Многими авторами и официальными органами в качестве основы экономического районирования обычно выбирается административно-территориальное устройство'.
Тем не менее, происшедшие в последние десятилетия экономико-интеграционные процессы в глобальном и внутригосударственном масштабах сформировали ряд новых типов территориально-хозяйственных образований, которые не вписываются в модульные административно-территориальные границы. Это такие супермакрорегионы, как страны ЕЭС, АСЕАН, ОПЕК и др., а также в России экономические районы (экономические регионы), экономические ассоциации краев, областей и республик (Сибирское Соглашение, Ассоциация республик, краев и областей Северного Кавказа, Ассоциация городов Юга России и др.). Это позволяет рассматривать в качестве основы современного экономического районирования не административное, а экономическое деление по границам определенных хозяйственных целостностей макро- и микроуровня.
При таком подходе основой территориально-экономического районирования становится хозяйственная, а не политико-административная целостность территории.
Тем не менее, существующее административное деление Российской Федерации составляет организационную основу для различных территориальных управленческих формирований.
Это обусловлено тем, что без территориальных властей невозможно решать экономические задачи на подпадающих под их ведение территориях. В то же время, по мере усиления роли экономических институтов в координации хозяйства территорий административные рычаги должны ослабевать, переходя от конкретно-распорядительных к рамочным (проблемным) формам регионального менеджмента.
В настоящее время Российская Федерация представлена:
— 21 республикой (Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушская, Кабардино-Балкарская, Калмыкия — Хальмг Тангч,, Карачаево-Черкесская, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия, Татарстан, Тува, Удмуртская, Хакасия, Чеченская, Чу-вашская);
— 1 автономной областью (Еврейская);
— 10 автономными округами (Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Агинский Бурятский, Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий);
— 6 краями (Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский);
— 49 областями.
Такая неоднородная административно-территориальная структура осложняет решение задач равномерного экономического районирования. Однако объективные потребности экономического роста и повышения качества жизни предполагают необходимость интернационализации хозяйства на путях интенсификации общественного воспроизводства.
Все это повышает значение экономического (а не национального) районирования как основы территориального управления народным хозяйством Российской Федерации. При этом все более развиваются тенденции к интеграции регионов (республик, краев, областей) в более крупные устойчивые хозяйственные образования, первой ступенью которых могут выступать сложившиеся экономические районы (экономические регионы).
Как отмечено в главе I (п. 1.3), в современных границах Российской Федерации выделяются 11 экономических районов и особый район — Калининградская область (как отдельная территория, окруженная другими государствами).
«Современный экономический район — это целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи... Образование экономических районов является объективным процессом, выраженным развитием территориального разделения труда»'.
Первой попыткой экономического районирования в нашей стране можно считать работы П. П. Семенова — Тян-Шанского, который в середине XIX века выделил в европейской части России 14 так называемых естественных областей, в основу чего брались как природные, так и экономические условия.
В последующие годы предпринимались попытки увеличения или уменьшения числа «естественных» районов, однако в их основе все же оставалась система экономического районирования П. П. Семенова — Тян-Шанского.
Первым опытом советского экономического районирования был план ГОЭЛРО, в котором выделялось 8 районов (Северный, Центрально-Промышленный, Южный, Поволжский, Уральский, Кавказский, Западно-Сибирский, Туркестанский).
В последующем сетка экономического районирования СССР неоднократно менялась, она состояла:
— в 1921 году — из 21 экономического района;
— в 1940 году—из 13;
— в 1963 году — из 18, в том числе на территории РСФСР — из 10;
— в 1982 году — из 19, в том числе на территории РСФСР — из 11 экономических районов.
Последняя сетка экономического районирования осталась и в выделившейся в 1991 году Российской Федерации.
Известны 3 основных принципа районирования:
1) административный, • 2) национальный,
3) экономический.
Первый принцип (административный) предусматривает деление хозяйства страны по границам административных образований независимо от экономического пространства (это принцип подчинительства. Он стар, как мир.) Согласно этому принципу экономика страны должна представлять собой интеграцию хозяйственных комплексов административных территорий (в нашем случае — республик, краев и областей — тех, которые мы договорились обобщенно именовать регионами).
Второй принцип (национальный) основывается на национальных анклавах и предполагает деление территорий по их границам. Практика показывает, что придание этому принципу главенства приводит к национально-экономической автономизации территорий, их обособлению и развитию дезинтеграционных процессов. В нашем многонациональном государстве придание в таксономическом делении первенства национальному принципу привело к формированию автономизированных вновь созданных (кое-где искусственно) союзных республик и последующему их выходу из СССР. В постсоветское время подобные дезин-теграционные процессы наблюдаются в некоторых республиках Российской Федерации (Чеченская, Калмыцкая и др. республики).
В то же время игнорирование в таксономическом делении национального принципа, разделение сложившихся народностей губернскими и иными границами (это имело место в дореволюционной России; имеются и современные примеры в Российской Федерации, Югославии и некоторых других государствах) формирует культурно-национальную базу для тлеющих внутригосударственных конфликтов.
Это обусловливает необходимость скрупулезного учета национального факюра в экономическом районировании. Однако такой учет должен проявляться в развитии главным образом национально-культурной, а не национально-экономической автономии. Что касается экономического фактора, то его учет должен проявляться не в обособлении, а в интернационализации производства, капитала, экономики страны. По нашему мнению, одной из форм неразрушения культурно-национальных автономий могло бы стать укрупненное экономическое районирование и централизованное управление хозяйством страны через создаваемые управленческие структуры экономических районов (экономических регионов). Конституирование таких территориально-экономических образований, придание им наряду с экономическими также административно-управленческих функций явилось бы основой для принципиально новой, экономически однородной региональной структуры Российской Федерации.
Важно заметить, что национальный вопрос — всегда очень болезненный и требует постоянного внимания со стороны как административных, так и хозяйственных органов территорий и организаций.
Третий принцип (экономический) заключается в рассмотрении конкретной территории как хозяйственно-специализированного регионального элемента единого народнохозяйственного комплекса страны. В соответствии с этим принципом специализацию территорий в разделении труда должны определять отрасли с наименьшими суммарными затратами на выпуск и потребление продукции (то есть принцип экономии времени — наименьших затрат на производство и доставку продукции).
Это обусловлено тем, что экономический принцип районирования обеспечивает демократизацию хозяйственной жизни и социальных процессов на территориях, развитие межрегиональных связей в едином всероссийском экономическом пространстве, развитие этноса, культурно-национальных автономий,
|