 
  | 
                          Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой кандидатского экзамена “История и философия науки” (”Философия науки”), утвержденной Министерством образования и науки РФ № 697 от 17.02.2004. 
                         В пособии представлены философские вопросы науки как специфической системы знания, своеобразной формы духовного производства и социального института. Рассмотрены генезис и история науки, общие закономерности ее развития, структура и динамика научного познания, его методология, роль науки в жизни человека и общества, перспективы ее развития и ряд других проблем. 
                        Пособие рассчитано прежде всего на аспирантов и соискателей, готовящихся к экзаменам кандидатского минимума, а также всех, кто интересуется философскими проблемами науки. | 
                     
                    
                      |   | 
                                                Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 352 с. | 
                     
                  
                 
                Формат: pdf / zip 
                Размер:  16 Мб 
                Скачать учебник:  http://depositfiles.com/files/kfj401s5o 
                СОДЕРЖАНИЕ 
                ОТ АВТОРОВ 3 
                Раздел I. ПРЕДМЕТНАЯ СФЕРА ФИЛОСОФИИ НАУКИ. НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 5  1. Каковы границы предметной сферы современной философии науки? ... 5 
                2. Как ученые объясняют природу философии науки? 7 
                3. Каково содержание понятий «знание», «познание», «наука»? 9 
                4. Является ли научное знание единственной формой знания? 11 
                5. Что такое девиантное и анормальное знания? 15 
                6. В чем специфика обыденно-практического познания? 17 
                7. Каковы особенности мифологического, художественно-образного и религиозного познания? 19 
                8. В чем заключается специфика игрового познания? 21 
                9. Что такое личностное знание? 22 
                10. Каковы особенности научного познания (критерии научности)? 24 
                11. Как соотносятся философия и наука? 28 
                12. Каковы особенности понятийного аппарата философии и науки? 30 
                13. Имеет ли философия практическую значимость? 33 
                14. Каковы перспективы взаимоотношения философии и науки? 34 
                15. Чем различаются наука и искусство? 37 
                16. Как решалась проблема классификации наук в истории познания? 39 
                17. Какие существуют классификации современных наук? 42 
                18. Какова роль науки в современном образовании и формировании личности? 45 
                19. Каковы основные функции науки и в чем их специфика? 47 
                Раздел II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ 51  20. Каковы предпосылки и исходный пункт возникновения науки? 51 
                21. Почему зарождение первых форм теоретического знания связывают с античностью? 53 
                22. В чем заключается специфика основных натурфилософских идей античности? 55 
                23. Что характерно для развития знания в эпоху эллинизма? 58 
                24. Как можно охарактеризовать систему знаний, формирующуюся в эпоху Римской империи? 60 
                25. Каковы характеристики системы знаний в средневековой Европе? 61 
                26. Каковы особенности интеллектуальной атмосферы Средневековья и кто являлся основными представителями средневековой науки? 63 
                27. Что характеризует развитие научных знаний на Арабском Востоке в Средние века? 67 
                28. Каковы предпосылки формирования опытной науки в Средние века и в эпоху Возрождения? 71 
                29. Какие основные исторические этапы в своем развитии прошла наука? 74 
                30. Каковы особенности механистического естествознания и его методологии? 77 
                31. Когда и кем в естествознании были впервые сформулированы эволюционные идеи? 81 
                32. Какова сущность революции в естествознании конца XIX — начала XX в., открывшей период неклассической науки? 84 
                33. Какие философско-методологические выводы можно сделать из достижений неклассического естествознания? 87 
                34. Как и когда происходит формирование науки как профессиональной деятельности? 93 
                35. Что такое дисциплинарно организованная наука и когда она возникает? 95 
                36. Что такое технические науки и какова их специфика? 98 
                37. Как происходило формирование технических наук? 101 
                38. Как взаимосвязаны наука и техника? 103 
                Раздел III. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 105  39. Каково содержание понятия «структура научного познания»? 105 
                40. Что такое эмпиризм и схоластическое теоретизирование? 107 
                41. Каковы особенности и уровни эмпирического исследования? 109 
                42. В чем состоит специфика теоретического познания? 111 
                43. Что такое мышление и каковы его основные уровни? 113 
                44. Что такое проблема? 114 
                45. Каковы особенности гипотезы? 116 
                46. Что такое теория и каковы ее структура и функции? 119 
                47. Какие существуют виды (типы) теорий? 121 
                48. Каковы основные способы построения теорий в современной науке? 124 
                49. Что такое научный закон? 126 
                50. Что относят к основаниям науки, идеалам и нормам исследования? 130 
                51. Можно ли в основания науки включать личностное знание, интеллектуальную инициативу, научно-исследовательскую программу и тематику исследований? 133 
                52. Включено ли научное сообщество в состав оснований науки? 138 
                53. Какова роль научной картины мира в мировоззрении современника? . 141 
                54. Какова структура научной картины мира? 143 
                55. Каковы основные этапы исторического становления научной картины мира? 145 
                Раздел IV. ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ .....148  56. Что такое динамика научного знания? 148 
                57. Каково решение проблемы роста знания в концепции К. Поппера? 150 
                58. Как понимали процесс развития знания Т. Кун и И. Лакатос? 152 
                59. Каковы особенности модели роста знания в концепции П. Фейерабенда? 155 
                60. Что такое кумулятивизм и антикумулятивизм? 156 
                61. Каково значение первичных теоретических моделей? 157 
                62. Как протекает процесс формирования законов? 160 
                63. Какое значение имеют аналогии в теоретическом поиске? 161 
                64. В чем заключается специфика процедуры обоснования научных знаний? 163 
                65. Можно ли говорить о логике научного открытия? 165 
                66. Что понимается под развитой научной теорией, каковы ее исходные компоненты? 170 
                67. В чем отличия классического и неклассического вариантов формирования теории? 172 
                68. Насколько универсальны проблемные ситуации и какую роль они играют в науке? 175 
                69. В чем состоят трудности процесса включения новых теоретических представлений в культуру? 177 
                70. Каковы исторические примеры включения новых теоретических представлений в культуру в сфере отечественной философии науки? . 180 
                71. Зависят ли деформации науки от идеологии? 184 
                72. Каковы общие закономерности развития науки? 185 
                Раздел V. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 194  73. Что такое метод и методология? 194 
                74. Каково соотношение понятий «теория», «предмет» и «метод»? 197 
                75. Как соотносятся объективная и субъективная стороны метода? 200 
                76. Как и по каким основаниям (критериям) можно классифицировать методы? 202 
                77. В чем состоят особенности метафизического подхода к проблеме соотношения философии и частных наук? 208 
                78. В чем специфика диалектического подхода к проблеме соотношения философии и частных наук? 211 
                79. Каковы основные функции философии в научном познании? 213 
                80. Какие существуют общенаучные методы эмпирического исследования? 219 
                81. Каковы общенаучные методы теоретического познания? 222 
                82. Что такое общелогические методы и приемы исследования? 225 
                83. Что такое каноны индукции? 229 
                84. Как соотносятся методы аналогии и моделирования? 231 
                85. Каковы особенности системного и структурно-функционального подходов? 233 
                86. В чем заключается специфика вероятностно-статистических подходов? 234 
                87. Что такое понимание? 236 
                88. В чем состоит сущность объяснения и каковы его основные формы? 238 
                Раздел VI. НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ 241  89. Что такое научные традиции и каково их многообразие? 241 
                90. В чем состоит понимание научных революций как перестройки оснований науки? 243 
                91. Как понималась рациональность в античной философии? 244 
                92. Когда произошла первая научная революция и как она повлияла на формирование научного типа рациональности? 246 
                93. Какие изменения произошли в типе рациональности в ходе второй научной революции? 248 
                94. Какое воздействие оказала третья научная революция на формирование нового типа рациональности? 249 
                95. Какие элементы античной рациональности обнаружились в ходе четвертой научной революции? 250 
                Раздел VII. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ .253  96. Каковы главные характеристики современной постнеклассической науки? , 253 
                97. Предполагает ли освоение саморазвивающихся синергетических систем новые стратегии научного поиска? 258 
                98. Какими понятиями описывается нелинейная динамика самоорганизующихся систем? 261 
                99. Что такое глобальный эволюционизм и какие типы эволюции он в себя включает? 264 
                100. Свободна ли наука от ценностей? 267 
                101. Как взаимосвязаны социальные и внутринаучные ценности? 270 
                102. Насколько значим этос науки в решении проблем современности? .... 272 
                103. Каковы новые этические проблемы науки начала XXI в.? 274 
                104. В чем состоят изменения мировоззренческих ориентации техногенной цивилизации? 277 
                105. Что понимают под сциентизмом и антисциентизмом? 280 
                106. В чем состоит роль науки в преодолении глобальных кризисов? 284 
                Раздел VIII. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ:  СТАНОВЛЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДОЛОГИЯ 287  107. Что такое социальное познание и каковы его основные модели? 287 
                108. Какую роль играла философия в формировании научных знаний об обществе? 291 
                109. Как происходило формирование социально-гуманитарных наук? 296 
                110. Каковы особенности описательной психологии и герменевтики В. Дильтея? 298 
                111. Какой вклад внесли В. Виндельбанд и Г. Риккерт в понимание специфики социального познания и его методов? 300 
                112. Как понимал своеобразие социальных наук М. Вебер? 303 
                113. Каковы основные идеи Х.-Г. Гадамера о соотношении философской герменевтики и гуманитарных наук? 308 
                114. Каковы основные особенности современного социального познания? 311 
                115. В чем заключается специфика средств и методов социально-гуманитарных наук? 317 
                116. Каковы основные черты новой парадигмы социального познания? .... 322 
                Раздел IX. НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ 327  117. В чем состоит понимание науки как социокультурного феномена? ....327 
                118. Как происходило историческое развитие институциональных форм научной деятельности? 331 
                119. Как происходила эволюция способов трансляции научных знаний? ... 334 
                120. Каковы характеристики взаимодействия науки, экономики и власти? 337 
                ЛИТЕРАТУРА 
               |