Бесплатная библиотека - учебники, шпаргалки, кандидатский минимум

llflot.ru – это хранилище знаний для студентов и аспирантов. Здесь вы можете скачать учебники и шпаргалки, аналитические статьи и рефераты. Уникальные лекции и шпаргалки для аспирантов из личного архива ВечноГО сТУдента, кандидатский минимум. Для вас бесплатные учебники и шпаргалки без регистрации.


Формирование опытной науки в новоевропейской культуре. Оксфордская школа: Р. Гроссетест, Р. Бэкон

 

Опытная наука могла возникнуть в условиях, коренным образом отличающихся от Античности и Средневековья. Социально-экономическое положение, сложившееся в Западной Европе в XV XVI вв., характеризуется дальнейшим развитием обмена, переходом от натурального обмена товаров к денежному обмену, в результате чего происходит накопление огромных богатств в торговых странах и постепенно формируются новые капиталистические отношения в экономике. Все это не могло не повлиять на изменение духовного климата в западноевропейских странах в XVXVI в.в., период, ко­торый принято называть эпохой Возрождения. Именно в этот пе­риод происходит освобождение культуры от господства церкви, от­каз от средневековой схоластики в науке, философии от богословия и искусства от прежних привычных канонов.

Значительную роль в духовном обновлении западноевропейского общества сыграли идеи реформации. Протестантизм, выступивший против прежней церковной иерархии, защищал требование, чтобы в общении между богом и человеком не должно быть никаких посред­ников, а истинная вера заключается не в церковной аскезе, а в доб­рых земных делах, в скромности, бережливости и трудолюбии. Такие моральные требования как раз соответствовали эпохе первоначально­го накопления капитала. Не случайно поэтому М. Вебер рассматри­вает этику протестантизма как важнейший источник формирования нового духовного мира нарождающегося капиталистического обще­ства. Однако важнейшей причиной возникновения такого общества является, конечно, развитие производительных сил.

Рост и расширение ремесел, появление мануфактур, развитие торговли между странами — все это нуждалось в новых орудиях и инструментах, создать которые могла только новая техника, опи­рающаяся на научные знания и опыт. Вот почему, начиная с эпохи Возрождения, возникает такая острая необходимость в развертыва­нии научных исследований, спрос на новые изобретения и откры­тия. Такие открытия можно было сделать путем тщательного опытного изучения природы, а не с помощью чисто умозрительных схо­ластических рассуждений, которыми занимались многие средневе­ковые ученые. Правда, уже в конце Средних веков в разных странах Западной Европы появились отдельные ученые и школы, которые выступили против засилья схоластики и призывали к опытному изучению природы.

Оксфордская школа. Первые попытки опытного и математизиро­ванного изучения природы были предприняты еще в XIII веке в Средневековой Англии. Этот процесс обычно связывают с возник­новением Оксфордской школы, основателем и виднейшим мысли­телем которой был канцлер Оксфордского университета, епископ Роберт Гроссетест (1175—1253). Хотя он являлся последователем философии Августина, но интересовался также изучением и объяс­нением явлений природы. В этих целях он переводил естественно­научные труды Аристотеля, а также средневековых арабских уче­ных. Он создал даже своеобразную метафизическую теорию света, согласно которой свет представляет собой универсальную субстан­цию, которая самостоятельно распространяется из созданной Богом точки. Тем не менее, законы распространения света доступны чело­веческому познанию и изучаются в геометрической оптике. В связи с этим он придает особое значение в познании природы оптике, математике и астрономии. Поэтому его мировоззрение носит двой­ственный характер. Это ясно видно в его учении о свете: с одной стороны, он истолковывает свет как божественное первоначало все­го сущего, а с другой — признает необходимость его опытного изу­чения с помощью оптики и геометрии. Процесс познания природы Гроссетест рассматривает в духе аристотелевской концепции, под­черкивая, что исходным в этом процессе является опытное позна­ние, которое начинается с исследования явлений и завершается раскрытием их сущности с помощью абстракции.

Из оксфордской школы вышел наиболее выдающийся предста­витель средневековой философии и естествознания Роджер Бэкон (1214—1292). Он выступал против господствующей схоластической философии и преклонения перед ее авторитетами. В политике был выразителем идеологии городских ремесленников и резко критико­вал как феодальную идеологию, так и традиционную теологию. За это он был освобожден от преподавания в университете и заключен даже в монастырскую тюрьму.

В философии и науке он был последователем Аристотеля и по­клонником Р. Гроссетеста. Выделяя три способа познания — рас­суждение, авторитет и опыт, — он считал именно опыт наиболее надежным источником достижения достоверно истинного знания. Поэтому он утверждал, что именно «экспериментальная наука — владычица умозрительных наук». Считая истины математики как самоочевидные и достоверные, он рассматривал ее как «врата и ключ» для прочих наук, среди которых особо выделял, как и Грос­сетест, оптику.

В историю науки Р. Бэкон вошел как активный борец за опыт­ное изучение природы с помощью самостоятельных наблюдений и экспериментов. В отличие от Гроссетеста он, однако, не ограничи­вался призывами к опытному изучению природы, а самостоятельно занимался научными исследованиями. Он высказал ряд интересных гипотез и догадок, которые впоследствии способствовали формиро­ванию новых научных представлений. Известен он также как изо­бретатель ряда приборов и механизмов, мечтал о возможности соз­дания самодвижущихся повозок, летательных аппаратов, мостов без опор и т.д. Однако среди современников он был известен преиму­щественно своими алхимическими опытами. Однако в отличие от других алхимиков, он искал не способ получения золота, а открыл ряд новых химических реакций и получил несколько новых соеди­нений. Ему приписывают также изобретение пороха. Однако исто­рическая заслуга Р. Бэкона состоит не столько в конкретных от­крытиях и изобретениях, сколько в настойчивой защите и обосно­вании принципа опытного исследования природы и соединении его с рациональным мышлением. Именно поэтому его называют пред­течей новоевропейского естествознания.

 
« Пред.   След. »






Тематики

От партнеров

Аудиокниги

audioknigi.jpg АудиоКниги

Реклама

Свежие статьи

Это интересно

Яндекс.Метрика