После упадка античной науки в Западной Европе наступает длительный застой в философии и науке. Господствующей идеологией в Средние века стала религия, которая подчинила себе науку и философию. Утраченное философское наследие античности вплоть до второй половины XII в. оставалось неизвестным для европейцев и после знакомства с ним было использовано для обоснования религии. Сначала крупнейший церковный авторитет Августин обратился для этого к некоторым идеям неоплатоников, а в дальнейшем для обоснования учения христианства привлекли фальсифицированное учение Аристотеля. В процессе обоснования религиозных догм средневековые философы встретились с проблемой отношения единичного к общему и реальностью общих понятий.
Основная борьба вокруг нее возникла между реалистами и номиналистами. Основатель номинализма И. Росцелин (ок. 1050—1112) утверждал, что существуют только единичные чувственно воспринимаемые вещи, а общие понятия — это всего лишь nomina, т.е. имена для обозначения сходных вещей. В отличие от него реалисты заявляли, что универсалии, или общие понятия, не только существуют объективно, но и предшествуют единичным вещам. Крайне рационалистические взгляды защищали известный богослов и философ Ансельм Кентерберийский и не менее известный католический теолог Фома Аквинский.
Номиналисты своей критикой универсалий реалистов способствовали развитию научного познания, анализу эмпирической его стадии и изучению природы. В XIV веке эти идеи развивал выдающийся философ и логик Уильям Оккам (1285-1349), который был поборником теории двойственной истины и наиболее крупным представителем номинализма в средневековой философии. Благодаря его усилиям было достигнуто окончательное отделение веры от знания. Как мышление и знание не могут доказать существование и познание Бога, так и религиозная вера, по его мнению, не может вмешиваться в процессы получения научного знания. Практическим выводом из этого стало требование освобождения науки от влияния церкви.
Изучение природы должно проводиться с помощью опытных методов, опирающихся на восприятия и абстрактное мышление. Но это мышление, указывает Оккам, должно быть освобождено от схоластики и разного рода «скрытых качеств», «форм», метафизических причин и сущностей. Такого рода сущности и скрытые качества для объяснения явлений выдвигали схоласты и натурфилософы. Именно против них резко выступил Оккам, выдвинувший свой, ставший впоследствии знаменитым, принцип: «не умножать сущностей без необходимости», который получил название «бритвы Оккама». Являясь виднейшим представителем средневекового номинализма, У. Оккам решительно защищал взгляд, что в действительности существуют только единичные вещи. Универсалии же или общие понятия представляют собой термины, знаки и слова, которые обозначают сходные в определенном отношении отдельные вещи.
Из всех наук в Средние века в Западной Европе относительное развитие получила логика, которая преподавалась в монастырских школах и университетах. Наряду с риторикой она входила в качестве обязательного минимума преподавания даже в монастырских школах. Более основательно она изучалась в появившихся в XII веке университетах. Тон этому задавал Парижский университет, который называли новыми Афинами.
Средневековая логика опиралась на силлогистику Аристотеля, которую схоласты усовершенствовали, добавив к трем фигурам силлогизма мало используемую в рассуждениях четвертую фигуру и тщательно изучили все модусы различных фигур. Однако в XIII веке предпринимаются уже первые попытки творческого использования логических идей как Аристотеля, так и последующих античных логиков.
Одним из известных логиков того времени был Петр Испанский (1210—1277), автор распространенного труда Summulae Logicaes (Суммулы), в котором излагает учение о суждениях, силлогизмах, ложных умозаключениях и других формах мысли. По этой книге логика в Западной Европе преподавалась в течение трех веков. Петр Испанский сумел предвосхитить некоторые операции современной математической логики высказываний. В его трактате излагается, например, операция дизъюнкции высказываний, ему были известны также формулы, связывающие дизъюнкцию высказываний с конъюнкцией, которые называются теперь законами А. де Моргана.
Другой видный логик Раймонд Луллий (1235—1315) известен как создатель первой логической машины. Он рассматривал логику как великое искусство (arts magna), помогающее постигать истину с помощью разума. С этой целью он построил логическую машину, которая состояла из семи концентрических кругов, разделенных на отдельные секторы с записанными на них словами (понятиями) и соответствующими логическими отношениями. Вращая эти круги, можно было получать различные комбинации выводов и таким способом свести получение простейших дедуктивных заключений к чисто механическому процессу. Эта идея вдохновила молодого Г.В. Лейбница создать «алфавит мыслей», который послужил толчком к замене рассуждений вычислениями и в дальнейшем способствовал возникновению математической логики, а в наше время исследованиям по созданию искусственного интеллекта.
|