Бесплатная библиотека - учебники, шпаргалки, кандидатский минимум

llflot.ru – это хранилище знаний для студентов и аспирантов. Здесь вы можете скачать учебники и шпаргалки, аналитические статьи и рефераты. Уникальные лекции и шпаргалки для аспирантов из личного архива ВечноГО сТУдента, кандидатский минимум. Для вас бесплатные учебники и шпаргалки без регистрации.


Роль и значение Федерального закона «Об электронной цифровой подписи».
  В 2002г. постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002г. №65 была утверждена Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-20 Югг)». Данная Программа стала важным шагом на пути развития электронного документооборота и электронной торговли в России. В течение 2005-20 Югг. в соответствии с третьим этапом реализации Программы планируется обеспечить комплексное внедрение системы электронной торговли в сфере поставок продукции для государственных нужд на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации, стандартизированного документооборота и систем обеспечения информационной безопасности. В результате внедрения данной Программы предполагается довести долю электронного документооборота до 65% внутри ведомств и до 40% в межведомственном документообороте .
  Принятие названной Программы стало возможным благодаря формированию законодательной базы в сфере электронного документооборота. Прежде всего следует отметить принятие Федеральным Собранием Федерального закона от 10 января 2002г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» (далее - Федеральный закон об ЭЦП или Закон об ЭЦП). Этот Закон, по оценкам специалистов, дает значительный стимул развитию всего высокотехнологического бизнеса в России. Информационные технологии, бурное развитие которых началось в 90-е годы, коренным образом изменили нашу жизнь. Темпы информатизации российского общества одни из самых высоких в мире. Уже сегодня большая часть оборота информации осуществляется в электронном виде. Технология же электронной подписи способна еще более расширить возможности электронного документооборота, распространить его на все сферы общественной жизни. В странах, где законодательно закреплено понятие электронной подписи, не выходя из дома иди офиса, возможно безопасно и гарантированно совершать сделки по купле-продаже собственности (от недвижимости до банальных повседневных покупок, например продуктов питания); отстаивать свои права в органах правопорядка, ведя переписку по электронной почте; декларировать свои доходы в налоговых органах; а такой анахронизм, как ежедневные поездки бухгалтера в банк для осуществления платежей, вообще давно забыт.
  Технологии электронной цифровой подписи постепенно завоевывают признание во всем мире. Законодательное признание практики использования ЭЦП позволит обеспечить правовую базу для развития всех услуг, связанных с электронной коммерцией. Вместе с тем, развитие возможностей электронной коммерции благоприятным образом скажется в целом на рынке российских информационных технологий, т.к. все проекты электронной коммерции, такие как Интернет-торговля, Интернет-банкинг, Интернет-провайдинг, являются крупными потребителями прикладного программного обеспечения, а его разработка создаст целую отрасль специализированных программно-технологических предприятий в России.
  Работа над проектом Закона об ЭЦП в России началась еще в 1997г. Старт всему дало обсуждение думским бюджетных комитетом общего подхода к законодательству об электронной коммерции и электронном документообороте. Наибольшую заинтересованность в принятии законов высказывали финансовые структуры, и в частности коммерческие банки, давно использующие в своей деятельности аналоги собственноручной подписи. В результате данной дискуссии было принято решение о создании законодательной базы для электронного документооборота, в том числе о принятии закона об электронной подписи.
  В подготовке законопроекта независимо друг от друга участвовали пять думских комитетов, каждый из которых представил собственный вариант закона. Помимо этого, существовал еще ряд проектов, подготовленных отдельными депутатами, а также вариант, предложенный Правительством РФ. При разработке проектов Федерального закона использовались следующие документы: принятая Европейским Союзом Директива «Об общих условиях использования электронных подписей» (Directive on a Community Framework for electronic signatures. Official Journal L013, 19.01.2000, p. 0012-0020), послужившая важным шагом на пути гармонизации европейского законодательства об электронной цифровой подписи, Модельный закон «Об электронной цифровой подписи», принятый Межпарламентской Ассамблеей стран - участниц СНГ, Модельный закон Комиссии ООН по международному торговому праву ЮНСИТРАЛ (UNCITRAL - United Nations Commission on International Trade Law) «Об электронной торговле», разработанный в 1996г. и рекомендованный ООН в качестве базового документа для национальных законодательств, принятые ООН в 1997г. разработанные ЮНСИТРАЛ Единообразные правила по электронной подписи (Draft Uniform Rules on Electronic Signatures A/CN.9/WG.IV/WP.84. Official Records of the General Assembly, Fifty-fifth Session, Supplement №17 (A/55/17), paras.224-255).
  Вместе с тем, принятие Федерального закона было необходимым, но не достаточным условием для ускорения развития в России электронных технологий с применением электронной цифровой подписи. Нормативно-правовой акт не отвечает на все вопросы, возникающие на практике в связи с применением ЭЦП. К тому же очевидно, что любой закон, содержащий не вполне удачные формулировки, может не только не ускорить, но даже затормозить процессы, которые он регламентирует.

Федеральный закон об ЭЦП основывается на следующих принципах.
  1. Цифровая подпись не может быть дискриминирована по сравнению с собственноручной подписью только по тому основанию, что она имеет электронную форму. Если соблюдены все указанные в Федеральном законе требования, предъявляемые к электронной подписи, то она порождает те же правовые последствия, что и собственноручная. Более того, обе подписи могут быть равным образом использованы в качестве доказательства в суде.
  2. Осуществление государственного контроля за обращением продуктов и услуг, связанных с электронной цифровой подписью, который проявляется прежде всего в том, что физические и юридические лица могут использовать только сертифицированные средства электронной цифровой подписи, а деятельность удостоверяющих центров подлежит лицензированию.
  3. Федеральный закон устанавливает минимальные и достаточные требования, предъявляемые как к самой электронной цифровой подписи, так и к удостоверяющим центрам.
  4. Правовым признанием пользуется электронная цифровая подпись, полученная с помощью использования технологий асимметричной криптографии.
  5. Широкая сфера применения электронной цифровой подписи. ЭЦП может использоваться субъектами публичных отношений для идентификации отправителя и (или) в частноправовой сфере для подписания договоров. При этом комментируемый Федеральный закон не касается вопросов заключения и действительности договоров, которые относятся к предмету регулирования Гражданского кодекса.
  6. Признание иностранного сертификата ключа подписи, что, несомненно, способствует не только развитию внутреннего рынка, но и международной электронной коммерции.
*   Федеральный закон состоит из 5 глав, 21 статьи.
 
  В главе I «Общие положения» (ст. 1-3) определяется сфера правового регулирования, указывается состав законодательства в области использования ЭЦП, а также раскрываются основные понятия, используемые в Законе.
  В главе II «Условия использования электронной цифровой подписи» (ст. 47) закреплены условия, при соблюдении которых признается равнозначность ЭЦП и собственноручной подписи, условия использования средств электронной цифровой подписи, содержание и порядок хранения сертификата ключа подписи
- документа, позволяющего подтверждать подлинность ЭЦП и ее принадлежность конкретному лицу.
  Глава III «Удостоверяющие центры» (ст. 8-15) регламентирует статус и деятельность организаций, обеспечивающих функционирование технологии электронной цифровой подписи, принципы взаимодействия между удостоверяющим центром и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В этой же главе определяются основные права и обязанности удостоверяющих центров и владельцев сертификатов ключа, указываются основания для приостановления, аннулирования сертификата ключа подписи, последствия прекращения деятельности удостоверяющего центра.
  В главе IV «Особенности использования электронной цифровой подписи» (ст. 16-19) предусмотрены особенности использования ЭЦП в сфере государственного управления, в корпоративных информационных системах (с ограниченным кругом участников), а также условия признания иностранных сертификатов электронной цифровой подписи и случаи, когда ЭЦП может замещать не только собственноручную подпись, но и печать.
Глава V (ст. 20 и 21) устанавливает заключительные и переходные положения, связанные с введением в действие Федерального закона об ЭЦП.
  Принятие Закона об ЭЦП направлено на создание унифицированного правового механизма, регулирующего использования ЭЦП. Применение глобальных коммуникаций в коммерческой и повседневной жизни привело к появлению принципиально новой области юридических отношений, связанных с электронным документооборотом. Сегодня электронный обмен данными оказывает существенное влияние на экономику и права человека, что обусловлено равным образом как правом, так и технологией, которая создает средства, не идентичные по своим функциям традиционным средствам. Поэтому дачные отношения требуют особого правового регулирования.
  Неразвитость и фрагментарность существующих правовых норм, относящихся к указанной сфере, является препятствием для развития электронного    бизнеса,     электронного    документооборота    в    сфере государственного управления, обеспечения информационных прав граждан, а также для успешного обмена электронными данными.
  В России электронный бизнес получил в целом достаточно широкое развитие, что послужило осуществлению общей модернизации российской правовой системы и формированию таких понятий, как «электронный документ», «электронная цифровая подпись», «электронные расчеты», «система ведения реестра владельцев ценных бумаг, использующая электронную базу данных». Тем не менее, в ряде российских законодательных актов сохраняются и предписания об использовании традиционных бумажных документов, подписанных собственноручной подписью. Добиться гармонизации законодательства и обстоятельного отражения в нем процессов, происходящих в сфере электронной коммерции, можно путем оптимизации соотношений норм частного и публичного права, разработки необходимых юридических критериев, предъявляемых электронному документообороту, созданием ряда новых законов в этой сфере. В настоящее время находятся на стадии подготовки законопроекты «Об электронной торговле», «Об электронном документе», «Об электронных сделках».

Нормативные правовые акты в сфере электронной коммерции призваны обеспечивать следующие цели:
а)    реализация принципов внутреннего рынка в части обеспечения свободы движения услуг информационного общества;
б)    обеспечение прав и основных свобод человека в условиях применения
новых средств связи, включая свободу слова, право на получение информации,
право на неприкосновенность частной жизни и др.;
в)    решение важнейших задач, таких как увеличение занятости населения путем создания рабочих мест в «новой экономике», инновационное развитие
малого и среднего бизнеса, рост инвестиций в научные исследования;
г)    установление правовой определенности в электронной торговле, при соблюдении прав потребителей и общественно важных интересов, в таких бластях, как, например, здравоохранение.

  Закон об ЭЦП закрепил правовую основу для широкого распространения электронной цифровой подписи, возможность применения которой существенно облегчает не только коммерческую деятельность, но и развитие информационных технологий, упрощает взаимодействие граждан с органами государственной власти. Однако стоит отметить, что за прошедшие четыре года широкого распространения ЭЦП не получила. Еще не сложилась судебная практика разрешения споров по делам, в которых использовалась бы такая подпись. В то же время электронная цифровая подпись продолжает успешно использоваться в корпоративных информационных системах, на существовании которых данный Закон практически никак не отразился.
В настоящее время законодатель предпринимает меры по усовершенствованию Закона об ЭЦП, который изначально имел ряд существенных недостатков и недоработок. Сейчас на стадии рассмотрения находится проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995г. №24-ФЗ, «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001г. № 128-ФЗ, «Об электронной цифровой подписи» от 10 января 2002г. №1-ФЗ», который предусматривает ряд изменений существующих норм Закона об ЭЦП. Представляется, что эти и, возможно, последующие изменения, учитывающие международный опыт в сфере электронной коммерции, сделают данный Закон более совершенным и применимым на практике, а количество участников электронного документооборота значительно возрастет.
  Таким образом, можно говорить, что Закон об ЭЦП является лишь отправной точкой развития электронной коммерции в России и распространения новых форм документооборота.
  Таким образом, появление е-коммерции в России поставило ряд проблем, которые необходимо решить для полноценного функционирования в этой среде.
  Стоит отметить, что, по мнению первого вице-премьера СИванова, российское правительство должно «от решения отдельных задач информатизации перейти к созданию в России единого информационногообщества как качественно нового состояния всех сторон нашей жизни» . Первый вице-премьер также заявил, что через 8 лет в каждом населенном пункте в России должны быть доступны: стационарная телефонная связь, сотовая связь, а также Интернет.
Рассмотрев проблему развития Интернет-процессов в России и в частности в маркетинговой сфере, можно сделать вывод о том, что развитие находится на начальной стадии и требует разработки правовой, технической и экономической базы для дальнейшего совершенствования и развития. Необходимо изначально инвестировать в новые технологии и только после этого ожидать отдачи от использования Сети в экономической сфере. В свою очередь Интернет может вывести Россию на новую ступень развития. Тем более уже имеется зарубежный опыт, которым можно и нужно воспользоваться.
 
« Пред.   След. »






Тематики

От партнеров

Аудиокниги

audioknigi.jpg АудиоКниги

Реклама

Свежие статьи

Это интересно

Яндекс.Метрика