Бесплатная библиотека - учебники, шпаргалки, кандидатский минимум

llflot.ru – это хранилище знаний для студентов и аспирантов. Здесь вы можете скачать учебники и шпаргалки, аналитические статьи и рефераты. Уникальные лекции и шпаргалки для аспирантов из личного архива ВечноГО сТУдента, кандидатский минимум. Для вас бесплатные учебники и шпаргалки без регистрации.


Развитие логических норм научного мышления в средневековых университетах.

 

После упадка античной науки в Западной Европе наступает длительный застой в философии и науке. Господствующей идеоло­гией в Средние века стала религия, которая подчинила себе науку и философию. Утраченное философское наследие античности вплоть до второй половины XII в. оставалось неизвестным для европейцев и после знакомства с ним было использовано для обоснования ре­лигии. Сначала крупнейший церковный авторитет Августин обра­тился для этого к некоторым идеям неоплатоников, а в дальнейшем для обоснования учения христианства привлекли фальсифициро­ванное учение Аристотеля. В процессе обоснования религиозных догм средневековые философы встретились с проблемой отноше­ния единичного к общему и реальностью общих понятий.

Основная борьба вокруг нее возникла между реалистами и но­миналистами. Основатель номинализма И. Росцелин (ок. 1050—1112) утверждал, что существуют только единичные чувственно воспри­нимаемые вещи, а общие понятия — это всего лишь nomina, т.е. имена для обозначения сходных вещей. В отличие от него реалисты заявляли, что универсалии, или общие понятия, не только сущест­вуют объективно, но и предшествуют единичным вещам. Крайне рационалистические взгляды защищали известный богослов и фи­лософ Ансельм Кентерберийский и не менее известный католиче­ский теолог Фома Аквинский.

Номиналисты своей критикой универсалий реалистов способст­вовали развитию научного познания, анализу эмпирической его ста­дии и изучению природы. В XIV веке эти идеи развивал выдающийся философ и логик Уильям Оккам (1285-1349), который был поборни­ком теории двойственной истины и наиболее крупным представите­лем номинализма в средневековой философии. Благодаря его усили­ям было достигнуто окончательное отделение веры от знания. Как мышление и знание не могут доказать существование и познание Бо­га, так и религиозная вера, по его мнению, не может вмешиваться в процессы получения научного знания. Практическим выводом из этого стало требование освобождения науки от влияния церкви.

Изучение природы должно проводиться с помощью опытных методов, опирающихся на восприятия и абстрактное мышление. Но это мышление, указывает Оккам, должно быть освобождено от схо­ластики и разного рода «скрытых качеств», «форм», метафизиче­ских причин и сущностей. Такого рода сущности и скрытые качест­ва для объяснения явлений выдвигали схоласты и натурфилософы. Именно против них резко выступил Оккам, выдвинувший свой, ставший впоследствии знаменитым, принцип: «не умножать сущно­стей без необходимости», который получил название «бритвы Оккама». Являясь виднейшим представителем средневекового номина­лизма, У. Оккам решительно защищал взгляд, что в действительно­сти существуют только единичные вещи. Универсалии же или общие понятия представляют собой термины, знаки и слова, которые обо­значают сходные в определенном отношении отдельные вещи.

Из всех наук в Средние века в Западной Европе относительное развитие получила логика, которая преподавалась в монастырских школах и университетах. Наряду с риторикой она входила в качест­ве обязательного минимума преподавания даже в монастырских школах. Более основательно она изучалась в появившихся в XII ве­ке университетах. Тон этому задавал Парижский университет, кото­рый называли новыми Афинами.

Средневековая логика опиралась на силлогистику Аристотеля, которую схоласты усовершенствовали, добавив к трем фигурам сил­логизма мало используемую в рассуждениях четвертую фигуру и тщательно изучили все модусы различных фигур. Однако в XIII ве­ке предпринимаются уже первые попытки творческого использо­вания логических идей как Аристотеля, так и последующих ан­тичных логиков.

Одним из известных логиков того времени был Петр Испанский (1210—1277), автор распространенного труда Summulae Logicaes (Суммулы), в котором излагает учение о суждениях, силлогизмах, ложных умозаключениях и других формах мысли. По этой книге ло­гика в Западной Европе преподавалась в течение трех веков. Петр Испанский сумел предвосхитить некоторые операции современной математической логики высказываний. В его трактате излагается, на­пример, операция дизъюнкции высказываний, ему были известны также формулы, связывающие дизъюнкцию высказываний с конъ­юнкцией, которые называются теперь законами А. де Моргана.

Другой видный логик Раймонд Луллий (1235—1315) известен как создатель первой логической машины. Он рассматривал логику как великое искусство (arts magna), помогающее постигать истину с по­мощью разума. С этой целью он построил логическую машину, ко­торая состояла из семи концентрических кругов, разделенных на отдельные секторы с записанными на них словами (понятиями) и соответствующими логическими отношениями. Вращая эти круги, можно было получать различные комбинации выводов и таким способом свести получение простейших дедуктивных заключений к чисто механическому процессу. Эта идея вдохновила молодого Г.В. Лейбница создать «алфавит мыслей», который послужил толч­ком к замене рассуждений вычислениями и в дальнейшем способ­ствовал возникновению математической логики, а в наше время ис­следованиям по созданию искусственного интеллекта.

 

 
« Пред.   След. »






Тематики

От партнеров

Аудиокниги

audioknigi.jpg АудиоКниги

Реклама

Свежие статьи

Это интересно

Яндекс.Метрика