Документы, фотоснимки, предметы быта минувших веков и совсем недалекого прошлого помогают нам лучше понять самих себя, отыскать в истории корни нынешних событий и явлений. Практически в каждом населенном пункте есть свой музей или хотя бы экспозиционный зал, где собираются и хранятся, демонстрируются посетителям предметы, рассказывающие о лучших людях, о знаковых событиях, интересных особенностях ремесел, быта, природы данной местности. Перед хранителями этих сокровищ встает непростой вопрос: как сберечь их, предотвратить от посягательств вандалов и разрушения временем.
Даже самые скромные коллекции, принадлежащие учебным заведениям, предприятиям, небольшим селам и т.д., нуждаются в грамотном хранении. Пусть это музейное оборудование окажется и не типовым, но и оно должно отвечать определенным требованиям. Еще более высокие качественные требования предъявляются к стандартам оборудования официальных музейных учреждений.
Защитить помещения необходимо и от несанкционированных проникновений, и от различных стихий: воды, огня, агрессивных веществ атмосферы и т.д. Противопожарным мероприятиям уделяется сегодня много внимания. Это и установка специальной сигнализации, и обработка деревянных поверхностей мебели особыми противопожарными составами, и соблюдение элементарных правил поведения в данных помещениях: как хранилищах, так и экспозиционных залах.
Профессиональное оборудование для музеев — витрины и демонстрационные столы, этажерки и стенды, полки и тумбы изготавливаются из материалов, которые сами по себе наиболее безопасны, экологичны. Это дерево и металл, стекло и МДФ, с минимальной обработкой химическими веществами.
Стекло для поверхностей витрин должно сочетать свойства прозрачности и прочности, поэтому используются специальные сорта, закаленные. Или триплекс: тройная конструкция, в которой внутренний слой является полимерной пленкой, защищающей от ультрафиолета и одновременно добавляющей композиту прочности.
Но солнечный свет — не единственная опасность для экспонатов. Помещенные в музейные витрины вещи страдают и от разрушения в процессе окислительных реакций. Предотвратить их или хотя бы затормозить поможет создание бескислородной среды внутри витрин. Заполнение их инертным газом — достаточно дорогая процедура, применяется для хранения наиболее ценных элементов коллекций.
Чаще в витрины закладывают кассеты с сорбирующим веществом, которое, конечно, вакуума не создаст, но поддержит нужные параметры влажности, которые также крайне важны для продления срока жизни исторических раритетов.
|