Двоеверие по своей сути является явлением мировой культуры. Несмотря на то что этот термин пока не получил достаточного распространения в научной литературе, можно говорить о присутствии этого явления в культурах различных народов.
Значительную роль феномен двоеверия сыграл в истории Руси. Крещение не могло перечеркнуть предшествующую традицию язычества, господствовавшую в течение многих столетий. Поэтому христианство приобрело на русской почве свои специфические черты. Это объяснялось не только силой традиции (приверженностью "вере отцов"), но и тем, что христианство не имело корней в укладе народной жизни и долгое время оставалась чем-то чужеродным. Феномен слияния христианства и местных народных (т.е. языческих) вероучений получил название двоеверия. Употребление этого термина можно считать оправданным, так как он присутствует не только в религиоведческой литературе, но и в средневековых поучениях и церковных текстах. О существовании на Руси двоеверия в первые века после крещения, а так же в последующие периоды свидетельствуют такие произведения, как "Слово о полку Игореве", поучения Феодосия Печерского и Серапиона Владимирского, "Слово христолюбца" и многие другие. Там присутствуют упоминания о двоеверцах - людях, которые по обращению в христианство сохраняли многие языческие верования и обряды: ходили молиться под овины, к священным (в язычестве) деревьям, болотам, колодцам, призывали волхвов.
О существовании на Руси двоеверия свидетельствуют также памятники устной народной словесности (песни, упоминающие Ярилу, Дид-Ладо и т.д.). Происходило также и слияние народных праздников с христианскими. В результате этого слияния возникло своеобразное культурное явление, которое своими носителями понималось как христианское, но не признавалось таковым церковью, относящей многие ее явления к разряду суеверий. Многие христианские праздники, такие как Крещение, Рождество, Пасха, содержали остатки языческой обрядности. Из всего выше сказанного можно сделать вывод о колоссальном влиянии феномена двоеверия на культуру средневековой Руси.
"Старая вера" не сразу уступает свое место в человеческом сознании мировоззрению новому и долгое время ютится в различных формах быта. Длительность этого процесса связана с тем что фактически со сменой религии происходит во многом и смена культуры народа, а на это требуются века.
Кроме как на Руси, двоеверие существовало, например, в христианской Восточно-Римской империи IV в., как видно из Слова Астерия Амасийского о праздновании календ, из проповеди Василия Великого, укорявшего своих современников христиан за то, что их праздники на могилах умерших сродников принимают характер языческих луперкалий. Такие же упреки встречаются в проповедях западных церковных учителей (папы Льва великого, Илария Арелат-ского и др.).
Можно говорить также о наличии элементов двоеверия и в культуре скандинавских народов, где так же, как и на Руси, принятие христианства навязывалась сверху и имело часто насильственный характер. Там в течение многих лет старая и новая религии существовали бок о бок. Некоторые люди просто присоединяли христианского Бога к сонму божеств, которым издавна поклонялись. О существовании двоеверия в Скандинавии свидетельствуют многие археологические данные, например: кузнечные формы, в которых отливали амулеты в виде молота Тора и крестов, украшение церквей головами драконов, похожих на те, что были на кораблях викингов.
Двоеверие, или даже вернее многоверие, можно встретить и в культуре Нового света. Привнесенное европейцами христианство здесь причудливо переплелось с местными индейскими верованиями и верованиями рабов, привезенных с Африканского континента.
Элементы двоеверия присутствуют и в культурах исламского региона. Многие формально мусульманские по вероисповеданию народы, например курды, до сих пор практикуют некоторые обряды зороастризма и других религий.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что без изучения такого явления, как двоеверие, невозможно понять культурные традиции многих народов, проследить механизмы смены и взаимодействия культур. Поэтому двоеверие является не только важнейшим религиоведческим, но и культурологическим понятием.
Литература
1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. - М., 1994.
2. Волошина ТА, Астапов СН. Языческая мифология славян. -Ростов Н-Д,, 1996.
3. Голубинский Е.Е. История русской церкви. - М., 1997.
4. Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси: В 2-т. - М., 1913.
5. Рапов О.М. Русская церковь в IX в. - первой трети ХП в. Принятие христианства - М., 1988.
6. Рыбаков Б.А. Язычество в древней Руси. - М., 1987.
7. Христианство: Словарь. Ред. Андронов В.Г. - М., 1994.
Источник: Вопросы культурологии: Сборник аспирантских работ. - М.: ГАСК, 1999.-84с.
|