|
Экономическая теория по праву считается "первой дамой" среди обще- ственных наук. Она, по словам известного западного исследователя Робер-
та Л. Хайлбронера, "превратилась в царицу социальных наук. Это единст-
венная отрасль социальной науки, по которой присуждается Нобелевская
премия. Она удостоилась издания фундаментального четырехтомного
энциклопедического словаря, насчитывающего 4 млн. слов, через которые,
как через нить Ариадны, проходит мысль о том, что экономическая наука
наконец вышла за узкие рамки ее прежнего царства — царства производст-
ва и распределения — и может теперь заявить свои права на обширную
территорию, простирающуюся от семейных отношений до спорта, от ан-
тропологии до государственного права"'.
|
|
|
3-е изд., испр. - М.: Дело, 2002. — 416 с.
Учебник представляет собой полный курс микроэкономической теории. Доступность учебного материала сочетается в нем с раскрытием содержания практически всех основных разделов современной микроэкономики. В каждой главе наряду с теоретической частью выделяются ключевые понятия, вопросы для обсуждения, задачи, упражнения и тесты, рекомендуемая литература. В конце приведен обширный словарь основных микроэкономических терминов.
Учебник рассчитан на широкий круг читателей: студентов, аспирантов, преподавателей, научных работников, предпринимателей, менеджеров.
Формат: pdf / zip (2-е изд., 2001)
Размер: 3,28 Мб
Скачать Учебник
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие................................................................................................................................. 7
РАЗДЕЛ I ЭКОНОМИКА КАК НАУКА
ГЛАВА 1. История и предмет экономической теории.............................................. 12
1.1. Возникновение и развитие экономики как науки............................................. 13
1.2. Предмет экономической теории........................................................................ 25
1.3. Производственные возможности общества:
редкость, выбор, альтернативные издержки, эффективность........................ 28
РАЗДЕЛ II
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА
ГЛАВА 2. Рынок и условия его формирования.................................................... 41
2 1 Сущность рынка, условия его возникновения и развития.............................. 42
2 2. Частная собственность как условие рыночного обмена................................. 45
2.3. Права собственности как "правила игры"
в хозяйственных системах...................................................................................... 48
ГЛАВА 3. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения ..................... 56
3 1. Понятие спроса.................................................................................................... 56
3 2 Функция спроса и закон спроса............................................................................. 58
3.3. Парадоксы закона спроса....................................................................................... 61
3 4 Кривая спроса и цена спроса................................................................................ 63
3.5. Предложение и его функция................................................................................. 65
3 6. Факторы изменения предложения. Цена предложения................................ 67
ГЛАВА 4. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное
равновесие...................................................................... 79
4 1 Модель частичного рыночного равновесия.
Сущность рыночного равновесия.......................................................... .79
4 2 Последствия установления неравновесных цен................................................ 84
4.3. Налоги и рыночное равновесие........................................................................... 87
4.4. Общественная выгода от конкурентного равновесия:
излишек потребителя и излишек производителя............................................. 90
4.5. Установление и динамика равновесной цены.
Устойчивость равновесия...................................................................................... 93
ГЛАВА 5. Эластичность спроса и эластичность предложения.............................. 111
5.1. Понятие эластичности........................................................................................... 111
5.2. Эластичность спроса по цене............................................................................. 112
5 3 Перекрестная эластичность спроса............................................................. 122
5.4. Эластичность спроса по доходу........................................................................ 123
5 5. Эластичность предложения............................................................................... 124
РАЗДЕЛ III
ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ
ГЛАВА 6. Общая и предельная полезность. Равновесие
потребителя.................................................................................................... 134
6.1. Понятие общей и предельной полезности блага.
Полезность и цена............................................................................................... 135
6.2. Потребительский выбор и максимизация благосостояния потребителя (кардиналистская концепция) 140
6.3. Моделирование поведения потребителя в ординалистской концепции: кривые безразличия и бюджетное ограничение Оптимум потребителя........................................................................................ 143
РАЗДЕЛ IV
ПРОИЗВОДСТВО И ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ
ГЛАВА 7. Основы производства:
технология и производственная функция.............................................. 166
7 1 Понятие производства. Производство и обмен................................................ 167
7.2. Технология и производственная функция. Изокванта................................... 171
7.3. Производство в долгосрочном периоде: отдача от масштаба.................... 175
7.4. Производство в краткосрочном периоде:
закон убывающей предельной производительности..................................... 176
7.5. Равновесие производителя.................................................................................. 185
ГЛАВА 8. Фирма в рыночной экономике:
причины возникновения, цели, правовые формы............................... 191
8.1. Понятие и целевая функция фирмы................................................................. 192
8.2. Экономическая природа фирмы....................................................................... 193
8.3. Основные формы предприятий (фирм)........................................................... 197
ГЛАВА 9. Деятельность фирмы в краткосрочном и долгосрочном
периодах. Равновесие фирмы.................................................................... 217
9.1. Долгосрочный и краткосрочный периоды: определение понятий............ 218
9.2. Концепция издержек в экономической теории.............................................. 219
9.3. Классификация издержек фирмы. Издержки и доход фирмы..................... 224
9.4. Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы..................................... 229
РАЗДЕЛ V
ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОК: ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР
ГЛАВА 10. Структура рынка: конкуренция и монополия........................................... 242
10.1. Классификация рыночных структур................................................................. 243
10.2. Рынок совершенной конкуренции: основные признаки
и преимущества. Оптимум Парето.................................................................... 245
10.3. Несовершенства рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику 250
10.4. Чистая монополия: объем выпуска и цена...................................................... 255
10.5. Несовершенная конкуренция и ее формы....................................................... 261
10.6. Показатели монопольной власти........................................................................ 274
РАЗДЕЛ VI РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА
ГЛАВА 11. Общая характеристика и особенности рынков
факторов производства................................................................................ 286
11.1. Производство как сфера осуществления затрат.............................................. 286
11.2. Понятие и структура факторов производства................................................. 290
11.3. Равновесие фирмы на рынках факторов производства................................ 292
ГЛАВА 12. Рынок труда и заработная плата................................................................ 307
12.1. Человек в экономике.......................................................................................... 308
12.2. Труд как фактор производства: спрос и предложение................................ 310
12.3. Различия в заработной плате и их причины.................................................... 318
12.4. Теоретические подходы разных школ к анализу рынка труда..................... 319
12.5. Несовершенная конкуренция на рынке труда: влияние
профсоюзов и монопсонистов-нанимателей.................................................. 320
ГЛАВА 13. Рынок капитала и процент............................................................................ 334
13.1. Понятие капитала (инвестиционных ресурсов)......................................... 335
13.2. Формы капитала: основной и оборотный. Амортизация............................. 337
13.3. Доход на капитал (процент) и его экономическая природа......................... 340
13.4. Стоимость денег во времени. Сложный процент
и дисконтирование................................................................................................ 345
ГЛАВА 14. Рынок земли и земельная рента................................................................ 358
14.1. Земля как фактор производства.......................................................................... 358
14.2. Экономическая природа ренты и условия ее возникновения.................... 360
14.3. Рента и цена земли................................................................................................ 366
ГЛАВА 15. Предпринимательство как фактор производства.
Прибыль предпринимателя................................................................. 371
15.1. Сущность и функции предпринимательства................................................ 371
15.2 Экономическая характеристика предпринимательства............................... 382
15.3. Прибыль — вознаграждение услуг предпринимателя................................... 384
Словарь микроэкономических категорий, понятий и терминов................................ 390
|