Процесс создания научно-технических нововведений (инноваций) объединяет науку, технику, предпринимательство и управление.
Эффективность современного предприятия, темпы его развития определяются инновационной активностью и производством «товаров рыночной новизны», которые либо удовлетворяют совершенно новую потребность, либо выводят на новую ступень удовлетворения известные потребности, либо существенно расширяют круг потребителей (объемы продаж). Инновация – это технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по свойствам изделий и технологий. В случае если оно ориентирована на экономическую выгоду, ее результатом является добавочная прибыль. Инновация – сложный, многогранный и многоэтапный процесс, охватывающий весь спектр видов деятельность от исследований и разработок до маркетинга.
Инновационные изменения создают в экономической системе внутреннюю энергию эффективного роста. Эти изменения также нарушают сбалансированность и равновесие, но создают основы экономического роста, перехода системы в новое качество. Как правило, инновации обеспечивают переход экономической системы к новой пропорциональности, к новому равновесному состоянию.
Именно это позволяет говорить об актуальности проблемы изучения инновационного менеджмента и подготовке специалистов, способных подготовить инновационное решение, объединить большое количество организаций и людей и побудить их на обновление, создать необходимые и достаточные экономические условия и стимулы для достижения цели инновации.
Концепция управления проектами стала современной основой методов управления инвестициями, в результате которых осуществляется переход производственной системы из одного состояния в другое, более конкурентоспособное.
Как форма целевого управления инновационный проект - это система взаимообусловленных и взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий по реализации новшеств в производстве.
Последовательность управленческих действий при современной управлении инновациями, состоит в организационной диагностике, выработке решений и реализации процесса. Особое место в управлении инновациями занимают отношения между собственником новшества, на котором базируется инновация, и инвестором. Кроме того необходимо учитывать возможность использования новшества в совместной деятельности по объекту нововведения, которая появляется при создании различных хозяйственных объединений на базе договоров о кооперации или консорциуме.
В России вплоть до последнего времени инновационная деятельность осуществлялась исключительно в крупных государственных учреждениях, управляемых посредством волевых решений бюджетного финансирования и планирования, но без учета особенностей и закономерностей самого инновационного процесса.
Роль инновационного менеджмента: побудить и объединить большое количество организаций на обновление, создать необходимые и достаточные условия и стимулы для достижения целей. В каждом отдельном случае целенаправленное изменение в материальном пр-ве, приводящее к экономическому развитию, потребует рационального использования ресурсов, знания особенностей инновации, способов управления как инновационным процессом в целом, так и его отдельными этапами. Необходимо также иметь четкое представление о возможностях применения инновация и способах достижения социального согласия по объекту нововведений.
|