Поиск по
библиотеке:


Бесплатная библиотека - учебники, шпаргалки, кандидатский минимум

llflot.ru – это хранилище знаний для студентов и аспирантов. Здесь вы можете скачать учебники и шпаргалки, аналитические статьи и рефераты. Уникальные лекции и шпаргалки для аспирантов из личного архива ВечноГО сТУдента, кандидатский минимум. Для вас бесплатные учебники и шпаргалки без регистрации.


audioknigi.jpg АудиоКниги
Введение

Книга, которую вы держите в руках, посвящена работе с экологической информацией. Этой работой так или иначе приходится заниматься любому общественному экологическому объединению, будь то специализированный информационный центр или инициативная группа граждан, обеспокоенная началом нового строительства недалеко от жилых кварталов. Одни организации используют добытые сведения только для собственных нужд, задачей других является распространение информации для широкой аудитории.

От умело поставленной информационной работы напрямую зависит эффективность участия общественности в принятии экологически значимых решений, возможность повлиять на эти решения. Владение информацией — необходимое условие такой возможности. Если государственная или иная организация принимает решения на основе сведений, доступных только ей, то ни о каком действительном участии в этом процессе других сторон не может быть и речи, даже если среди них проведен формальный “сбор и учет мнений”. Только располагая всей необходимой информацией, общественная организация может стать авторитетным партнером государственных органов и коммерческих компаний в процессе принятия решений.

Книга посвящена информационной работе, направленной на какую-либо конкретную цель: принятие на основе полученной информации определенных решений, уменьшение воздействия предприятия-загрязнителя на окружающую среду, изменение экологически неграмотного поведения граждан. Формирование в ходе информационно-просветительской кампании общественного мнения по поводу той или иной проблемы также можно считать целенаправленной работой, хотя немедленных экологически значимых действий в результате ее проведения может и не последовать.

Общественные объединения, говоря о проблеме получения необходимой им информации, имеют в виду прежде всего механизмы и правовые гарантии доступа к уже существующим материалам, находящимся в распоряжении ведомств или организаций. Но это лишь одна из проблем, хотя и очень существенная. Не менее важная задача — четко определить, какие именно сведения нужны для достижения поставленной цели, а также из каких источников они могут быть получены.

В работе могут использоваться различные источники информации — публикации, электронные базы данных, сайты в Интернете. Условием эффективной работы с любым из них является понимание принципов его устройства, целей и задач, для решения которых источник был создан. В качестве источника информации могут выступать и организации, и здесь также важно понимать цели и принципы их работы.

Нередко прямого ответа на поставленный вопрос не удается найти ни в одном из доступных источников, и необходимую информацию приходится “создавать” самим. В одних случаях это будет получение собственных данных в ходе самостоятельных наблюдений. В других — ответ может быть получен путем анализа, сопоставления, обобщения информации, собранной из различных источников.

Нужно отметить, что информационные проблемы, возникающие перед общественностью, редко сводимы к одному вопросу. Для работы могут понадобиться сведения, относящиеся как к разным областям знания, так и к компетенции различных ведомств. Необходимыми могут быть одновременно сведения о состоянии природных сред, деятельности предприятия-загрязнителя, о здоровье населения. И хотя для правильной организации информационного поиска проблему следует разложить на составляющие, полученные сведения необходимо затем собрать воедино.

В большинстве случаев требуется дальнейшая обработка полученной информации. Это справедливо как при сборе информации для собственного использования, так и в ситуации, когда информацию собирают для дальнейшего распространения. Такая обработка может включать в себя систематизацию полученной информации, применение к ней различных формальных методов, ее интерпретацию, анализ, сопоставление сведений из разных источников.

Следующим этапом работы, как правило, является распространение информации. Оно может происходить по-разному — от выпуска бюллетеня и выступления в теле- или радиопередаче до создания информационных ресурсов открытого доступа и справочно-консультационной службы. Для достижения проставленной цели существенно не только то, что информация должна попасть “по адресу”. Важно также, чтобы она произвела желаемый эффект, то есть была доступной и убедительной для адресата.

Даже если информация была собрана и обработана для собственного использования, целесообразно приложить определенные усилия к ее распространению или создать возможность открытого доступа к ней. Любая организация в ходе работы накапливает информацию, относящуюся к области ее интересов. Обмен этой информацией с коллегами, государственными органами, подготовка информационно-просветительских материалов, как правило, идут на пользу основному направлению работы организации. Именно таким образом нередко возникают специализированные информационные центры.

Итак, можно наметить основные этапы работы с информацией. В самом общем случае — это ее сбор, обработка и распространение. Конкретное содержание каждого из этапов в значительной степени определяется целью информационной работы. В дальнейшем изложении мы построим более подробную схему этого процесса.

Деятельность по обработке получаемых сведений, не создающая новой информации в строгом, научном смысле слова, также может оказаться в информационном плане очень полезной и актуальной. Примером может служить подборка материалов, объединенных общей темой и собранных из различных источников, будь то электронная база данных или тематический бюллетень. В данном случае неважно, создается ли в такой ситуации новая информация или же речь идет о сборе и систематизации существующей. Бесспорно то, что для многих пользователей интересующие их сведения могут стать доступными в результате только такого процесса, приводящего к созданию нового информационного ресурса. Необходимым условием доступности этой информации является также хорошо продуманный механизм ее распространения.

Чрезвычайно важной является задача создания “информации об информации” — каталогов источников информации, справочников, библиографических списков и т.п. Иногда элементы такой информации возникают в ходе повседневной работы, и их создание практически не требует специальных усилий. Так, перечень книг из институтской библиотеки, использованных при изучении определенного вопроса, будучи сохранен в бумажном или электронном виде, представляет собой информационный мини-ресурс, который может быть затем использован при работе над аналогичной проблемой.

Об информационной работе, понимаемой как целенаправленный процесс сбора, обработки и, как правило, распространения информации, и рассказывает эта книга. В первой главе обсуждается понятие экологической информации. Во второй главе освещены некоторые подходы к работе с информацией, реально или потенциально свойственные государственным и общественным организациям. Третья глава представляет собой краткий обзор некоторых источников и путей получения информации. Четвертая глава посвящена праву на доступ к информации. В пятой главе рассматривается совокупность различных источников и методов получения информации, которые могут быть полезными в связи с той или иной конкретной проблемой. В главе шестой более подробно рассмотрены основные этапы работы с информацией. Наконец, предметом последней главы являются методические рекомендации по созданию собственных информационных ресурсов, а также информационного центра. Некоторые из тем этой главы, такие, как создание экологической библиотеки или работа с консультантами, могут быть актуальны как в связи с работой информационного центра, так и независимо от нее.

 

 

 
След. »



дипломы,курсовые,рефераты,контрольные,диссертации,отчеты на заказ
Яндекс.Метрика