Бесплатная библиотека - учебники, шпаргалки, кандидатский минимум

llflot.ru – это хранилище знаний для студентов и аспирантов. Здесь вы можете скачать учебники и шпаргалки, аналитические статьи и рефераты. Уникальные лекции и шпаргалки для аспирантов из личного архива ВечноГО сТУдента, кандидатский минимум. Для вас бесплатные учебники и шпаргалки без регистрации.


Субъект познания. Объект уровни существования субъекта

 

Коммуникативные, конвенциальные аспекты познания.

Субъект научного познания

         Представления о субъекте национального познания менялись. В классической методологии субъект рассматривается как носитель чистого разума (рацио) как некая гноссеологическая робензонида (отдельно существующий субъект).

      В философии Канта есть понятие трансцендентальный субъект (транзенсус - переход) - он совпадает с реальным человеком, это носитель познавательной способности, абстрактный субъект.

Для современной философской науки характерно понимание субъекта познания как носителя многих личностных и социально культурных фактов. При этом понятие “субъекта” рассматривается как многоуровневое. Субъект существует на нескольких уровнях:

  1. Отдельная познающая личность.
  2. Коллективный субъект. Может быть либо контактным, либо неконтактным (нет прямых личностных взаимодействий).

Коллективный познающий субъект объединяется благодаря благодаря коммуникационным каналам, обеспечивающим воспроизведение научного сообщества, информатизации.

  1. Общество в целом. Субъект не тот, кто вырабатывает знания, а способствует, учавствует в этом.

- общество создает культурные основания научной деятельности (язык, система ценностей)

- общество выступает в качестве заказчика и потребителя научных знаний.

- общество обеспечивает научное сообщество условиями для профессиональной научной деятельности.

Общество всегда опосредованный, диффузный объект.

Научная деятельность коммуникативна. В любой совместной деятельности всегда есть условности. В науке есть элементы, принятые не благодаря научным основаниям, а по соглашению, причем соглашения в науке были прямые и по умолчанию. Конвенции не только включают, но ивыводят элементы научного знания. В конвенции XIX - начала XX века в философской науке методологии науки утвердилось направление конвенционализм – яркий представитель Анри Пуанкаре, его нельзя считать радикальным конвенционалистом. Он один из первых обратил внимание на на то, что не все знания в науке можно оценивать с точки зрения истинности и ложности. Некоторые знания для удобства принимаются по соглашению, причины этих соглашений не произвольны, они ограничены некоторыми рамками. Например, система классификации живых организмов – принципы классификации приняты по соглашению, их нельзя считать ложными или истинными, а только полными или неполными.

    Никакая конвенфия в науке не произвольна.

Пуанкаре вводит антропологическое (человеческое) измерение в науке, т.е. ученые не просто принуждаются к каой-либо теории, они выбирают их, оценивают.

В науке по конвенции принимаются многие понятия (биологический вид, сила) ; основания для классификации; единицы измерения и способы их применения; мировоззренческие педпосылки; уровень требуемой точности; иногда теории (Лысенко – 48 г.).

Время от времени те или иные методы, идейные принципы становятся предметом повального увеличения, становятся модой науки (например, увличение ньютонианством), расширительным пониманием сферы применения науки (подход синергетический к анализу количественных явлений).

Годность: можем ли мы разные явления интерпретировать в терминах выбранного подхода.

В связи с понятием коммуникационной условности (конвенции) введем понятие интерсубъективность.

Интерсубъективными называются доступные научному сообществу методы, знания.

Источники интерсубъективности:

  1. Истинность научных знаний; некое знание принуждает, что оно истинное.
  2. Эффективность.
  3. Признанные конвенции.

Методы закрепления интерсубъективности:

  1. коммуникации, обнародования
  2. традиции поддержания сложившегося
  3. обучение (передача традиций)

Обучение поддерживает научную традию и обладает, в отличие от других каналов общения в науке, ассиметрией, что объясняется положением учителя как авторитета.

Какую роль играют авторитеты в науке в общем?

Для средневекового познания был характерен авторитаризм. Проблема à несколько решений à споры прекращались, если в трудах какого-либо авторитета был ответ. Авторитетная наука складывалась и в других обществах: Лысенко на авторитете Мичурина, Дарвина, кто хотел критиковать его, критиковал этих больших авторитетов.

Следует ли из негативной оценки этих случаев, что в науке авторитет ничего не значит? Нет, мы ссылаемся на классиков. Реально за авторитетом ученого стоит авторитет научного сообщества. Все выводы многократно подтверждены всеми сообществами.

Соотношение знания и веры:

Применительно к науке понятие веры часто трактуется суженно, как религиозная вера. В этом случае проблема формулируется как соотношение науки и религии.

Нам интереснее вера как психологическое состояние оценки знания, метода, как надежного или ненадежного. Вера является отблеском знания, в науке нет без основанной веры. Т.е. нельзя противопоставлять веру и знания. Вера противопоставляется не знанию, а сомнению.

Объект и предмет научного познания

Их часто употребляют как синонимы, но устоялось различие этих понятий по содержанию.

Объект (Овенариус)- без субъекта нет объекта.

Овенариус понимал объект в гноссеологическом аспекте: объект- то, на что направлена познавательная активность субъекта (то- некий фрагмент объективной реальности). Объект несет на себе отпечаток человеческой активности хотя бы потому, что отвлекаемся от всего остаточного и сосредотачиваемся на объекте.

Антологическое знание:

Синонимы объекта – вещь, объективная реальность, действительность.

Антология – учение о мире.

Еще большая активность субъекта отражается в понятии субъекта познания, он формулируется нашим познавтельным интересом. Предмет – особый ракурс рассматривания объекта.

В истории познание дифференцирования науки связано с расчленением объекта на особые предметы. Есть ситуации, когда зрелость науки приводит к необходимости создания целостных теорий объекта. В этом случае встает проблема установления точки взаимодействия между различными дисциплинами. Встает проблема выявления совместимости различных ситем знания, это называется проверкой на когерентную истинность.

Вывод:

Мы пришли к мысли о том, что в сфере знаний содержится множество субъективных, интерсубъективных, культурно-необусловленных, коммуникативных элементов, которые вряд ли возможно назвать знание отражением реальности, как в марксистской философии. Понятие (метафора) отражение содержит множество ненужных оттенков смысла; во-первых, иллюзия пассиовности субъекта в отраженном процессе, во-вторых, иллюзия адекватности, совпадения наших знаний реальностью, в-третьих, если мы примем тезис, что знание – отражение реальности, то мы не сможем объяснить некоммуникативные процессы.

Знание – “размещенность” информации об объекте в сознании. Знание- есть репрезентант (представитель), некая образная или знаковая модель реальности. Наши репрезентанты не отражают мир как он есть, а систематизируют его (объект).

Познание – “поиск”; выработка наиболее адекватных репрезентантов действительности.

 

 
« Пред.   След. »






Тематики

От партнеров

Аудиокниги

audioknigi.jpg АудиоКниги

Реклама

Свежие статьи

Это интересно

Яндекс.Метрика