Как известно, оценка студента зависит отнюдь не только от его знаний. Хотя изначально проверяться на любых испытательных собраниях (экзаменах, защитах курсовых работ, контрольных срезах, докладах) должны именно они – знания. Тем не менее, преподаватели – тоже люди. Со своими системами ценностей, настроениями, характерами и прочими составляющими психологический портрет качествами. С одной стороны, понимание того факта, что отличную отметку можно получить и при минимуме подготовки, может снизить качество учебы будущего специалиста. С другой же стороны, как личность сформировавшаяся, разумная и себя уважающая, - он и сам прекрасно понимает, как важна для него теория. А понимание некоторых психологических техник поведения, способствующих повышению балла, - ему нисколько не повредит.
Так, как получить высокую оценку на защите дипломного проекта? Для начала, прописные истины: на прием не опаздывать, вид иметь выспавшийся и отдохнувший, спину держать прямо и улыбаться почаще. Увы, но с первым требованием многие студенты не справляются. А опоздание на защиту – минус 10% в системе расчета прогнозного успеха. Что при слабой подготовке может стать решающим фактором. В помощь самым неорганизованным личностям - ежедневники. Это вообще, к слову, очень полезная в перспективе привычка – упорядочивать свой рабочий день с помощью органайзеров. И в данном случае внести в ежедневник лучше не только дату и время защиты, но и план по формированию положительного образа (в смысле внешнего вида).
Далее, некоторые психологические моменты. Во-первых, в глаза преподавателям лучше не заглядывать: это сбивает с мысли и может смутить неопытного в ораторстве докладчика. Куда проще зацепиться взглядом за среднюю точку на переносице слушателя. Тогда у последнего сформируется ощущение, что ему смотрят в глаза – прямо, честно и открыто. Зато сам студент сможет сконцентрироваться на поимке разбегающихся мыслей. Во-вторых, жесты: открытые ладони в жестикуляции по ходу доклада – признак честности, открытости и уверенности. А вот хватать себя за волосы, чесать нос, нести руку ко рту, шее, несуществующим пылинкам на пиджаке, - не стоит. Такое поведение на подсознательном уровне формирует у слушателя чувство, что его обманывают. Выкручивание же локонов собственных волос, пуговиц и прочих деталей на себе и других, - откровенная демонстрация неуверенности.
В-третьих, говорить нужно громко и внятно. Это – не врожденное умение. Его нужно в себе воспитывать. Но это не так сложно как многие думают: хватит буквально пары недель начитывания любого текста на диктофон с постепенным искоренением услышанных дефектов. Здесь же нельзя не вспомнить о словах-паразитах, связках и прочего лексического сора. От них лучше заранее в своей речи избавиться.
|