-
Постановка и решение фундаментальных проблем науки
- Научная картина мира
-
Общие мировоззренческие идеи
Научная деятельность, как и любая другая, руководствуется, во-первых, вполне определенными целями, которые возникают периодически в результате выдвижения конкретных научных проблем. Во-вторых, она ориентируется на общие ценностные установки познания, важнейшей из которых является достижение объективно истинного знания о действительности. В-третьих, поскольку наука стремится выйти за рамки непосредственной практики, то она создает модели и теории, которые могут найти практическое применение лишь в будущем.
Эти цели и ценностные ориентиры находят свое реальное выражение в идеалах и нормах научного исследования. Но на протяжении истории науки они не остаются неизменными, а испытывают существенные изменения, особенно в связи с революциями в науке, радикально меняющими, как идеалы научности, так и особенно нормы научного исследования.
Еще древние греки провозгласили идеалом научности достоверное, доказательное знание — «эпистему», противопоставив его мнению — «доксе». Этот идеал, как известно, нашел конкретное воплощение в первой аксиоматической системе геометрии, построенной Евклидом в его «Началах». В ней все известные геометрические знания выводились с помощью логической дедукции из небольшого числа принимаемых без доказательства аксиом. Сами же аксиомы не доказывались потому, что для этого необходимо было обращаться к другим аксиомам, а такой процесс приводил к регрессу в бесконечность. Поэтому при систематизации знаний надо было выбрать некоторые утверждения как аксиомы, не нуждающиеся, по мнению греков, в доказательстве в силу их очевидности.
Если сравнить аксиоматический и дедуктивный идеал построения научного знания античных греков с донаучным идеалом древних египтян, то нельзя не заметить эпохального различия между ними. Вместо обоснования и доказательства египтяне приводили конкретные примеры решения отдельных задач на вычисления или геометрические построения, но не формулировали общих правил решения однотипных задач. Вместо геометрического доказательства они указывали на чертеж с предписанием: «смотри!».'
Такой же донаучный характер имела математика древних шумеров и даже вавилонян, несмотря на то, что они уже владели начатками алгебры. Поэтому превращение древними греками эмпирической и прикладной математики своих предшественников в теоретическую науку было величайшей их заслугой перед человечеством.
Однако античная наука не знала экспериментального естествознания и при изучении природы ограничивалась обычными наблюдениями явлений и простым их описанием. Поэтому новая наука, возникшая в XVII веке, не только возродила греческие идеалы доказательности и обоснованности в математическом познании, но должна была создать новый идеал научности для исследования явлений природы.
Ее основу составил экспериментальный метод, опирающийся на точный анализ наблюдаемых явлений в изоляции от воздействия несущественных факторов и математическую обработку их результатов. Первые эксперименты Галилея по изучению механического движения тел были направлены, как мы уже знаем, против схоластических измышлений средневековых ученых и натурфилософских гипотез. В какой мере в науке того времени преобладали разного рода натурфилософские гипотезы о так называемых скрытых качествах, свидетельствует известное утверждение И. Ньютона, который заявлял, что гипотез он «не измышляет». Этим заявлением он категорически отделял себя от сочинителей «скрытых качеств» и утверждал, что все его выводы основаны на точных наблюдениях и экспериментах.
Такие выводы имеют, как известно, гипотетический характер. Ведь основные законы механики в точном смысле слова представляют собой именно гипотезы, хотя настолько хорошо обоснованные и многократно проверенные, что длительное время они принимались за абсолютные истины. Однако теория относительности Эйнштейна и квантовая механика показали их относительный характер.
Идеалом научности в естествознании XVII—XVIII вв. считалась непогрешимая вера в достоверную истинность научных законов и особую надежность методов исследования науки. Поэтому именно идеалы и нормы науки считались не только приоритетными среди других форм познавательной деятельности, но и единственно надежными критериями обоснованности полученного знания. Соответственно этому, методы научного познания считались самыми верными способами достижения истины.
Именно такой идеал научности разрабатывал, например, выдающийся философ-рационалист XVII века и создатель аналитической геометрии Рене Декарт. Как мы уже знаем, процесс познания в науке он рекомендовал начинать с простых и очевидных суждений; а из них получать более сложные суждения. Для осуществления этих целей необходимы, по его мнению, две способности ума: интуиция и дедукция. С помощью интуиции усматриваются простейшие и очевидные начала, из которых по правилам дедукции выводятся все другие истины. Такая характеристика метода хорошо подходит для математического познания, в котором теоремы логически выводятся из аксиом, как самоочевидных истин.
В XVIII веке идеи Декарта о дедуктивном характере метода науки на более широкой основе разрабатывал Г. В. Лейбниц, который стремился свести рассуждения к вычислениям. На этом основании его считают предтечей современной символической, или математической, логики.
В области эмпирических наук Фрэнсис Бэкон в качестве важнейшего метода исследования выдвинул индукцию. Дедукцию, в частности силлогистику Аристотеля, он считал совершенно бесполезной для изучения природы. Поэтому в противовес «Органону» Аристотеля, он создает «Новый Органон», который представляет собой совокупность простейших методов индуктивного исследования. Однако Бэкон явно недооценивал роль дедукции и математики в научном исследовании, например, при обработке результатов экспериментов. Кроме того, он неправильно считал свою индуктивную логику безошибочным методом открытия новых истин в науке.
Вплоть до конца XIX века идеалы классической науки не претерпели существенных изменений, если не считать призыва позитивистов ограничиться в научном познании простым описанием явлений и отказом от раскрытия их сущности. Известный призыв О. Конта изучать, как происходят явления, вместо того, чтобы объяснить, почему они происходят, не нашел поддержки ученых. Последние продолжали раскрывать причины и открывать законы, которым подчиняются явления, хотя некоторые из позитивистов призывали отказаться от использования в науке ненаблюдаемых объектов. Так, в частности поступил Эрнст Мах, который критиковал применение атомно-молекулярной теории в естествознании.
Положение коренным образом изменилось после революции в естествознании, возникшей в конце XIX — начале XX в.в., когда была открыта естественная радиоактивность элементов, благодаря чему было установлено, что атомы не являются последними, неделимыми частицами материи, были открыты кванты энергии, существенно пересмотрены взгляды на пространство и время и т.д. Все эти открытия свидетельствовали о том, что научные законы, которые считались в классической науке неопровержимыми истинами, имеют относительный характер. Поэтому прежний идеал научности был подвергнут сомнению, критике и пересмотру, на основе которых возник неклассический идеал научности, учитывающий относительный характер научных истин, их зависимость от уровня развития практики и культуры своего времени.
В наше время научно-технической революции в связи с новейшими достижениями физики элементарных частиц, космологии, синергетики, молекулярной биологии и других наук формируется новый постнеоклассический идеал научности, опирающийся на принципы взаимодействия, взаимопревращения, эволюции и самоорганизации разнообразных материальных систем и структур. Этот краткий экскурс в историю науки показывает, что идеалы научности и связанные с ними методы и нормы исследования на протяжении истории науки претерпевали коренные, качественные изменения.
Теперь мы должны рассмотреть, какая связь существует между компонентами структуры оснований науки. Как было отмечено выше, определяющей основой научного исследования являются ценностные ориентации науки, важнейшей из которых является достижение и рост объективно истинного знания о реальном мире и законах его развития. Эта ориентация на достижение истины находит свое конкретное выражение в идеалах и нормах научного познания. Идеалы определяют общую цель и стратегию процесса познания, а нормы — регулируют конкретные условия достижения общей цели на отдельных этапах исследования.
Всякое исследование в науке начинается, как мы подробно обсудим позднее, с осознания трудности в науке, которая выступает в виде проблемной ситуации. Последняя обнаруживает несоответствие, или противоречие, между новыми фактами и старыми теоретическими представлениями, неспособными объяснить новые факты.
Постановка и решение фундаментальных проблем науки представляют поэтому стратегическую задачу, для решения которой используются множество конкретных методов, приемов и норм исследования, начиная от выдвижения гипотез, дальнейшей их теоретической и эмпирической разработки и кончая их проверкой с помощью наблюдений и экспериментов. На каждой стадии исследования для решения любой проблемы используются определенные нормы и критерии, которые регулируют этот процесс.
По-видимому, именно на этом основании некоторые западные философы выдвигают решение проблем в качестве руководящей ценностной ориентации научного познания в целом. Они считают, что прогресс науки связан именно с решением все новых и новых конкретных проблем. Действительно, без постановки и решения новых проблем не может быть роста и развития науки. Однако подлинное решение проблем невозможно без ориентации на достижение объективной истины. Ведь даже сама формулировка проблемы предполагает веру в существование объективной истины: никто не будет решать проблему поиска несуществующих закономерностей. Вот почему фундаментальной ценностью для науки является именно ориентация на поиск объективной истины.
Вторым важнейшим компонентом оснований науки является научная картина мира, которая дает общее представление об устройстве окружающего мира и места в нем человека. Как справедливо заметил К. Поппер, философия важна для нас только потому, что мы хотим «нечто узнать о загадке мира, в котором мы живем, и о загадке человеческого знания об этом мире».
Наконец, самые общие мировоззренческие идеи находят свое выражение в философских основаниях науки. Эти идеи имеют более универсальный характер, чем принципы научной картины мира. Поэтому сознательно или бессознательно они фигурируют в любом серьезном научном исследовании либо в процессе эвристического поиска новых научных идей, либо при обосновании основополагающих идей и принципов науки.
Таким образом, самыми фундаментальными основаниями науки служат мировоззренческие идеи и принципы науки, которые формулируются в рамках философии науки. Эти философские основания находят более конкретное воплощение в онтологии науки, в частности в научной картине мира, а ценностные ориентации, идеалы и нормы науки реализуются при решении тех или иных научных проблем. Все эти компоненты структуры оснований науки тесно взаимодействуют друг с другом как снизу, т.е. со стороны идеалов и норм науки, так и сверху, со стороны философского мировоззрения и научной картины мира.
|