Научные революции, как мы отметили, могут различаться по самым различным признакам, и поэтому не существует ни единой их классификации, ни даже типологии. Тем не менее, можно выделить несколько их типов, согласно характеру их общности, глубине раскрытия сущности изучаемых явлений и процессов, принадлежности к научной дисциплине, тем последствиям, которые они вызвали в научном мире, их влиянию на технический прогресс и духовную культуру общества и т.д. Очень часто трудно отделить одни признаки революций от других, например, когда глубина раскрытия сущности явлений совпадает, как правило, с широким применением новых революционных идей и методов. Поэтому мы ограничимся только выделением некоторых наиболее заметных революций в истории научного познания.
1. Внутридисциплинарные механизмы научных революций.
Наиболее знакомыми революциями такого типа являются революции, которые происходят в рамках отдельных научных дисциплин. Революции подобного типа связаны с качественными преобразованиями концептуальной структуры и изменениями картины мира, которые можно наблюдать в истории отдельных наук. Выше в качестве иллюстрации мы рассматривали революции, которые происходили в рамках такой развитой науки, как физика.
Первая революция в ней произошла с возникновением механики, когда в противовес натурфилософским представлениям античности и схоластическим воззрениям средних веков был осуществлен переход к экспериментальному изучению простейшей формы движения материи — механического перемещения земных и небесных тел в пространстве с течением времени. Усилиями таких выдающихся ученых, как Галилей, Кеплер и Ньютон были созданы такие новые научные дисциплины, как земная и небесная механика. Одновременно с применением принципов механики к изучению новых явлений и процессов происходило создание механистической картины мира, в основе которой лежали онтологические представления механики Ньютона (рассмотрение тела как материальной точки, движущейся под воздействием силы, мгновенное действие сил в пустом пространстве, абсолютность пространства и времени и другие).
Однако теоретические принципы и картина мира механики оказались явно неприменимыми для исследования электрических и магнитных явлений. Новые открытия Эрстеда и Фарадея свидетельствовали о неразрывной взаимосвязи между электричеством и магнетизмом. Они и привели Максвелла к созданию новой электромагнитной теории поля. В связи с этим изменилась и научная картина мира. Место вещества заняло в ней электромагнитное поле, а мгновенная передача сил на расстояние была заменена конечной скоростью передачи воздействия поля от одной точки к ближайшей другой точке.
Революционные изменения, связанные с возникновением теории относительности, коренным образом изменили прежние, классические представления о пространстве и времени. Они опровергли абсолютный характер пространства и времени и доказали их относительность, а самое главное — установили взаимосвязь между полями тяготения и геометрией пространства-времени (общая теория относительности).
Переход к исследованию мира мельчайших частиц материи и возникновение квантовой механики привели к полному отказу от классических принципов науки и революционному изменению не только прежних научных взглядов, но и мировоззренческих представлений о материи, причинности, необходимости и случайности, возможности и действительности. Все это существенно усложнило научную картину мира.
Аналогичные революционные преобразования происходили не только в развитии физики, но также в химии, в науках о Земле (геология, палеонтология), биологии и других естественных, технических и социально-гуманитарных науках. Не приводя дальнейших примеров, попытаемся выявить наиболее характерные признаки революционных изменений, которые происходят в рамках отдельных научных дисциплин.
Внутридисциплинарными механизмами научных революций
чаще всего служат переходы к изучению новых объектов и применение новых методов исследования. Хотя этому процессу может предшествовать изобретение новых средств наблюдения, эксперимента и измерения, но подлинные революционные преобразования возникают в результате перехода к исследованию новых объектов. Поскольку же прежние методы объяснения оказываются не в состоянии объяснить свойства новых объектов, то в связи с этим возникают также и новые методы их объяснения сначала в форме гипотез, а затем теорий и других концептуальных систем.
Попытка объяснить электрические и магнитные явления с помощью принципов механики как невесомых электрических и магнитных жидкостей, привела, как мы видели, к парадоксам и противоречиям. Поэтому ученые отказались от сведения их к движению вещества и ввели понятие электромагнитного поля.
Введение нового объекта исследования
совершенно преобразует картину мира соответствующей дисциплины: вместо вещества в механике выступает поле в электродинамике и элементарные частицы — в квантовой механике. В большей или меньшей степени преобразуются также и основания науки, т.е. идеалы, цели нормы ее исследования. Если идеалами классической физики было точное и однозначное описание явлений с помощью детерминистических законов механики и электродинамики, то в неклассической физике вследствие корпускулярно-волнового дуализма квантовых частиц используются вероятностно-статистические законы. Если в классической физике предполагалось, что точность измерения с развитием измерительной техники может безгранично увеличиваться, то в квантовой физике устанавливается определенный предел точности измерения. Согласно принципу неопределенности Гейзенберга, координаты и импульс микрочастицы не могут быть одновременно измерены с высокой степенью точности. Если в классической физике корпускулярные и волновые свойства не могут принадлежать одному и тому же объекту, то в квантовой физике все элементарные частицы обладают одновременно корпускулярными и волновыми свойствами (дуализм волны и частицы). Для описания такой новой ситуации Н. Бором был введен особый принцип дополнительности, согласно которому такой дуализм микрообъектов связан с использованием разных приборов для обнаружения корпускулярных и волновых свойств микрообъектов. Эти свойства являются дополнительными друг к другу, поэтому полное представление о них может быть достигнуто только с учетом этой их особенности.
2. Междисциплинарные взаимодействия как фактор революционных преобразований в науке.
В процессе развития науки происходит постоянное взаимодействие между разными научными дисциплинами, которое находит свое проявление в обмене научными идеями и методами исследования. На первых этапах истории науки такое взаимодействие осуществляется путем переноса парадигмы и научной картины мира наиболее развитой и сформировавшейся научной дисциплины на новые, еще складывающиеся дисциплины. Такие процессы имели место в XVII—XVIII вв., когда лидирующей наукой в естествознании была механика. Поэтому ее теоретические принципы, законы и методы исследования — короче, парадигма — стала переноситься на другие немеханические области, начиная от химии и кончая биологией и социологией.
Еще в XVII в. Р. Бойль, опираясь на атомистическую традицию, стал рассматривать химические реакции как результат взаимодействия мельчайших частиц реагирующих веществ, подчиняющихся законам механики Ньютона. Но под влиянием опытных данных он вынужден был допустить, что в реакциях разложения, соединения и замещения атомные частицы остаются неизменными.
Позднее А. Лавуазье разработал более ясную концепцию о взаимодействии химических элементов, которую можно было назвать одной из первых химических картин мира. В ней химическими элементами он называет вещества, которые не могут быть подвержены дальнейшему разложению на составные части. Но самым главным отличием его системы от других было обращение к представлению о химическом «сродстве» элементов, которое характеризует их способность вступать в химические реакции. Хотя в системе Лавуазье сохранялись многие механические представления, тем не менее она учитывала целый ряд особенностей химических элементов и их способности вступать в реакции друг с другом благодаря определенному «сродству» между собой.
Начало научной химии обычно связывают с учением Д. Дальтона, который построил эту науку на понятиях и принципах атомно-молекулярной теории физики. Он рассматривал химические элементы как особые разновидности атомов, обладающие различным атомным весом, а химические реакции — как процесс соединения, разделения и замещения атомов. Такие представления сближаются с современными понятиями химического элемента как совокупности атомов определенного вида или их изотопов, а прежнее «сродство» или валентность элементов рассматривают как результат взаимодействия электронных оболочек атомов.
Сложнее обстояло дело с перенесением механистических принципов на живые существа, принципиально отличные от тел неорганической природы. Поэтому здесь для объяснения обращались к механистическим представлениям о разнообразных невесомых флюидах, которые использовались для объяснения электрических сил. Так, например, предшественник Ч. Дарвина в создании эволюционной теории Ж.-Б. Ламарк считал, что в результате взаимодействия электрических флюидов и теплорода в живом организме создается специфический нервный флюид, который обусловливает все его жизненные процессы, поведение, ощущения и действия.
Таким образом, механическая парадигма и картина мира при формировании и становлении новых естественнонаучных дисциплин выступали в качестве важнейшего фактора междисциплинарного воздействия. Даже социально-гуманитарные науки не избежали такого влияния, о чем свидетельствуют труды Ж.О. Ламетри, сравнивавшего человека с машиной, П. Гольбаха, считавшего возможным объяснить общественные процессы с помощью универсальных механических законов, А. Сен-Симона, полагавшего закон всемирного тяготения Ньютона основой новой науки и философии.
В современной науке междисциплинарное взаимодействие чаще всего происходит совсем иначе. Если раньше парадигма и картина мира лидирующей науки, как мы видели, переносилась на только что формирующиеся науки, то теперь каждая наука обладает как собственной парадигмой, так и самостоятельной картиной мира. Поэтому в настоящее время говорят о междисциплинарной парадигме исследования, которая возникает из анализа и синтеза некоторых общих черт и признаков прежних теорий, концепций и частных парадигм исследования.
В качестве конкретного примера обратимся к истории формирования такого междисциплинарного направления исследований, какой стала кибернетика, как общая парадигма управления в технических системах, живых организмах и обществе. В ней наиболее отчетливо виден новый подход к исследованию различных по конкретному содержанию систем управления. Хотя отдельные теории управления существовали и в технике, и в биологии, и в социально-экономических науках, тем не менее, единый, междисциплинарный подход дал возможность раскрыть более глубокие и общие закономерности управления, которые заслонялись массой второстепенных деталей при конкретном исследовании частных систем управления.
В рамках кибернетики впервые было ясно показано, что процесс управления с самой общей точки зрения можно рассматривать как процесс накопления, передачи и преобразования информации. Само же управление можно отобразить с помощью определенной последовательности алгоритмов, или точных предписаний, посредством которых осуществляется достижение поставленной цели. Вскоре после этого алгоритмы были использованы для решения различных других задач массового характера, например, управления транспортными потоками, технологическими процессами в металлургии и машиностроении, организации снабжения и сбыта продукции, регулировании движения и многочисленных других процессов.
Появление быстродействующих компьютеров явилось той необходимой технической базой, с помощью которой можно было обрабатывать разнообразные алгоритмически описанные процессы. Алгоритмизация и компьютеризация целого ряда производственно-технических, управленческих и других процессов явилась, как известно, одной из составных частей современной научно-технической революции, связавшей воедино новые достижения науки с результатами развития техники.
|