Рынок машин и оборудования развивается под воздействием наиболее прогрессивных форм международной специализации и кооперирования, объединения усилий специализированных продуцентов в международном научно-техническом и производственном сотрудничестве. На межотраслевые и внутриотраслевые кооперационные поставки приходилось более 40% общего объема международной торговли машинами и оборудованием. Происходит заметное увеличение поставок не готовых изделий, а их частей в рамках международной поузловой к подетальней производственной кооперации. Помимо этого около 10% международной торговли машинами и оборудованием приходится на запасные части для технологического обслуживания ранее проданных изделий. Организация надежного послепродажного обслуживания машин и оборудования является непременным условием для сбыта изделий, завоевания позиций на мировом рынке. Ведущие машиностроительные компании мира имеют за рубежом разветвленные сети по сбыту и обслуживанию своей продукции.
Машины и оборудование поставляются на внешние рынки как в собранном, так и в разобранном виде. В последнем случае сборка готовых изделий осуществляется непосредственно в стране-импортере. Поставка машинно-технических товаров в разобранном виде позволяет преодолеть протекционистские барьеры (таможенное обложение деталей и узлов в большинстве стран является льготным по сравнению с обложением готовых изделий), а также сэкономить на упаковке, транспортировке, погрузочно-разгрузочных работах и др. (например, одно и то же судно может перевезти разобранных автомобилей в несколько раз больше, чем собранных).
С середины 50-х гг. широкое развитие получила торговля комплектным оборудованием. На его долю приходилось 15–20% общего объема мировой торговли машинами и оборудованием. Комплектным принято считать оборудование промышленного предприятия, представляющее собой единый законченный технологический комплекс. Примерно 50–60% общего притока иностранных заказов на комплектное оборудование приходится в настоящее время на развивающиеся страны. Поставки комплектного оборудования тесно связаны с сооружением объекта, для которого оно предназначено. Основные формы сделок на поставку комплектного оборудования: поставки разрозненного комплектного оборудования; строительство объектов на условиях „под ключ“ (объект передается заказчику в состоянии полной готовности к работе); строительство объектов на условиях „продукция в руки“ (подрядчик оказывает заказчику помощь вплоть до устойчивого выхода объекта на проектную мощность); строительство объектов на условиях „рынок в руки“ (поставщик комплектного оборудования не только строит объект, но и обеспечивает рынок сбыта продукции сооруженного предприятия); компенсационные сделки (расчеты за предоставляемые долгосрочные кредиты, предназначенные для приобретения комплектного оборудования, осуществляются путем поставок готовой продукции с вновь построенного или других предприятий); сделки на условиях „БОТ“ (подрядчик строит объект, оснащает его комплектным оборудованием и эксплуатирует его в течение обусловленного срока, с тем чтобы возместить понесенные затраты и получить запланированную прибыль; и только затем объект переходит к заказчику).
Большое распространение в последние десятилетия приобрела практика сбыта машин и оборудования через международные торги (тендеры). Торги представляют собой форму торговли, когда покупатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов (поставщиков) на товар с заранее определенными характеристиками и после сравнения полученных предложений заключает контракт с тем продавцом (поставщиком), который предложил товар, наиболее отвечающий условиям торга и на наиболее выгодных условиях. Различают открытые (публичные) торги, к участию в которых приглашаются все желающие фирмы и организации, и закрытые торги, к участию в которых приглашается ограниченное число фирм и консорциумов (временных союзов фирм для совместной борьбы за получение заказа и для его совместного исполнения). Основная часть международных торгов проводится сейчас в развивающихся странах.
Машины и оборудование могут не только продаваться, но и сдаваться в аренду. Долгосрочная аренда машин и оборудования называется лизингом. Лизинговый бизнес, распространившийся с середины 50-х гг. в США, ускоренно развивается на международной арене с 70-х гг. Лизинг позволяет промышленным, транспортным и другим предприятиям (арендаторам) получать у специализированных лизинговых компаний (арендодателей) за определенную плату в долгосрочное пользование широкий спектр основных средств производства (от мелкого конторского оборудования до сложных ЭВМ, от токарных станков до бурового оборудования, от автотранспортных средств до реактивных авиалайнеров и океанских танкеров и т.д.). Соглашение о лизинге обычно заключается на срок от пяти до десяти, а порой до 20 лет и более. По истечении срока соглашения предприятие-арендатор обычно имеет право приобрести арендуемое оборудование с учетом суммы внесенной арендной платы. Лизинг обеспечивает производителям дополнительную возможность сбыта продукции при обострившейся конкуренции на внутренних и внешних рынках, а потребителям — возможность в условиях ускоренных темпов научно-технического прогресса обновлять оборудование без единовременной мобилизации значительных средств на его приобретение. На мировом рынке действует около тысячи международных лизинговых компаний, на арендные операции которых приходится, по некоторым оценкам, 1/5 мирового экспорта машин и оборудования.
Признанными мировыми лидерами в производстве и экспорте машин и оборудования являются США, Япония и ФРГ, на долю которых приходится более 60% производства машин и оборудования и примерно такая же часть экспорта этих видов продукции из промышленно развитых стран. Крупными экспортерами машин и оборудования в этой группе государств являются также Франция, Великобритания, Италия, Канада, Бельгия, Нидерланды, Швеция, Швейцария. В целом на развитые страны Запада приходится около мирового экспорта машинно-технической продукции. Доля машиностроительной продукции в экспорте наиболее велика в Японии, а Швейцария занимает первое место в мире по экспорту машин и оборудования на душу населения. Растет экспорт машинно-технических изделий из развивающихся государств (главным образом из НИС). Сингапур, Тайвань, Республика Корея входят в первую десятку мировых экспортеров электроники, уступая только таким признанным лидерам научно-технического прогресса, как США, Япония, Германия, Великобритания и Франция. Более или менее ощутимые успехи достигнуты экспортерами из развивающихся стран в продвижении на мировой рынок также автомобилей (Республика Корея, Бразилия, Мексика, Малайзия и др.), самолетов (Бразилия, Аргентина), судов (Республика Корея, Бразилия, Тайвань и др.), электрооборудования, некоторых вооружений и других технически сложных видов продукции. Доля стран Восточной Европы и бывшего СССР в мировом экспорте машин и оборудования в 1990 г. составляла всего 3,5%. Выделялись здесь на общем фоне бывший СССР и Чехословакия (у последней в конце 80-x гг. на машины, оборудование и транспортные средства приходилось почти 2/3 всего экспорта). В связи с экономическим кризисом, распадом СЭВ и сокращением взаимной торговли, а также неконкурентоспособностью большинства видов машин и оборудования, производимых в этих странах, удельный вес машинно-технических изделий в экспорте европейских стран с переходной экономикой (включая республики бывшего СССР) снижается. Существенную роль в уменьшении поставок на внешний рынок машин и оборудования из России сыграло резкое сокращение российского экспорта оружия. Если в 1988 г. на СССР приходилось 37% мирового экспорта оружия (1-е место в мире – около 15 млрд. дол.[1]), то на Россию в 1998 г. приходилось лишь около 6% (почти 1,3 млрд. дол. или 3-е место в мире по объему экспорта после США и Франции).
[1] В ценах 1990 г.
|