
«Кто сейчас читает. Зиммеля?» Таким воросом начинается книга1, считающаяся одним из лучших теоретико-социологических произведений XX века. И дело не в количестве людей, штудирующих «Социальную дифференциацию», не в общих тиражах «Кризиса культуры» или «Проблем философии истории». Дело в отношении читающей публики, в отношении, формулируемом другим вопросом: «А зачем его читать?». Есть ли необходимость в перечитывании (и переиздании) произведений, написанных сто и более лет назад? Есть ли смысл в создании историко-социо-логических работ и рассмотрении концепций авторов, чьи идеи уже находятся в обращении, тем более, что подобные работы уже созданы, и не будет ли новая очередным переложением предыдущих? В самом деле, как метко отмечал М. Монтень, «гораздо больше труда уходит на перетолковывание толкований, чем на толкование самих вещей, и больше книг пишется о книгах, чем о каких-либо других предметах: мы только и делаем, что составляем глоссы друг на друга»2.
Не является ли появление подобных работ стремлением выявить скрывающееся и ускользающее значение и смысл исходного текста. Действительно ли комментарий «бесконечно похож на то, что он комментирует и что он никогда не может выразить»3.
История социологии не просто очерчивает путь развития познания социального феномена, она дает представление о многообразии точек зрения на общество, общественную жизнь и общественного человека. Ценность социологической теории в наименьшей степени определяется временем ее создания. Невозможность определения истинности или ложности того или иного социологического построения приводит к относительному равенству всех существующих теорий. Отсутствие «основания сравнения» заставляет возвращаться к более ранним концепциям для поисков ответа или «наводящих указаний» о нерешенных вопросах. А потому совершенно справедливо мнение Альбиона У. Смолла, пришедшего к заключению, «что лучший способ определить то, чем является социология и то, чем она не является, есть исторический подход...»
Изучение зарубежной социологической теории (особенно современной) связано с определенными трудностями. В отечественной литературе по этим вопросам сложилась своеобразная ситуация, характеризующаяся почти полным отсутствием переводных изданий ведущих западных социологов. И если в отношении классиков социологического знания эта ситуация начинает постепенно выправляться (правда, в основном за счет переизданий работ, публиковавшихся в России до революции), то современная социологическая теория по-прежнему остается в основном terra incognita для российского читателя. Публикации последних лет (например, журнальный вариант книги Р. Мертона «Социальная теория и социальная структура», работ Н. Смелзера, Э. Гидденса, П. Бергера, Т. Лукмана и некоторых других) не могут восполнить пробелы, существовавшие десятилетиями. А рассмотрение данных вопросов в работах советских ученых было во многом направлено на критическое исследование концепций, предлагаемых зарубежными авторами, в свете марксистско-ленинской методологии (исключением являются лишь работы, появившиеся в последнее два-три года4). Такой подход не столько объяснял взгляды, исповедуемые зарубежными социологами, сколько доказывал, почему эти взгляды неправильны.
Книга содержит наиболее полное системное изложение основных направлений западной социологии от О. Конта до наших дней. Содержание учебного пособия соответствует требованиям государственного общеобразовательного стандарта.
Особое внимание уделяется современным, малоизвестным в нашей стране, социологическим концепциям. Материал удачно структурирован, изложен в доступной форме, дополнен уникальной подборкой портретов ученых, словарем социологических терминов и программой преподавания курса.
Пособие предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, будет полезно профессиональным социологам и всем интересующимся проблемами социокультурной жизни и ее устройства.
Формат: doc / zip
Размер: 405 Кб
Скачать учебник: http://depositfiles.com/files/up60fr02u