Главные тенденции развития управления предприятием:
1.Организационные поиски менеджмента. Здесь налицо многообразие структурных решений: от сетевых организационных форм и групповой работы до максимальной самостоятельности отделений, рисковых «новаторских команд», полностью отвечающих за прибыль и убытки. В относительно небольшом органе корпоративного управления концентрируется решение только стратегических вопросов развития, связанных с крупными инвестициями, сосредотачиваются функции интеграции деятельности фирмы. Каждое отделение (дивизион) полностью финансирует свою деятельность, вступает на коммерческой основе в партнерские отношения с любыми организациями. Имеет место тенденция к уменьшению жесткости и иерархичности сложившихся структур, дальнейшему развитию программно-целевого управления.
2. Приобретает особое значение функция координации, так как очень сильна взаимозависимость предприятий в масштабах региона, страны. Координацию можно разделить на несколько видов: первентивная (когда прогнозируются проблемы, трудности и пути их преодоления ), устраняющая (нацеленная на ликвидацию перебоев в хозяйственной системе), регулирующая ( предназначенная для поддержания установленной схемы взаимодействия субъектов хозяйствования), стимулирующая повышающая эффективность деятельности при отсутствии видимых отклонений.
3. Исключительную роль будет играть то, насколько управленческая структура настроена на поддержку и вознаграждение риска и индивидуальной инициативы, нацеленных на повышение эффективности на всех участках деятельности (понимание изменений в рабочем составе и системах мотивации к труду и предпринимательству). В ближайшем будущем уровень образования и квалификации работников окажутся главным стратегическим ресурсом организации.
4. Поворот бизнеса к управлению «организационной культурой», т. е. системой ценностей, разделяемых персоналом фирмы и связанных с конечными целями организации. Здесь и установление высоких стандартов деятельности, начиная с самого себя, и обеспечение гибкого лидерства с акцентом на личные контакты и создание атмосферы всеобщей вовлеченности в дела фирмы. Высоко ценятся способность и готовность делегировать полномочия подчиненным ступеням структуры управления и исполнителям, использование современных информационных систем.
Успеха добьются те фирмы, которые:
- могут сконцентрироваться на главных направлениях своей деятельности и опереться на ключевые ценности организации;
- способны эффективно распоряжаться временем, ускоряющимся потоком нововведений, идей;
- создают условия для гибких форм организации, режимов работы, различных комбинаций ресурсов и усилий работников;
- считают что совместный труд должен приносить удовлетворение всем участникам (это является морально – этическим резервом организации);
- имеют высокий уровень управления с позиции нововведений, прибыльности и ответственности).
|