Бесплатная библиотека - учебники, шпаргалки, кандидатский минимум

llflot.ru – это хранилище знаний для студентов и аспирантов. Здесь вы можете скачать учебники и шпаргалки, аналитические статьи и рефераты. Уникальные лекции и шпаргалки для аспирантов из личного архива ВечноГО сТУдента, кандидатский минимум. Для вас бесплатные учебники и шпаргалки без регистрации.


Заключение

В последние годы в стране обсуждается вопрос о том, что Россия не сможет обойтись без атомной энергии и существуют все возможности (технические, финансовые социальные) для активного наращивания потенциала ядерной отрасли.


Приведенные документы – далеко не полный перечень материалов, раскрывающих реальную картину положения дел в ядерном комплексе. Они убедительно свидетельствуют о том, что атомная отрасль находится в состоянии глубокого системного кризиса.


Главный элемент этого кризиса - человеческий фактор. Коммерциализация отрасли и ее закрытость усиливают и способствуют его нарастанию. Атомщики не допускают к участию в обсуждении проблем безопасности представителей научных сообществ и прежде всего психологов, экологов, социологов. Они всячески скрывают информацию о самом уязвимом в отрасли - человеческом факторе. До сегодняшнего дня на первое место в обеспечении безопасности ставились технические проблемы, отодвигая на задний план социальные, психологические, медицинские и экологические аспекты. Однако именно учет этих факторов может вскрыть банкротство мировой ядерной энергетики. В результате облучения здоровье сотрудников Минатома быстро ухудшается. Социальные проблемы закрытых городов: хронический алкоголизм среди работников, растущая преступность, некомпетентность руководства - дают неблагоприятный прогноз качества трудовых ресурсов, обслуживающих ядерные объекты. Вывод, к которому приводят цитируемые документы, очевиден: Минатом не готов обеспечить требуемый уровень безопасности.


Теракты в Нью-Йорке и Москве заставляют вспомнить предупреждение лауреата Нобелевской премии Петра Капицы об опасности ядерной энергетики. Сегодня отмеченная им среди прочих проблема накопления радиоактивных отходов дополняется другой, еще более важной - реальной возможностью захвата и взрыва атомной станции террористами. И совсем неважно, будет лизахвачена атомная станция в России, на Украине, в Литве, Болгарии или в центре Западной Европы. Теракты в России и США говорят о реальности такой перспективы. В условиях угрозы терроризма безопасных АЭС не существует. МАГАТЭ уже признало, что все атомные станции в мире не защищены от нападения с воздуха. Ситуация с защитой ядерных объектов «с земли» не лучше.


Проблемы, о которых говорится в этом сборнике, характерны для всей мировой атомной энергетики. Посещая атомные станции в Пенсильвании и Коннектикуте, мы убедились в схожести этих проблем с российскими. Более того, у нас сложилось впечатление, что дезинформация, пропаганда полной безопасности атомных станций в США более изощренная, чем в России, что делает их более уязвимыми для террористов. Угроза международного терроризма заставила нас по-новому посмотреть на проблему безопасности.


На фоне ухудшающейся ситуации с охраной ядерных объектов продолжается общая коммерциализация отрасли при тотальной за-крытости Минатома. Именно глубокая секретность, искажение информации о состоянии ядерного комплекса являются причинами запоздалого осознания обществом опасности атомной энергетики.
Секретность и фактическая бесконтрольность Минатома создают условия для все

дозволенности. Такое «уникальное» положение позволяет атомщикам успешно «протаскивать» опасные проекты, несущие угрозу национальной безопасности и государству в целом. Минатом, по существу, диктует правительству, какая информация должна доводиться до общества, а какая нет, чтобы министерские интересы не пострадали. В итоге правительство берет курс на строительство новых атомных станций как способ решения проблемы снижения выбросов парниковых газов («приравнять строительство АЭС к выращиванию лесов»).


Поддержка и инвестирование в строительство новых АЭС и мощностей по переработке отработавшего ядерного топлива в ближайшие десятилетия приведут к потерям для экономики всей страны. Вместо того чтобы финансировать развитие альтернативных источников энергии (доля которых может легко достигнуть объема ядерной) и энергосбережение (потенциал которого составляет 40%), государственные средства будут направляться на строительство новых реакторов и на дорогостоящие меро-приятия, связанные с радиационной безопасностью, выведением из эксплуатации старых реакторов и утилизацией новых радиоактивных отходов.


В качестве первого шага для выхода из сложившейся ситуации необходимо срочное реформирование Минатома - разделение его на гражданскую и военную части. Кроме того, необходимо установить режим жесткого общественного и государственного контроля над гражданской частью Минатома и в первую очередь над его финансовыми потоками.


Все это может стать реальным, если информация о состоянии окружающей среды и возможных экологических угрозах со стороны ядерного комплекса станет открытой и общедоступной, как это записано в экологической доктрине Российской Федерации.  
Каждый день приносит все новые данные об инцидентах  в ядерном комплексе по всему миру. И нам всем остается только надеяться, чтобы их количество не переросло в новое качество - новую чернобыльскую трагедию.


Авторы выражают надежду, что материалы сборника привлекут внимание правительства и общественности как в нашей стране, так и во всем мире.

Литература
1. Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. - М.: ГУ ИЭС Минэнерго России, 2001.
2. Постановление Правительства РФ № 923 от 29.12.2001 о внесении изменений и дополнений в федеральную целевую программу «Энергоэффективная экономика» на 2002-2005 гг. и на перспективу до 2010 г. // Собрание законодательства РФ                     № 2, 14.01.2002, с. 155.
3. Интервью Генерального директора концерна «Росэнергоатом» О.М. Сараева в эфире радиостанции «Эхо Москвы» 09.12.2001, http://www.echo.msk.ru/interview/5.html.
4. Бесхмелицын М.И. Отчет о проверке состояния и развития атомной энергетики, ее влияния на формирование федерального бюджета, использование средств федерального бюджета, выделенных на реализацию программы «Топливо и энергия» в 1999-2000 гг., в том числе на строительство Курской АЭС и Калининской АЭС// Бюллетень Счетной палаты РФ № 4(52). - М., 2002.
5. Постановление Правительства РФ № 149 от 22.02.2000 о Федеральной целевой программе «Ядерная и радиационная безопасность России» на 2000-2006 гг.// Собрание законодательства РФ № 9, 28.02.2000, с.1037.
6. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2002 г.» (в ред. Федерального закона от 12.03.2002 № 27-ФЗ) // Собрание законодательства РФ № 9, 28.02.2000, с.1037.
7. Основные положения энергетической стратегии России на период до 2020 г. Проект.
8. Стратегия развития атомной энергетики России в первой половине XXI в. Иллюстрации основных положений. - М.: ЦНИИатоминформ, 2000.
9. Румянцев А.Ю. Даже если погаснет солнце// Российская газета № 112 (2980), 25.06.2002.
10. Ядерная энергетика России экономит на нуждах жителей 30-километровых зон до 1,5 млрд руб. в год, что явно не улучшает отношение к АЭС в регионах// Информационное агентство «Бизнес новостей» от 18.10.2002, http://www.abnews.ru/type_news.html?t=32766&data=news.
11. Проект Постановления Законодательного Собрания Ростовской области. Стенограмма заседания Законодательного Собрания Ростовской области от 20.03.2002.
12. Обращение к президенту РФ В.В. Путину об отмене решений правительства РФ, касающихся снятия льгот для населения, проживающего в 30-километровой зоне АЭС, Курской областной думы № 538-III от 10.10.2002.
13. Стенограмма заседания Государственной Думы от 18.04.2001.

 
« Пред.






Тематики

От партнеров

Аудиокниги

audioknigi.jpg АудиоКниги

Реклама

Свежие статьи

Это интересно

Яндекс.Метрика