В результате была создана зона свободной торговли, охватывавшая двухстороннюю торговлю почти в 200 млрд. дол. в год. В течение десяти лет должны были быть ликвидированы все оставшиеся между США и Ка­надой тарифные и нетарифные ограничения на любые операции – на­чиная от рекламы и кончая дальней связью и торговлей вином. Вместе с тем обе стороны оставили за собой право вводить соб­ственные импортные ограничения на торговлю с третьими страна­ми.

В июне 1991 г. по инициативе Мексики начались переговоры между этой страной, США и Канадой, завершившиеся подписанием 17 декабря 1992 г. соглашения о создании Североамериканской зоны свободной торговли (по первым буквам английского названия — НАФТА). После рати­фикации в странах-участницах оно вступило в силу 1 января 1994 г. Ключевые элементы соглашения:

  1. ликвидация всех таможенных пошлин во взаимной торговле к 2010 г.;
  2. поэтап­ное упразднение значительного числа нетарифных барьеров во взаимной торговле товарами и услугами;
  3. смягчение режима для американо-канадских капиталовложений в Мексике;
  4. либерализация условий для деятельности банков США и Канады на мексиканском рынке;
  5. создание американо-канадско-мексиканской арбитражной комиссии.



Реализация достигнутых договоренностей приведет к возникновению самого крупного в мире торгового блока с насе­лением 378 млн. человек и совокупным ВВП более 8,5 трлн. дол. (1995). Создание НАФТА позволит соединить экономическую мощь США, природные ресурсы Канады и дешевую рабочую силу Мексики, что­бы успешнее конкурировать с Европой, Японией и Восточной и Юго-Восточной Азией. Впервые в мире торговый блок объединил развитые государства и развивающуюся страну.

Прорабатывается идея формирования „атлантической“ зоны свободной торговли, объединяющей НАФТА и ЕС.

В апреле 1998 г. в Сантьяго (Чили) 34 страны Западного полушария утвердили план создания к  2005 г. Американской зоны свободной торговли (ФТАА) от Аляски до Огненной земли.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) в ноябре 1989 г. состоялась первая конференция министров иностранных дел и торговли Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничест­ва (АТЭС). Ныне в эту региональную группировку входят 21 страна и территория[6]. Секретариат АТЭС находится в Сингапуре. В отличие от ЕС и НАФТА эта интеграционная группировка представляет более аморфное и многослойное образование. Формально АТЭС имеет консультативный статус, но фактически в рамках его рабочих органов ведется выработка региональных правил ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях. Все решения принимаются на основе консенсуса. Для АТЭС характерна ориентация на гибкие, сетевые по своему характеру формы сотрудничества, когда каждый из участников берет на се­бя обеспечение той стороны деятельности объединения, где он располагает наилучшими возможностями, и координирует деятель­ность в этой „своей“ области. Концепция АТЭС нацелена на по­ощрение взаимодействия в первую очередь в частнопредпринима­тельском секторе, на уровне фирм. В ноябре 1994 г. на встрече в Богоре (Индонезия) лидеры АТЭС поставили задачу обеспечения свободной и открытой торговли и инвестирования не позднее 2010 г. для промышленно развитых стран АТЭС и 2020 г. – для развивающихся стран.

Несколько десятков интеграционных группировок различных типов существует в развивающихся странах. В качестве примеров можно упомянуть такие блоки, как Андская группа (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор), Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР) (Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай)[7], Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) (Индонезия, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Сингапур, Бруней, Вьетнам, Лаос, Камбоджа и Мьянма), Экономическое сообщество западно-африканских государств (ЭКОВАС) (16 государств), Сообщество развития Юга Африки (САДК) (12 государств) и др.

Распространяющееся поветрие создания экономических союзов может привести к тому, что в будущем причастность к одному из них во вcе большей степени будет определять эффективность на­циональных экономик и мировой статус государств. Иногда да­же высказывается опасение, что будущее мировое хозяйство может разделиться на небольшое число торговых группировок, замкнутых в первую очередь на себя и ведущих бесконечные экономические войны между собой. Но это крайняя точка зрения. Высокая сте­пень интернационализации хозяйственной жизни не позволит новым блокам замкнуться в своей „скорлупе“. Верно, однако, и то, что при таком раскладе выбор у стран, оставшихся за пределами груп­пировок, будет невелик — либо надеяться на получение по опре­деленным видам товаров статуса наибольшего благоприятствова­ния, либо пытаться вступить в ближайшее региональное сообщест­во, либо создавать собственную торговую зону (но такие воз­можности есть не во всех регионах).

[1] Алжир, Марокко, Тунис, Египет, Израиль, Иордания, Ливан, Палестинская автономия, Сирия, Турция. Кипр и Мальта. К 2010 г. между этими государствами и ЕС планируется создать зону свободной торговли.

[2] Таким образом, указанные страны являются ассоциированными членами ЕС.

[3] О своем желании присоединиться к ЕС в одной из следующих волн расширения заявили также Албания, Македония и Хорватия. Турция, состоящая в таможенном союзе с ЕС, признана не соответствующей критериям обеспечения демократии и пока оставлена за бортом группы претендентов. Мальта в 1996 г. отказалась от прежнего намерения вступить в ЕС. Раздаются голоса за присоединение к ЕС в Норвегии и Швейцарии.

[4] К этой группе причислен также и Кипр, но при условии направления на переговоры с ЕС межобщинной делегации, представляющей как греков-киприотов, так и турок-кпириотов.

[5] Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Румыния, Болгария, Словения, Эстония, Латвия, Литва, Турция, Марокко, Израиль и Палестинская автономия.

[6] Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зе­ландия, КНР, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия (с ноября 1998 г.), США, Таиланд, Тайвань, Сингапур, Филиппины, Чили, Япония.

[7] Разрабатывается проект создания зоны свободной торговли, которая не позднее 2005 г. должна объединить ЕС и страны блока МЕРКОСУР.

 
« Пред.   След. »






Тематики

От партнеров

Аудиокниги

audioknigi.jpg АудиоКниги

Реклама

Свежие статьи

Это интересно

Яндекс.Метрика