Обсуждать эти многочисленные удивительные, необъяснимые, порой забавные, но чаще просто малоэффективные действия студентов в преддверии сессии можно бесконечно. Эта система необоснованных мероприятий сформировала уже даже не свод неписаных правил, но целую культуру. Как известно, замешана она скорее на мистике, чем на поверьях. Хотя большинство молодых людей уверены, что и запрет на мытье волос перед экзаменом (а в некоторых интерпретациях и на протяжении всего сессионного месяца) имеет свою историческую подоплеку.
Тем не менее, практика учебы отличников и хорошистов уже давно наглядно продемонстрировала, что большая часть этих странных условностей не работает. Из наиболее распространенных в списке данных правил можно отметить 5 вредоносных "не".
1. Не мыть голову перед экзаменом.
2. Не стричь ногти на протяжении сессии.
3. Не заниматься стиркой (в том числе и носков, которые, как известно, быстро заканчиваются).
4. Не учить предмет накануне самой сдачи (максимум, что можно сделать, это положить конспект под подушку).
5. Не менять ручку, карандаш, калькулятор, линейку и прочие принадлежности. А при невозможности их использовать – постараться обойтись без них.
Есть и масса других бессмысленных запретов, студенческое воображение безгранично. Но именно эти "нельзя", как показывает статистика, являются наиболее распространенными и наименее действенными: на 100 "правильных" студентов срабатывает такая тактика только в 5 случаях. Это – если не готовиться к экзамену совсем. При том условии, что студент выучил предмет хотя бы на 60% конспекта (или вопросов из экзаменационного листа), он с вероятностью в 88% сдаст экзамен (об этом говорит статистика).
Конечно, утверждать, что выдуманная магия для студентов вредна во всем нельзя. Но и связать ее с успехом на сессии тоже сложно. Если уж студент жаждет использовать "внешние ресурсы" в помощь на экзамене (в замену знаний или уверенности в себе), то ему лучше почитать собственный гороскоп на неделю и одеться (настроиться, собраться) в соответствии с рекомендациями астролога. С той лишь оговоркой, что астрология – тоже наука не точная, то есть воспринимать прогнозы и предостережения астрологов следует именно с точки зрения предупреждения, а не "диагноза" или "приговора".
Кстати, для пущей уверенности в желанном исходе лучше не зачетной книжкой на луну махать, повторяя знаменитое "халява, приди", а заняться аутотренингом. Так как уверенность студента в себе определяет высоту отметки на экзамене как минимум на 30%. Это – как раз доказанный факт, имеющий отношение к науке (правда, уже психологии), а не выдумка, как большинство студенческих "заклинаний".
|