Экономическое содержание и состав доходов бюджетной системы
Доходы бюджетной системы можно определить как экономическую категорию, т.е. совокупность определенных экономических отношений, возникающих между плательщиками доходов, в качестве которых выступают юридические и физические лица, и получателем средств, государством, в лице органов его власти. Эти отношения возникают по поводу изъятия части средств плательщиков в пользу получателя.
В состав доходов включаются также экономические отношения, связанные с распределением поступающих государству средств между бюджетами различных уровней. Эти отношения возникают между различными государственными, региональными и муниципальными органами и с точки зрения организации бюджетных отношений они представляют собой бюджетные ресурсы, которые зачисляются в бюджеты различных уровней для целевого финансирования общегосударственных и муниципальных мероприятий.
В соответствии с принципами организации бюджетной системы, основная часть доходов (до 95%) имеет общий характер. Эти доходы являются источником финансирования любых видов расходов. Это позволяет наиболее гибко использовать бюджетные средства и не допускать кассовых разрывов в процессе исполнения бюджетов.
Общий характер доходов позволяет бюджету иметь определенные резервы для покрытия дополнительных затрат.
Кроме общих, в бюджет могут включаться целевые доходы, которые являются источниками формирования целевых бюджетных фондов. В современных условиях наблюдается тенденция упразднения таких фондов. Целевые бюджетные фонды в основном формируются в местных бюджетах, их доходы составляют не более 5% всех поступающих средств.
Состав доходов.
В соответствии с бюджетным кодексом в РФ установлены три основные группы доходов:
1. Налоговые доходы
2. Неналоговые доходы
3. Безвозмездные перечисления
Большая часть поступающих доходов (более 93%) – это налоги.
Законодательством предусмотрено три группы налогов:
1. Федеральные
a. НДС
b. Акцизы
c. Таможенные пошлины
d. Налог на прибыль организаций
e. Налог на доходы физических лиц
f. Налог на добычу полезных ископаемых
g. Лесной налог
h. И т.д.
2. Региональные
a. Налог на имущество организаций
b. Налог на игорный бизнес
c. Транспортный налог
d. Налоги, поступающие по специальным режимам (сельскохозяйственный налог, налог на вмененный доход)
e. Региональные лицензионные сборы.
3. Местные
a. Земельный налог
b. Налог на имущество физических лиц
c. Налог на рекламу
d. Налог на наследование и дарение
e. Местные лицензионные и регистрационные сборы
К налоговым доходам также относятся пени и штрафы, которые выплачиваются за нарушение налогового законодательства.
Деление налогов по отдельным группам определяется порядком их установления и полномочиями органов власти по определению отдельных элементов этих налогов.
Федеральные налоги полностью определяются налоговым кодексом, в котором установлены все элементы взимания налогов.
Перечень региональных налогов устанавливается федеральным законодательством. Это же законодательство определяет основные элементы этих налогов – плательщика, объект, налоговую базу, налоговый период, предельную ставку налога и минимальный перечень льгот.
Субъекты РФ принимают решение об установлении и введении в действие налога на своей территории и определяют конкретную ставку, полный перечень льгот, порядок и сроки внесения налога, а также формы отчетности по этим налогам.
Перечень местных налогов определяется также федеральным законодательством. Федеральным законодательством устанавливаются также основные элементы местных налогов, такие же, как и по региональным налогам.
Муниципальные образования определяют перечень налогов, взимаемых на их территории и все необходимые элементы взимания.
В РФ принят централизованный порядок установления налогов. Перечень налогов определяется налоговым кодексом и другими федеральными законами.
Налоги применяются на всей территории РФ. Региональные и местные органы власти не могут устанавливать на своей территории дополнительные виды налогов, не предусмотренные налоговым кодексом.
По объему поступающих средств самым крупным является налог на прибыль организаций – 28% доходов консолидированного бюджета РФ за 2002 год.
Второй – НДС. Около 24%.
Третий – налог на доходы физических лиц – около 14%.
Неналоговые доходы.
В большинстве случаев носят обязательный характер.
Первая группа – доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.
- Средства, полученные в виде арендной платы или других видов платы за сдачу имущества, принадлежащего государству или муниципальным образованиям, во временное владение или пользование.
- Средства, полученные в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях.
- Средства, полученные от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности под залог или в доверительное управление.
- Плата за пользование бюджетными средствами, которые предоставлены другим бюджетам, иностранным государствам и юридическим лицам на возвратной и платной основе.
- Доходы, полученные в виде прибыли, приходящиеся на доли, принадлежащие государству и муниципальным образованиям в капиталах организаций.
- Часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, которая остается после уплаты налогов и других обязательных платежей.
- Часть прибыли центрального банка РФ, которая получена от операций, не связанных с регулированием денежного обращения.
- Некоторые прочие доходы.
Вторя группа – доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями.
Третья группа – средства, которые получает государство от применения мер гражданско-правовой и административной ответственности. Это штрафы и пени, которые взимаются за нарушение действующего законодательства, кроме налогового. А также суммы конфискаций, компенсаций и другие средства, которые изымаются в принудительном порядке в доходы бюджетов в соответствии с решением судов.
Четвертая группа – доходы, полученные в виде финансовой помощи из бюджетов других уровней на безвозвратной и безвозмездной основе.
Без учета последней группы неналоговых доходов, неналоговые доходы в консолидированном бюджете РФ составляют около 6%.
Безвозмездные перечисления.
Это средства, которые поступают в виде финансовой помощи от юридических и физических лиц, от правительств иностранных государств и международных организаций.
По российскому бюджетному законодательству, в доходы бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам. Под этими перечислениями понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней в связи с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве, либо в связи с передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов в процессе исполнения бюджета. В настоящее время такие перечисления осуществляются очень редко, т.к. все изменения законодательства вводятся в действие с первого января и все эти изменения учтены в составленных и утвержденных бюджетах.
В зависимости от порядка зачисления доходов, доходы делятся на собственные и регулирующие.
Собственные доходы бюджета – это те доходы, которые закреплены на постоянной основе полностью или частично за определенным бюджетом законодательством РФ. Закрепление доходов производится двумя способами:
- Установление специальных ставок для зачисления дохода в соответствующий бюджет.
- Установление процентных отчислений от общей суммы поступившего дохода (контингента поступления).
Регулирующие доходы – это федеральные и региональные налоги и доходы, по которым установлены нормативы отчисления в процентах в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты на очередной финансовый год.
По отдельным видам налогов могут устанавливаться также нормативы на долговременной основе, но не более чем на 3 года. В отличие от распределения собственных доходов, по регулирующим доходам в налоговом и бюджетном законодательстве не устанавливаются направления зачисления средств.
По этим налогам нормативы отчислений определяются ежегодно принимаемыми законами о бюджете федеральном или региональном на очередной финансовый год.
Все нормативы отчислений устанавливаются едиными для всех бюджетов.
При распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы, налоговые доходы консолидированного бюджета субъектов РФ не могут составлять менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета РФ.
Основы планирования доходов бюджетов.
Планирование доходов в бюджетов предполагает определение параметров поступающих в бюджет налоговых и неналоговых платежей на очередной финансовый год по видам платежей.
Определение возможных поступлений доходов связано с изучением факторов, которые влияют на каждый платеж.
Первая группа факторов – общеэкономические и социально-политические факторы. Они включают в себя учет изменения цен и ценовой политики государства, учет отраслевых тенденций развития, рентабельности и капиталоемкости отраслей, учет факторов, влияющих на изменение конъюнктуры внутреннего и внешнего рынка. Учет изменений, происходящих в производственной и социальной инфраструктуре экономики. Тенденции развития платежного баланса государства. Изменения внешней и внутренней политики государства. На основе изменения этих факторов определяются важнейшие общеэкономические показатели, от которых зависит размер налоговых и неналоговых платежей. Эти показатели фиксируются в прогнозе социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год. Это:
- Изменение ВВП в очередном финансовом году
- Уровень инфляции
- Средний курс рубля к доллару на очередной финансовый год
- Доходы, которые получит государство от экспорта
- и т.д.
Определение этих показателей осуществляется министерством экономического развития и торговли, совместно с министерством финансов РФ.
Вторая группа факторов – это факторы, которые учитываются при определении конкретных видов доходов. Они связаны с изменением порядка взимания отдельных платежей, в первую очередь налогов, а также с изменением всей налоговой системы РФ.
Факторы:
- Данные экономического анализа исполнения доходов бюджетов в прошлом и в текущем году и выявление тенденций развития доходов в целом и по каждому отдельному источнику.
- Совершенствование налоговой системы и определение основных направлений изменения налогового законодательства на следующий год по отдельным видам платежей. При этом учитывается возможное изменение состава плательщиков, количество объектов обложения, размеры налоговой базы, ставок и льгот по налогам.
- Изменение системы налогового администрирования, на основе которого определяется уровень собираемости налогов в очередном году.
Исходя из этого определяются контингенты поступлений налоговых и неналоговых платежей и распределение этих поступлений между отдельными видами бюджетов. Эти расчеты осуществляет министерство финансов РФ и региональные и местные финансовые органы.
Министерство финансов, на основе обобщенных сведений о текущих поступлениях доходов, определяет ожидаемое исполнение федерального бюджета на текущий год. Территориальные финансовые органы осуществляют ту же самую работу, но в рамках региональных и местных бюджетов.
Министерство финансов РФ получает основные макроэкономические показатели от министерства экономического развития и торговли, и на основе этих показателей рассчитывается общая сумма доходов федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ. Основной метод, который применяется – экстраполяция сложившихся тенденций развития доходов с учетом возможного повышения собираемости налогов и изменения порядка определения налоговой базы и ставок налога на очередной год. Одновременно с этим министерство финансов определяет поступления по каждому виду налоговых и неналоговых платежей. Расчеты налоговых поступлений основаны на планировании налоговой базы, средних ставок налогов и коэффициентов собираемости.
По каждому налогу имеется собственная методика планирования, которая в основном отличается особенностями определения налоговой базы. На практике используются два основных способа расчета налоговой базы.
Первый - прямое определение отдельных показателей, которые составляют налоговую базу. Такой способ применяется в случае, если налоговая база состоит из небольшого количества элементов. В частности , таким образом определяется налоговая база по НДФЛ. При расчете налоговой базы определяется плановый фонд оплаты труда работников, прочие доходы физических лиц и средние размеры вычетов, которые используются при расчете этого налога.
Второй способ – аналитический. Он связан с экстраполяцией тенденций развития налоговой базы. Налоговая база определяется методами статистического или математического программирования и экономико-математических моделей. Таким способом определяется налоговая база по НДС, акцизам.
После расчета налоговой базы определяется средняя ставка налога на очередной год. Если по налогу используется несколько ставок, то средняя ставка рассчитывается по текущему году как отношение ожидаемых поступлений налога к налоговой базе, умноженное на 100.
Возможно также применение отдельных видов ставок по соответствующей налоговой базе.
Учитывается также коэффициент собираемости налогов. При этом определяется возможное повышение собираемости в следующем финансовом году.
Дальше рассчитывается сумма поступлений налога на следующий год:
Н=НБ*СрСт*Кс
НБ – налоговая база
СрСт – средняя ставка
Кс – коэффициент собираемости.
Если налог относится к регулирующим (распределяется между бюджетами), то при его планировании также определяются нормативы отчислений в бюджеты.
Неналоговые доходы также планируются министерством финансов и территориальными финансовыми органами на основе данных, которые предоставляют министерства и ведомства, обеспечивающие поступление этих средств в бюджет.
Сумма поступлений определяется, исходя из темпов внесения этих доходов в предшествующем году, возможного исполнения этих доходов в текущем году и изменения поступления этих средств в следующем году.
На основе всех этих данных составляется проект соответствующего бюджета по доходам с разбивкой доходов по разделам и статьям бюджетной классификации. Одновременно с этим устанавливаются нормативы отчислений от регулирующих доходов во все бюджеты на следующий год.
|