Под ред. Гапоненко А.Л., Панкрухина А.П.
М.: Изд-во РАГС, 2001. — 568 с.
Рекомендовано в качестве учебника для слушателей РАГС Учебно-методическим советом Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Учебник соответствует программе учебного курса, разработанного кафедрой общего и специального менеджмента для слушателей академии.
Впервые курс "Общий и специальный менеджмент" был опубликован в 1997 - 1998 гг. Это издание послужило основой кардинально переработанного и дополненного новыми темами программы учебного курса по специальности "Государственное и муниципальное управление", раскрывающими принципы и технологии управления регионами и муниципальными образованиями в России.
Для изучающих проблемы управления в системе подготовки и переподготовки кадров госслужащих.
Формат: pdf / zip
Размер: 7,26 Мб
Скачать учебник
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие 3
РАЗДЕЛ 1 Современный менеджмент и его особенности в государственной службе
Глава 1. Предмет, функции и методы менеджмента 11 Что такое менеджмент? 11
Функции и методы менеджмента 14
Этапы развития теории и практики менеджмента 16
Направления и тенденции развития современного менеджмента 22
Г л а в а 2. Особенности менеджмента в государственной службе 26 Менеджмент в государственной службе и в коммерческой фирме: общее и особенное 26
Изменяющиеся условия функционирования государственных организаций 29
Государственная служба — реципиент новых технологий современного менеджмента 30
Г л а в а 3. Организационные структуры 36 Понятие организационной структуры 36
Традиционные и рыночно ориентированные виды организационных структур 38
Современные тенденции и инструменты построения структур 44
Практикум 48
Приложение. Из истории государственного менеджмента в России 51
РАЗДЕЛ II Стратегический менеджмент
Г л а в а 1. Управление развитием 64 Сущность развития 64
Особенности управления развитием 65
Что такое стратегия 67
Г л а в а 2. Анализ в управленческой деятельности 69 Сущность и роль анализа 69
Особенности анализа в управленческой деятельности 70
Методы анализа 71
Анализ и эффективность управления 73
Г л а в а 3. Стратегическое планирование 79 Цели и миссия 79
СВОТ-анализ 82
Цикл стратегического планирования 84
Конкурентная стратегия 87
Глава 4. Управленческое решение 90 Сущность и функции решения 90
Технология подготовки и принятия решения 92
Организация выполнения 96
Г л а в а 5. Управление риском 100 Понятиен критерии риска, основы управления им 100
Виды и факторы риска 103
Технологии оценки риска и защиты от него 107
Глава 6. Контроль 114 Сущность контроля 114
Виды контроля 115
Процесс контроля 117
Современные тенденции развития контроля 120
Практикум 124
РАЗДЕЛ III Управление персоналом
Г л а в а 1. Модели управления персоналом 126 Основные черты модели «Я» 126
Модель «А» в сравнении с моделью «Я» 129
Модифицированные системы управления персоналом 132
Выбор эффективной модели управления персоналом в российских условиях 135
Глава 2. Формирование коллектива 140 Сущность и определение коллектива 140
Инструментарий построения коллектива 141
Построение коллектива с акцентом на решение задачи 143
Построение коллектива с акцентом на поддержание отношений в нем 145
Этапы построения коллектива 148
Глава 3. Мотивация 153 Мотивы и стимулы 153
Мотивация как объект и функция управления 154
Стимулирование труда 160
Глава 4. Стиль руководства 163 Понятие и природа стиля руководства 163
Классификация стилей руководства 165
Модель ситуационного лидерства 168
Черты эффективного лидерства 173
Глава 5. Социальные конфликты и управление 176 Что такое конфликт? 176
Основные типы и причины конфликтов 177
Условия и возможности победы в конфликте 181
Как разрешить конфликт 184
Несколько правил поведения (вместо выводов) 189
Глава 6. Этика руководителя 192 Социальная природа и прикладное значение этики 192
Этика руководителя: современное состояние 194
Деловая этика 196
Глава 7. Культура организации 200 Сущность организационной культуры и ее основные элементы 200
Формирование и изменение культуры организации 203
Организационная культура как фактор эффективности 206
Взаимодействие культуры организации и национальной культуры 207
Практикум 211
РА3ДЕЛ IV Маркетинг
Глава 1. Маркетинговый подход в менеджменте 218 Основные аспекты сущности маркетинга 218
Антимаркетинговые стереотипы 228
Особенности некоммерческого маркетинга 229
Глава 2. Маркетинговые стратегии 232 Назначение и содержание стратегии маркетинга 232
Критерии классификации, генезис и виды стратегий 234
Г л а в а 3. Маркетинговые коммуникации 244 Виды маркетинговых коммуникаций 244
Схема маркетинговых коммуникаций 246
Особенности конкретных маркетинговых коммуникаций 247
Управление маркетинговыми коммуникациями 255
Практикум 258
РАЗДЕЛ V Стратегическое управление развитием территорий
Глава 1. Современные тенденции социально-экономического развития 261 Стадии социально-экономического развития 261
Нематериальное производство в современном мире 266
Глобализация производственных процессов 272
Г л а в а 2. Региональное развитие: цели, критерии и факторы 276 Что такое развитие? 276
Цели и критерии социально-экономического развития региона 276
Факторы развития регионов и городов 281
Г л а в а 3. Региональный и муниципальный менеджмент: принципы, методы и функции 286 Сущность и содержание 286
Задачи и объекты 290
Принципы и методы 292
Функции регионального и муниципального менеджмента 293
Глава 4. Социально-экономическая устойчивость развития регионов 304 Устойчивость и устойчивое развитие как категории регионального менеджмента 304
Угрозы устойчивому развитию территориальных социально-экономических образований РФ 307
Факторы-гаранты социально-экономической устойчивости регионов .... 309
Г л а в а 5. Макроэкономическое региональное развитие современной России 313 Схема экономического пространства России 313
Проблема «запад — восток» в экономике современной России 319
Задачи федерального и регионального управления в современных условиях 325
Г л а в а 6. Стратегическое планирование социально-экономического развития региона 330 Стратегический план развития региона и его характеристики 330
Стадии стратегического планирования 333
Учебные ситуации 345
РА3ДЕЛ VI Технологии управления развитием территории
Глава 1. Формирование и расходование бюджетов в субъектах Российской Федерации 358 Формирование бюджетов в субъектах РФ 358
Расходование средств бюджетов в субъектах РФ 366
Ликвидность бюджетов 373
Г л а в а 2. Региональная промышленная политика 378 Принципы и функции промышленной политики 378
Федеральный и региональный уровень промышленной политики 380
Технология формирования региональной промышленной политики 382
Реализация региональной промышленной политики 388
Глава 3. Управление развитием собственности муниципальных образований 392 Понятие и структура собственности муниципального образования 392
Управление воспроизводством собственности муниципального образования 397
Корпоративная стратегия управления муниципальной собственностью . 400
Глава 4. Управление развитием социальной сферы регионов 406 Региональная социальная политика 406
Функции органов управления развитием социальной сферы региона 410
Инструменты и методы управления развитием социальной сферы региона 413
Глава 5. Поддержка малого предпринимательства в регионе 419 Роль малого предпринимательства в экономике России 419
Малое предпринимательство и регион 423
Структура и содержание поддержки малого предпринимательства 425
Глава 6. Принципы и технологии реформирования жилищно-коммунальной сферы в регионе 430 Цели и задачи реформирования ЖКХ 430
Приоритетная роль жилищной политики 433
Региональные особенности реформирования жилищно-коммунальной сферы 439
Технологии реформирования жилищно-коммунального хозяйства 443
Г л а в а 7. Инновационные технологии развития муниципальных образований 451 Социально-финансовая группа — основа экономического саморазвития муниципального образования 451
Муниципальный лизинг как источник развития местного производства 455
Залоговый фонд — гарант инвестиций в экономику муниципального образования 463
Глава 8. Мониторинг социально-экономического развития региона .. 468 Региональный мониторинг, его сущность и предпосылки 468
Предмет регионального мониторинга 471
Организация мониторинга в регионах России 476
Глава 9. Территориальный маркетинг 480 Сущность и разновидности территориального маркетинга 480
Маркетинг территории: страна, регион, город, локальное место 481
Маркетинг на территории: содержание и ключевые формы 90
Организация маркетинга на территории 491
Глава 10. Маркетинговые технологии продвижения города 495 Маркетинг и продвижение города 495
Что такое план продвижения города? 498
Определение целей развития города 500
Формирование имиджа города 502
Взаимодействие с внешней средой и отношения с общественностью 504
Организационная структура коммуникационного подразделения 506
Глава 11. Организационные структуры органов местной власти 510 Принципы проектирования организационных структур органов местной власти 510
Организационные структуры органов местной власти в Москве 512
Тенденции в формировании организационных структур органов местной власти 529
Глава 12. Кадровый потенциал регионального и муниципального управления 533 Кадровый потенциал территориального управления 533
Прогнозирование и программирование развития персонала регионального и муниципального управления 536
Пути повышения результативности кадрового потенциала в структурах территориального управления 537
Глава 13. Перспективы использования информационных систем и технологий в управлении развитием территорий 541 Информатизация управления экономикой региона 543
Управление межрегиональной маркетинговой информацией 547
Интеллектуальный капитал и управление знаниями 550
Учебные ситуации 554
|