Опытная наука могла возникнуть в условиях, коренным образом отличающихся от Античности и Средневековья. Социально-экономическое положение, сложившееся в Западной Европе в XV— XVI вв., характеризуется дальнейшим развитием обмена, переходом от натурального обмена товаров к денежному обмену, в результате чего происходит накопление огромных богатств в торговых странах и постепенно формируются новые капиталистические отношения в экономике. Все это не могло не повлиять на изменение духовного климата в западноевропейских странах в XV—XVI в.в., период, который принято называть эпохой Возрождения. Именно в этот период происходит освобождение культуры от господства церкви, отказ от средневековой схоластики в науке, философии от богословия и искусства от прежних привычных канонов.
Значительную роль в духовном обновлении западноевропейского общества сыграли идеи реформации. Протестантизм, выступивший против прежней церковной иерархии, защищал требование, чтобы в общении между богом и человеком не должно быть никаких посредников, а истинная вера заключается не в церковной аскезе, а в добрых земных делах, в скромности, бережливости и трудолюбии. Такие моральные требования как раз соответствовали эпохе первоначального накопления капитала. Не случайно поэтому М. Вебер рассматривает этику протестантизма как важнейший источник формирования нового духовного мира нарождающегося капиталистического общества. Однако важнейшей причиной возникновения такого общества является, конечно, развитие производительных сил.
Рост и расширение ремесел, появление мануфактур, развитие торговли между странами — все это нуждалось в новых орудиях и инструментах, создать которые могла только новая техника, опирающаяся на научные знания и опыт. Вот почему, начиная с эпохи Возрождения, возникает такая острая необходимость в развертывании научных исследований, спрос на новые изобретения и открытия. Такие открытия можно было сделать путем тщательного опытного изучения природы, а не с помощью чисто умозрительных схоластических рассуждений, которыми занимались многие средневековые ученые. Правда, уже в конце Средних веков в разных странах Западной Европы появились отдельные ученые и школы, которые выступили против засилья схоластики и призывали к опытному изучению природы.
Оксфордская школа. Первые попытки опытного и математизированного изучения природы были предприняты еще в XIII веке в Средневековой Англии. Этот процесс обычно связывают с возникновением Оксфордской школы, основателем и виднейшим мыслителем которой был канцлер Оксфордского университета, епископ Роберт Гроссетест (1175—1253). Хотя он являлся последователем философии Августина, но интересовался также изучением и объяснением явлений природы. В этих целях он переводил естественнонаучные труды Аристотеля, а также средневековых арабских ученых. Он создал даже своеобразную метафизическую теорию света, согласно которой свет представляет собой универсальную субстанцию, которая самостоятельно распространяется из созданной Богом точки. Тем не менее, законы распространения света доступны человеческому познанию и изучаются в геометрической оптике. В связи с этим он придает особое значение в познании природы оптике, математике и астрономии. Поэтому его мировоззрение носит двойственный характер. Это ясно видно в его учении о свете: с одной стороны, он истолковывает свет как божественное первоначало всего сущего, а с другой — признает необходимость его опытного изучения с помощью оптики и геометрии. Процесс познания природы Гроссетест рассматривает в духе аристотелевской концепции, подчеркивая, что исходным в этом процессе является опытное познание, которое начинается с исследования явлений и завершается раскрытием их сущности с помощью абстракции.
Из оксфордской школы вышел наиболее выдающийся представитель средневековой философии и естествознания Роджер Бэкон (1214—1292). Он выступал против господствующей схоластической философии и преклонения перед ее авторитетами. В политике был выразителем идеологии городских ремесленников и резко критиковал как феодальную идеологию, так и традиционную теологию. За это он был освобожден от преподавания в университете и заключен даже в монастырскую тюрьму.
В философии и науке он был последователем Аристотеля и поклонником Р. Гроссетеста. Выделяя три способа познания — рассуждение, авторитет и опыт, — он считал именно опыт наиболее надежным источником достижения достоверно истинного знания. Поэтому он утверждал, что именно «экспериментальная наука — владычица умозрительных наук». Считая истины математики как самоочевидные и достоверные, он рассматривал ее как «врата и ключ» для прочих наук, среди которых особо выделял, как и Гроссетест, оптику.
В историю науки Р. Бэкон вошел как активный борец за опытное изучение природы с помощью самостоятельных наблюдений и экспериментов. В отличие от Гроссетеста он, однако, не ограничивался призывами к опытному изучению природы, а самостоятельно занимался научными исследованиями. Он высказал ряд интересных гипотез и догадок, которые впоследствии способствовали формированию новых научных представлений. Известен он также как изобретатель ряда приборов и механизмов, мечтал о возможности создания самодвижущихся повозок, летательных аппаратов, мостов без опор и т.д. Однако среди современников он был известен преимущественно своими алхимическими опытами. Однако в отличие от других алхимиков, он искал не способ получения золота, а открыл ряд новых химических реакций и получил несколько новых соединений. Ему приписывают также изобретение пороха. Однако историческая заслуга Р. Бэкона состоит не столько в конкретных открытиях и изобретениях, сколько в настойчивой защите и обосновании принципа опытного исследования природы и соединении его с рациональным мышлением. Именно поэтому его называют предтечей новоевропейского естествознания.
|