Бесплатная библиотека - учебники, шпаргалки, кандидатский минимум

llflot.ru – это хранилище знаний для студентов и аспирантов. Здесь вы можете скачать учебники и шпаргалки, аналитические статьи и рефераты. Уникальные лекции и шпаргалки для аспирантов из личного архива ВечноГО сТУдента, кандидатский минимум. Для вас бесплатные учебники и шпаргалки без регистрации.


Этос науки. Этические проблемы современной науки. Экологическая этика и ее философские основания


Новые этические проблемы в науке XXI века. Крупнейшие откры­тия в физике прошлого века, приведшие к созданию атомного ору­жия и других средств массового уничтожения, экологический кризис, исследования в области генной инженерии, успехи в клонировании организмов со всей остротой поставили проблемы ответственности ученых перед обществом. В связи с этим существенно изменился сам этос науки, т.е. нравственные убеждения и моральные ограни­чения, связанные с научной деятельностью. Если раньше такие убеждения и ограничения относились к требованиям объективности результатов исследования, критического отношения к своим и чужим результатам и т.п., то теперь речь идет об ответственности ученых за исследования, которые могут нанести непоправимый вред обществу или поставить его перед катастрофой. Но кто и как может опреде­лить негативные последствия будущих исследований? Дискуссии среди ученых и полемика в средствах массовой информации по та­ким проблемам, как возможность скрещивания генов, клонирования человека или даже эвтаназии, свидетельствуют об отсутствии четких критериев о возможности наложении моратория на такие исследова­ния. Тем не менее, сами ученые склоняются к мысли, что когда от­рицательные последствия таких исследований несомненны, то мора­тории являются неизбежными.

Требования нрав­ственности, в отказе от взгляда на природу как объект бездумной эксплуатации ее человеком.

 Экологическая этика и ее роль в обществе. Эта этика представ­ляет собой особую часть общего этического учения, которая иссле­дует моральные нормы и нравственные принципы поведения лю­дей, направленные на сохранение и восстановление окружающей природной среды. Возникновение экологической этики было вызва­но растущими технологическими перегрузками на биосферу, которые с особой силой стали ощущаться в период начавшегося постинду­стриального развития. Если раньше, в доиндустриальном обществе человек, по словам известного философа-гуманиста А. Швейцера, испытывал благоговение перед жизнью, то с появлением индуст­риального общества и дальнейшим техническим прогрессом гар­монические отношения между обществом и природой все больше нарушались и, в конце концов, привели к глубокому экологиче­скому кризису.

По мнению многих экологов, глубокая причина этого кризиса заключается в доминировании прежнего антропоцентристского взгля­да на мир, согласно которому человек объявлялся центром мирозда­ния и властелином природы, который мог ее нещадно эксплуатиро­вать. Поэтому выход из экологического кризиса должен состоять в решительном отказе от такой позиции и установлении гармонических отношений с природой, начиная от производственной деятельности и кончая сознанием.

Новые экологические императивы по отношению к современ­ному обществу ясно выразил один из теоретиков системного подхода Эрвин Ласло, который заявил, что «мы нуждаемся в новой морали, в новой этике, которая основывалась бы не столько на индивиду­альных ценностях, сколько на необходимых требованиях адаптации человечества как глобальной системы к окружающей природе. Та­кая этика может быть создана на основе идеала почтения к естест­венным системам»1. Как своим происхождением, так и особенно обоснованием, экологическая этика обязана новым философско-мировоззренческим принципам глобального эволюционизма, опи­рающимся на системный подход к изучению мира и парадигму са­моорганизации в процессе его эволюции.

Проблемы экологической этики в современной западной философии.


Западные ученые раньше других обратились к исследованию про­блем экологической этики и высказали ряд интересных идей по конкретным ее вопросам. Во всех их исследованиях подчеркивается необходимость установления гармонических отношений между об­ществом и природой, понимания ее возможностей для удовлетворе­ния потребностей людей.  Однако мировоззренческое обоснование своих позиций одни ученые пытаются найти в объективно-научных методах исследования, опирающихся по существу на стихийно-мате­риалистическую философию, а другие — в выдвижении либо новых религиозных воззрений, либо переинтерпретации старых взглядов.
   

К сторонникам первой группы ученых можно отнести цитиро­ванного выше Э. Ласло, опирающегося на так называемую систем­ную философию, которую он противопоставляет позитивизму и ре­дукционизму. Экологическая этика, по его мнению, должна опи­раться на новое мировоззрение, которое отказывается от господства человека над природой и призывает его к постоянной адаптации к естественным системам.

Аналогичные взгляды высказывает О. Леопольд, который предла­гает различать, с одной стороны, философскую этику, опирающуюся на анализ общественного и антиобщественного поведения людей, а с другой, — этику экологическую, которую он связывает с ограничени­ем свободы действий людей в борьбе за существование. Таким обра­зом, если для решения экологических проблем Ласло призывает к ограничению некоторых индивидуальных ценностей в пользу обще­ственных, то Леопольд стремится умерить борьбу за индивидуаль­ное существование. Но, в сущности, они оба настаивают на необ­ходимости подчинения индивидуальных интересов общественным для достижения гармонического отношений с природой. По мнению Леопольда, экологическая этика должна способствовать изменению отношения людей ко всему живому сообществу, существующему на Земле: из завоевателя человек должен превратиться в равноправного члена этого сообщества.

Другие авторы, такие, как Р. Аттфильд, Л. Уайт, считают, что экологическая этика должна ориентироваться на воспитание у людей личной ответственности за сохранение природы. А это требует, по их мнению, обращения к идеалам и требованиям религии. На самом деле при этом речь идет о следовании тем нормам поведения, кото­рые сформулированы еще в Новом Завете

История науки, философия науки, кандидатский минимум

 
« Пред.   След. »






Тематики

От партнеров

Аудиокниги

audioknigi.jpg АудиоКниги

Реклама

Свежие статьи

Это интересно

Яндекс.Метрика