Бесплатная библиотека - учебники, шпаргалки, кандидатский минимум

llflot.ru – это хранилище знаний для студентов и аспирантов. Здесь вы можете скачать учебники и шпаргалки, аналитические статьи и рефераты. Уникальные лекции и шпаргалки для аспирантов из личного архива ВечноГО сТУдента, кандидатский минимум. Для вас бесплатные учебники и шпаргалки без регистрации.


Расходы бюджетной системы
 
Способы предоставления бюджетных средств.
 
Расходы бюджетов – это затраты, которые возникают у государства и муниципальных образований в связи с выполнением ими своих функций и задач.
С экономической точки зрения расходы выражают совокупность экономических отношений, на основе которых происходит процесс использования средств бюджетного фонда по различным направлениям. Эти отношения возникают между государстовом, как плательщиком средств, и юридическими и физическими лицами как получателями средств.

Состав расходов зависит от ряда факторов:
  1.     В первую очередь – от природы и функций государства.
  2.     От уровня социально-экономического развития страны.
  3.     От сложившейся системы взаимосвязей между бюджетом и экономической и социальной сферой.
  4.     От административно – территориального устройства государства
  5.     От форм предоставления бюджетных средств
 
Состав расходов может быть классифицирован по нескольким признакам:

1.    По экономическому назначению. В зависимости от возможного воздействия на экономику страны, все расходы делятся на текущие и капитальные, а также на погашение кредитов.
По функциональному признаку. Определяет состав расходов по отдельным отраслям экономической и социальной сферы.
2.    По ведомствам – получателям средств. Состав расходов по отдельным распорядителям.
В этих случаях состав расходов зафиксирован в бюджетных классификациях расходов.
В РФ происходит также распределение расходов по территориальному признаку между отдельными видами бюджета. В этом случае расходы распределяются между бюджетами на основе закрепленных в конституции РФ и в бюджетном кодексе РФ полномочий федеральных, региональных и местных органов власти.

В настоящее время существует два вида таких полномочий:

1.    Исключительные полномочия, которые возлагаются только на один уровень государственной и местной власти. Эти полномочия определяют расходы только федерального или только региональных, или только местных бюджетов.
2.    Совместные полномочия, которые исполняются всеми органами государственной и местной власти одновременно. Такие полномочия определяют расходы, которые финансируются из всех бюджетов сразу.

Исходя из этого, из федерального бюджета исключительно финансируются следующие виды расходов:

  1.     Обеспечение деятельности президента РФ, федерального собрания, правительства и других федеральных органов.
  2.     Функционирование федеральной судебной системы, национальная оборона и обеспечение безопасности государства.
  3.     Фундаментальные научные исследования.
  4.     Государственная поддержка железнодорожного, фоздушного и морского транспорта, атомной энергетики.
  5.     Осуществление международной деятельности.
  6.     Исследование и использование космоса.
  7.     Формирование и обслуживание федеральной собственности
  8.     Обслуживание и погашение государственного долга РФ.
  9.     Финансирование государственных внебюджетных фондов.
  10.     Финансовая помощь субъектам РФ.
  11.     Формирование федеральных материальных и финансовых резервов.
  12.     прочие расходы, связанные с деятельностью федеральных органов.
Из региональных бюджетов исключительно финансируются:

  1.     Обеспечение органов законодательной и исполнительной власти субъектом РФ.
  2.     Обслуживание и погашение государственного долга субъекта РФ.
  3.     Финансирование средств массовой информации субъектов РФ.
  4.     Формирование и обслуживание государственной собственности субъектов РФ.
Из местных бюджетов исключительно финансируются расходы:

  1.     На содержание органов муниципального управления
  2.     На содержание и развитие организаций образования, здравоохранения, культуры и других учреждении, находящихся в муниципальной собственности
  3.     Содержание муниципального жилищно-хозяйственного обслуживания
  4.     Организация транспортного обслуживание населения
  5.     Обеспечение противопожарной безопасности
  6.     Утилизация и переработка бытовых отходов
  7.     Обслуживание и погашение муниципального долга
  8.     Формирование и обслуживание муниципальной собственности.
  9.     прочие расходы местного значения
 
Значительная часть расходов совместно финансируется из бюджетов различных уровней:

  1.     Государственная поддержка промышленности, строительства, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи, дорожного хозяйства.
  2.     Обеспечение правоохранительной деятельности
  3.     Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
  4.     Проектно-изыскательские работы
  5.     Социальная защита населения
  6.     Охрана и воспроизводство природных ресурсов
  7.     Предупреждение и ликвидация чрезвычайных событий и прочие расходы.
 
  Основной проблемой формирования расходов бюджетной системы является распределение этих общих расходов между конкретными бюджетами. До сих пор не разработана общая методика распределения этих расходов. Поэтому разграничение расходов осуществляется на основе индивидуальных соглашений между органами власти.

В этом случае может возникнуть излишнее переложение полномочий на нижестоящий уровень, который не имеет достаточных доходов для финансирования расходов.

Очень часто с передачей расходов не передаются источники финансирования и возникают нефинансируемые мандаты, что приводит к задержке предоставления средств бюджетополучателям.

В особом порядке выделяются средства для финансирования инвестиционных программ. Все объекты инвестиционного финансирования (федеральные, региональные и местные) включаются в единую федеральную инвестиционную программу уже на стадии ее составления, рассмотрения и утверждения. Эти объекты финансирования учитываются в расходах федерального бюджета на очередной финансовый год. А при исполнении федерального бюджета, ассигнования, которые предусмотрены для финансирования региональных и муниципальных объектов, передаются бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам в виде специальных субвенций – целевых ассигнований. При этом допускается финансирование из федерального бюджета закупок товаров для бюджетополучателей регионального и местного значения с последующей передачей им этих товаров.
Такой порядок установлен для осуществления контроля за расходованием средств по инвестиционным программам через федеральное казначейство.
 
 
Способы предоставления бюджетных средств.

Осуществление бюджетных расходов происходит при помощи двух способов предоставления бюджетных средств. Первый способ, основной – это бюджетное финансирование. При помощи него происходит выдача до 90% всех бюджетных ресурсов бюджетополучателям.
Бюджетное финансирование – это система предоставления денежных средств бюджетополучателям на проведение мероприятий, предусмотренных законом о бюджете на очередной год на безвозвратной и безвозмездной основе.

Бюджетное финансирование строится на следующих принципах:

    1.    Целевой характер использования бюджетных ассигнований. Предполагает, что бюджетополучатели могут получать средства только на основе утвержденных бюджетов и на заранее установленные законом о бюджете цели. Это обеспечивает эффективное использование бюджетных средств.
    2.    Предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных планов с учетом использования ранее выделенных средств.
   3.    Безвозвратность бюджетного финансирования. Предполагает, что при выдаче средств не оговариваются сроки и условия их возвращения в бюджет.
     4.    Безвозмездность финансирования. Не взимается плата за предоставленные средства.

Исторически бюджетное финансирование осуществляется по двум системам:

Первая система – «брутто-бюджет». Предполагает, что  все или большинство расходов бюджетополучателя покрывается за счет бюджетных средств. В современных условиях этот метод применяется для организаций и учреждений, находящихся на полом бюджетном финансировании. Бюджетные средства выделяются на все виды расходов, в том числе на текущие расходы и на расходы, связанные с расширением деятельности этих организаций.

Вторая система – «нетто-бюджет». Предполагает, что предоставление бюджетных средств осуществляется только на определенные виды затрат, которые предусмотрены законом о бюджете. Это покрытие убытков бюджетополучателей, компенсация цен на сырье, готовую продукцию, финансирование объектов (связанных с инвестиционными затратами в капитальные вложения и увеличение имущества).
Для организации методов и систем бюджетного финансирования используются специальные формы бюджетного финансирования:

  1.     Ассигнования на содержание бюджетных учреждений.
  2.     Средства, выделяемые товаров, работ и услуг, выполняемых по государственным и муниципальным контрактам.
  3.     Трансферты населению.
  4.     Ассигнования на осуществление государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти.
  5.     Ассигнования на компенсацию дополнительных расходов
  6.     Субсидии и субвенции юридическим лицам.
  7.     Инвестиции в уставные капиталы юридических лиц.
  8.     Трансферты бюджетам других уровней и государственным внебюджетным фондам.
  9.     Средства на обслуживание долговых обязательств.
   Расходы бюджетных учреждений – это комплексная форма бюджетного финансирования. Она включает в себя несколько видов предоставления бюджетных средств. Сюда включается оплата труда персонала бюджетных учреждений, перечисление единого социального налога, трансферты, которые выплачиваются через эти учреждения населению, командировочные и другие компенсационные выплаты работникам и оплата товаров работ и услуг.

  Оплата товаров, работ и услуг всегда осуществляется на основе специальных смет, составленных бюджетополучателем. Если эти расходы составляют менее двух тысяч МРОТ, то они оплачиваются без контракта. Если же сумма оплаты более 2000 МРОТ, то обязательно заключение государственного или муниципального контракта, как правило на конкурсной основе.
  Если эти расходы предусматривают финансирование инвестиций, то инвестиционные объекты на сумму более 200 000 МРОТ подлежат рассмотрению и утверждению только в составе федеральных целевых программ. Инвестиционные объекты меньшей величины могут финансироваться по специальным разрешениям государственных и местных органов. В таком порядке финансируются инвестиции для государственных и муниципальных предприятий.
  На инвестиционные цели могут быть предоставлены средства и частным организациям. В этом случае возникает право государственной или муниципальной собственности на часть уставного капитала и имущества юридических лиц, эквивалентную объему бюджетного финансирования. В этом случае получатель должен передать часть акций или долей уставного капитала в собственность государства или муниципалитетов.

   Все это оформляется специальным договором об участии органов государственной и местной власти в собственности субъекта инвестиции.
Выделение бюджетного финансирования имеет особенности для различных отраслей экономики и социальной сферы. Государственная поддержка отраслей народного хозяйства включает в себя финансирование организаций материального производства и жилищно-коммунального хозяйства.
В настоящее время расходы на эти отрасли значительно сократились. Они составляют около 20% консолидированного бюджета, и не более 5% федерального бюджета.
В основном финансируется жилищно–коммунальное хозяйство и городской транспорт из местных бюджетов, сельское хозяйство и пригородный транспорт из региональных бюджетов, угольная промышленность и сельское хозяйство из федерального бюджета. В основном финансируется покрытие убытков организаций этих отраслей в виде дотаций. Размер дотаций определяется как плановый убыток от финансово-хозяйственной деятельности организаций, связанный с профилем их деятельности.
Возможно также целевое финансирование расходов, связанных с расширением деятельности этих организаций. В основном это либо капитальные вложения, либо капитальный ремонт, а также долевое участие государственных и местных органов в строительстве новых объектов.
Тенденция в сокращении этих расходов существует.
 
  Расходы на социальные отрасли включают в себя расходы на образование, культуру, искусство, здравоохранение, физическую культуру, спорт, средства массовой информации и социальную политику.
В большинстве организаций этих отраслей применяется система «брутто-бюджет», финансирование осуществляется на основе сметы доходов и расходов. В доходах в основном отражаются бюджетные средства, а также внебюджетные средства от оказания платных работ, услуг и т.д.
 
  Расходы определяются исходя из контингентов обслуживания. Например, в школах – количество учащихся и классов, в поликлиниках – количество посещений. По этим показателям устанавливаются нормы расходования средств по отдельным видам расходов.
  В соответствии с бюджетным кодексом, начиная с 2006 года предполагается перейти на новую систему финансирования, основанную на минимальных государственных и муниципальных социальных стандартах. Для этого должны быть утверждены эти государственные и муниципальные социальные стандарты по всем видам социальных услуг. Этот стандарт определяет виды государственных и муниципальных услуг, которые предоставляются гражданам на безвозмездной и безвозвратной основе за счет средств бюджетов и внебюджетных фондов на минимально доступном уровне на всей территории российской федерации.
Далее должна быть определена минимальная бюджетная обеспеченность этих социальных стандартов. Она должна рассчитываться как стоимость государственных и муниципальных услуг в денежном выражении в расчете на душу населения. Эта стоимость должна определяться исходя из нормативов финансовых затрат.
Нормативы финансовых затрат должны определяться исходя из плановых расходов на оказание услуг.
В социальной сфере есть также организации, которые финансируются по системе «Нетто-бюджет». У них покрываются из бюджета только убытки. Это учреждения культуры, средства массовой информации и т.д.
На сметном финансировании также находятся учреждения науки. Есть два вида смет – смета на все расходы учреждения и смета на отдельные виды работ, которые включаются в государственную программу финансирования по утвержденным темам.

В составе бюджетных расходов включаются также расходы на формирование резервных фондов. В федеральном бюджете два таких фонда – резервный фонд правительства РФ, не превышающий 3% расходов и резервный фонд президента РФ – не более 1% расходов. Эти фонды используются на финансирование непредвиденных расходов.
В региональных и местных бюджетах формируется два вида таких фондов – это резервные фонды органов исполнительной власти и оборотная кассовая наличность, предусмотренная для покрытия временного недостатка доходов.  
 
Расходы на содержание силовых структур.
В первую очередь это расходы на оборону. Они финансируются из федерального бюджета. Около ¼ всех расходов. Предусмотренные в федеральном бюджете расходы на оборону это прямые военные расходы, которые проходят через министерство обороны РФ.
Расходы на содержание вооруженных сил это:
  1.    Расходы на выплату денежного довольствия военнослужащим, заработной платы военнослужащим
  2.    Хозяйственные, коммунальные расходы
  3.    Расходы на боевую и спортивную подготовку
  4.    Расходы на закупку вооружений, военной техники, продовольствия, вещевого имущества, ГСМ и пр.

Кроме того, через министерство обороны финансируется капитальное строительство, НИОКР, расходы военного бюджета государств – членов СНГ и некоторые другие централизованные виды расходов.
Все эти расходы отражаются в смете министерства обороны РФ.
Планирование расходов министерства обороны осуществляется следующим образом. На первом этапе определяются общие объемы расходов всего министерства и расходы по отдельным статьям сметы также всего министерства в целом. Фактически составляется общая смета министерства обороны.
На втором этапе в рамках общей сметы министерства обороны составляются сметы военных округов, а затем сметы отдельных воинских частей.

Такая система планирования (сверху вниз) используется в связи с тем, что большая часть расходов министерства обороны осуществляется централизованно. К таким расходам относится закупка материальных ресурсов, капитальное строительство и т.д.
Часть военных расходов финансируется также по другим подразделениям бюджета, в частности расходы на содержание внутренних войск – через министерство внутренних дел, на содержание пограничных войск – через ФСБ и т.д.
Эти силовые органы также планируют свои расходы путем составления специальных смет.
 
 Важным видом расходов являются расходы на государственное и муниципальное управление. Они включают в себя расходы на содержание органов государственной и местной власти, судов, прокуратуры и на проведение выборов и референдумов.
Планирование этих расходов осуществляется в сметном порядке, и составляется смета по каждому виду управленческого учреждения или по каждому мероприятию.
Начиная с 2004 года из федерального бюджета осуществляется финансирование партий, которые участвуют в выборах в государственную думу и которые набрали не менее 3% голосов избирателей. Все партии получают средства из расчета 50 коп за каждого проголосовавшего.
Также происходят выплаты партиям, которые выдвинули своих кандидатов на президентский пост на тех же условиях.
 
Второй способ осуществления бюджетных расходов – это бюджетное кредитование. Оно стало применяться в РФ с середины 90-х годов. Оно осуществляется путем выдачи бюджетных кредитов и ссуд.
Бюджетные кредиты и ссуды – это предоставление бюджетных средств на основе утвержденного бюджета в соответствии с целями и задачами, установленными законом о бюджете. Эти средства предоставляются всегда на возвратной основе, бюджетные кредиты выдаются на возмездной основе, а бюджетные ссуды – как на возмездной, так и на безвозмездной основах.
Бюджетные кредиты предоставляются государственным и муниципальным предприятиям, а также частным юридическим лицам. При выдаче этих средств государственным и муниципальным предприятиям бюджетные кредиты предоставляются на условиях и в пределах лимитов, предусмотренных бюджетом.
Получатели бюджетных кредитов обязаны предоставлять информацию и отчеты об их использовании в федеральное казначейство и другие органы, которые контролируют исполнение бюджета, в частности, в счетную палату.

Если же бюджетные кредиты предоставляются частным юридическим лицам, то обязательным условием предоставления этих средств является обеспечение кредитной сделки заемщиком. В качестве обеспечения может предоставляться банковская гарантия, залог имущества в размере не менее 100% предоставленного кредита или поручительство третьих лиц.
Кроме того, обязательным условием является проведение предварительной проверки финансового состояния заемщика финансовым органом.

В современных условиях бюджетные кредиты предоставляются в основном в форме связанных кредитов иностранных государств, зарубежных банков, фирм, и международных финансовых организаций.
Связанные кредит предполагает поступление целевых денежных средств на возвратной и платной основе от иностранных кредиторов для оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с программой кредитования.
Большая часть связанных кредитов имеет инвестиционный характер и в программах финансирования, как правило, участвуют не только иностранные кредиторы, но и российские банки, а также субъекты РФ и муниципальные органы.
 
Бюджетные ссуды предоставляются другим бюджетам на возвратной основе. Предоставляются эти ссуды на срок до 6 месяцев в пределах календарного года. Цель бюджетных ссуд – это покрытие кассовых разрывов, т.е. временного недостатка доходов, который возникает в процессе исполнения бюджета. Погашаются бюджетные ссуды за счет текущих доходов. Если ссуда не погашена до конца финансового года, то непогашенная часть засчитывается в счет трансфертов, которые получает субъект РФ или муниципальный орган в следующем году.
На долю всех бюджетных кредитов и ссуд приходится примерно 5% расходов федерального бюджета.


 
« Пред.   След. »






Тематики

От партнеров

Аудиокниги

audioknigi.jpg АудиоКниги

Реклама

Свежие статьи

Это интересно

Яндекс.Метрика