Важнейшей характеристикой современной стадии развития науки является возрастание тенденции к единству научного знания, которая находит свое воплощение в широком развертывании междисциплинарных направлений исследования, в поиске новых форм интеграции знания, использовании идей и методов одних наук в других, переходе от дисциплинарных методов исследованиям к проблемно-ориентированным и другие. Все это способствовало широкому применению и утверждению в современной науке системного подхода к исследуемой действительности. На этой основе происходит формирование универсальной, или глобальной, научной картины мира, опирающейся на принципы эволюции, самоорганизации и системного метода.
Использование новых интегративных и системных методов исследования в современной науке отнюдь не означает недооценки, а тем более игнорирования всех тех приемов, способов, форм и методов исследования, которые продемонстрировали свою эффективность на протяжении длительной истории развития научного познания. Подчеркивая необходимость широкого применения интегративных и системных методов в современном научном познании, не следует забывать о таком традиционном способе исследования, как дисциплинарный подход, в рамках которого происходило конкретное и тщательное изучение отдельных групп явлений и процессов. Следует поэтому помнить, что дифференциация научного знания так же важна для современной науки, как и интеграция. Без нее могли бы возникнуть ни междисциплинарные, ни интегративные методы исследования.
Крупнейшие успехи, достигнутые в современной науке, радикально изменили наши представления о научной картине мира и вызвали неоднозначное отношение к науке со стороны разных направлений общественной и научной мысли, начиная от безудержного ее восхваления и кончая полным отрицанием ее значения для общества.
Сциентизм и антисциентизм.
Термин «сциентизм» (от лат. scientia — наука, знание) употребляется для обозначения взглядов людей, которые чрезмерно преувеличивают значение и роль науки в культуре и обществе в целом. Сторонники сциентизма считают, что для понимания мира, в котором мы живем, наука имеет несравненно большее значение, чем искусство или любые другие формы общественного сознания. В современную эпоху научно-технической революции, когда достижения науки находят быстрое применение в технике и становятся непосредственной производительной силой, сциентизм смыкается с технократическим взглядом на развитие общества.
Наука, несомненно, играет всевозрастающую роль в развитии технологии производства и в формировании рационального мировоззрения людей. Однако рациональное мышление нерасторжимо связано с чувственно-эмоциональным познанием, служащим не только основой эмпирического исследования, но и художественного отображения мира в искусстве. Поэтому недооценка, а тем более игнорирование этой стороны деятельности людей, совершенно недопустимы.
Сциентисты утверждают, что только методология науки является рационально обоснованной, а поэтому искусство, мораль и другие формы общественного сознания должны адаптироваться к этой методологии. Сциентисты позитивистского толка считали, что с ее помощью можно было унифицировать всю науку, но их программа потерпела полную неудачу, так как она не учитывала различия, существующего между науками, изучающими природу и общество. Поэтому законы общества не могут не отличаться от законов природы и, следовательно, их нельзя унифицировать с законами природы.
Источником распространения сциентистских идей послужили крупные успехи естествознания и технических наук, которые продемонстрировали силу и мощь точного, рационального знания. В философии науки защитниками сциентизма выступали сторонники неопозитивизма и прагматизма, которые рассматривали науку только с точки зрения ее рациональности, успеха и полезности.
Однако негативные последствия науки и технического прогресса, приведшие к экологическому кризису и другим глобальным проблемам современности, были использованы антисциентистами, которые критикуют науку за отрицательные социальные последствия ее достижений и неспособность разрешить сложные проблемы общественной и духовной деятельности людей. Они считают, что наука слишком упрощает и схематизирует изучаемые явления и процессы, не учитывает ценностные ориентации людей, а без них невозможно никакое подлинное познание в социально-гуманитарной области.
К этой критике присоединяются также многие околонаучные школы и направления мысли, которые обычно называют паранаучными.
Паранаука
(от греч. para — возле, около) объединяет множество сторонников разных взглядов, направлений, течений мысли, которые всегда возникают около науки и противопоставляют себя существующей науке.
|
Одни из них выражают недовольство современной наукой за якобы ее консерватизм, отказ от использования новых методов познания и приверженность к старым традициям. Они выступают против существующих научных стандартов и норм, требующих рационального обоснования и проверки своих предположений, обобщений и гипотез. |
|
|
Другие — опираются исключительно на эмпирические результаты и некоторые успехи в достижении поставленных целей, но они не вводят никаких идеальных объектов и не прибегают к теоретическим объяснениям. К этому направлению относятся так называемые народные науки (народная метеорология, медицина, народная педагогика и т.п.). Хотя полученные ими результаты, например, в народной медицине, обобщают громадный опыт наблюдений в течение многих веков и даже выдвигают перед наукой ряд проблем, требующих решения, но сами они не в состоянии строить гипотезы, а тем более теории для их рационального объяснения.
Третьи — пытаются опереться на натурфилософские представления о «скрытых» качествах (алхимия, хиромантия, френология и т.п.). Они обычно апеллируют к практической ценности своих исследований, хотя никаких свидетельств в пользу этого не приводят. Здесь мы встречаемся с типичными примерами псевдонаук, которые основываются на натурфилософских воззрениях и оккультных представлениях.
Четвертые — стремятся возродить старые или слегка модернизированные идеи и принципы, которые опровергнуты современной наукой. Примером такого рода паранауки может служить пресловутая агробиология Т.Д. Лысенко, направленная против научной генетики. Отстаивание и защита отживших и опровергнутых взглядов под видом развития науки препятствуют утверждению и распространению подлинно научных взглядов, и поэтому представляют определенную опасность для науки, отвлекая ученых на бесполезные споры и дискуссии со сторонниками отживших идей, принципов и теорий.
|