Бесплатная библиотека - учебники, шпаргалки, кандидатский минимум

llflot.ru – это хранилище знаний для студентов и аспирантов. Здесь вы можете скачать учебники и шпаргалки, аналитические статьи и рефераты. Уникальные лекции и шпаргалки для аспирантов из личного архива ВечноГО сТУдента, кандидатский минимум. Для вас бесплатные учебники и шпаргалки без регистрации.


Свобода экономической инициативы как гарантия правового государства

Свобода экономической инициативы как гарантия правового государства
 

Рынок - сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства. Действительно, данных принципов немного - их можно посчитать по пальцам одной руки, однако их важность для самого понятия рыночной экономики трудно переоценить. Причем эти основы, а именно: свобода индивида и честное соревнование - очень тесно связаны  с понятием правового государства. Гарантии же свободы и честного соревнования могут быть даны лишь в условиях гражданского общества и правового государства. Но и сама суть прав, обретенных человеком в условиях правового государства, есть право свободы потребления: каждый гражданин вправе устраивать свою жизнь так, как ему представляется, в рамках его финансовых возможностей. Человеку необходимо, чтобы права на собственность были нерушимыми, и в этой защите своих прав основную роль играет он сам, а роль по защите от незаконных посягательств на собственность гражданина других граждан берет на себя государство. Такой расклад сил удерживает человека в рамках закона, так как в идеале государство стоит на его стороне. Закон, который начинают уважать, какой бы он ни был, становится справедливым хотя бы для того, кто его уважает. Но, защищая права граждан, государство не должно переходить границу как тоталитаризма, так и хаоса. В первом случае инициатива граждан будет сдерживаться или проявляться в извращенном виде, а во втором - государство и его законы могут быть сметены насилием. Однако  "дистанция"  между тоталитаризмом и хаосом достаточно велика, и государство в любом случае должно играть "свою" роль. Роль эта заключается в эффективном регулировании хозяйства. Под регулированием следует понимать весьма широкий спектр мер, и чем эффективнее его использование, тем выше доверие к государству.

Сама рыночная экономика как механизм регулирования экономических отношений является лишь научной абстракцией, упрощенной моделью для демонстрации принципа ее функционирования и сравнения с существующими формами так называемой смешанной экономики. В рыночной экономике в полной мере реализуются все принципы, обусловленные ею.

ПРИНЦИПЫ И ПРИЗНАКИ СУЩЕСТВОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Свобода выбора видов и форм деятельности.

Хотя рыночная экономика и многопризначное понятие, главный ее признак все же можно выделить. Это принцип свободы хозяйственной деятельности.

Естественно, экономическая свобода, как и политическая, социальная, духовная, нравственная, ограничена общественно устанавливаемыми пределами, не позволяющими ей вылиться в анархию, превратиться в средство необузданного экономического произвола.   Без системы общественных ограничений свобода одних станет засильем для других. Но в то же время наличие ограничений не свидетельствует, что в условиях их действия свобода заключена в заранее заданные рамки. Весь вопрос в том, каков уровень ограничений. Сужая ограничения, можно свести зону экономической свободы к нулю, а расширяя свободное экономическое пространство, можно сделать его и при наличии ограничений не сковывающим хозяйственную деятельность, инициативу, предприимчивость.

Главный принцип рыночной экономики декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительны вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме. Закон  же призван ограничивать и запрещать те виды экономической и хозяйственной деятельности, которые представляют реальную опасность жизни и свободе людей, общественной стабильности, противоречат нормам морали. Все остальное должно быть разрешено как в форме индивидуальной трудовой, так и в ее коллективных и государственных формах деятельности.

Таким образом, в рыночной экономике действует следующий исходный принцип: "Каждый субъект вправе избирать для себя произвольную форму экономической, хозяйственной деятельности, кроме запрещенных законом, ввиду их общественной опасности".

Равноправие форм собственности в рыночной экономики.

Следует отметить, что в рынке реализуется и принцип всеобщности. Он обусловливает комплексность рыночного хозяйства, где не должно быть структур, не пользующихся товарно-денежными отношениями, которые являются наиболее важными атрибутами рынка в экономике.

Определяющим принципом рыночной экономики является также равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности. Этот принцип гласит: экономические права каждого из данных субъектов, включая возможности осуществления экономической деятельности, ограничения, налоги, льготы, санкции, должны быть адекватны для всех субъектов. В том смысле, что они не зависят от формы собственности, существующей на данном предприятии.

Естественно, равноправие или, лучше говорить, адекватность прав предприятий с разными формами собственности не следует воспринимать как абсолютное равенство, одинаковость, неразличимость. Разные формы собственности сами собой, поневоле создают разные производственные, экономические возможности. К тому же нерационально иметь одинаковые правила, скажем, налогообложения для предприятий с большим и малым коллективами и частников.

Речь идет о другом: чтобы не создавать "особых" условий специального режима благоприятствования по признаку формы собственности, ставя в выгодное положение одну из них и в невыгодное другую. В сущности это предпосылка честной конкуренции разных форм собственности.

Вторая, не менее важная сторона декларируемого принципа заключена в предоставлении всем формам собственности права на существование, права быть представленными в экономике. Здесь имеется в виду прежде всего устранение геноцида по отношению к частной, семейной, групповой собственности на средства производства, столь свойственного  в недалеком прошлом советской экономике.

Плюрализм форм собственности в рыночной экономике, их экономическое равноправие порождают многообразие этих форм, не присущее обычно экономике государственного типа.

Независимость хозяйствования.

Уже было сказано о самостоятельности в выборе форм и видов деятельности, однако к этому следует добавить: рыночной экономике свойственны процессы саморегулирования, распространяющиеся не только на управление предприятием, но и на его создание и ликвидацию. Причем, в отличие от условий государственной экономики, в рамках рынка предприятия независимы от разного рода государственных директив, а в идеале - зависят только от финансового состояния на самом предприятии. Итак, на основе перечисленных фундаментальных принципов функционирует вся рыночная экономическая система.

Принципы функционирования рынка.

Чтобы понять, как действует рыночная экономика, следует признать существование пяти фундаментальных вопросов, на которые каждая экономическая система должна находить ответ. Вот эти вопросы.

1. Сколько следует производить? В каком объеме или какую часть имеющихся ресурсов нужно занять или использовать в производственном процессе?

2. Что следует производить? Какой набор товаров и услуг наиболее полно удовлетворит материальные потребности общества?

3. Как эту продукцию следует производить? Как должно быть организовано производство? Какие фирмы должны осуществлять производство и какую применять технологию производства?

4. Кто должен получить эту продукцию? В частности, как должна распределяться экономики между индивидуальными потребителями?

5. Способна ли система адаптироваться к изменениям? Может ли система добиться  надлежащих коррекций в связи с изменениями в потребительском спросе, в поставках ресурсов и технологии производства?

Все эти вопросы существуют лишь потому, что потребности общества безграничны, а ресурсы, способные данные потребности удовлетворить, ограничены.

Как рынок отвечает на фундаментальные вопросы экономики.

Функционирование рыночного хозяйства базируется на конкуренции между товаропроизводителями и покупателями. Именно они устанавливают цены на товары и услуги. Но, помятуя то, что предприятия руководствуются мотивом получения прибыли и недопущения убытков, можно сделать вывод: производиться будут лишь те товары, выпуск которых  может принести прибыль, а те товары, производство которых влечет за собой убытки, выпускать не будут. При этом известно, что получение прибыли или ее отсутствие предопределяют две вещи: общий доход, получаемый фирмой от продажи своего продукта; общие издержки его производства.

Как общий доход, так и общие издержки -  это величины, образуемые соотношением "цены - время - количество продукта". Общий доход исчисляется умножением цены продукта на количество проданного продукта, общие издержки - умножением цены каждого ресурса на количество использованного в производстве, а затем - суммированием затрат на каждый ресурс.

Однако возникает вопрос: действительно ли не будут выпускаться товары, не приносящие предприятию прибыль? Чтобы ответить на него, нужно уяснить такое понятие, как "экономические издержки". Это  - платежи, которые необходимо произвести, чтобы приобрести и сохранить в своем распоряжении нужные количества таких ресурсов, как капитал, сырье, рабочая сила и предпринимательские способности (плата за последние называется нормальной прибылью) . Следует отметить, что талант предпринимателя - тоже редкий ресурс, и должен быть заслуженно оплачен, поскольку без него существование предприятия, т.е. производство продукции путем объединения перечисленных четырех факторов, стало бы невозможным. И продукт будет производиться лишь тогда, когда общий доход от его продажи достаточно велик, чтобы можно было выплатить заработную плату, процент, ренту и нормальную прибыль. В том случае, когда доход превышает экономические издержки, т.е. появляется чистая прибыль,   эта часть доходов также оседает у предпринимателя и может быть расходована так, как ему представляется нужным. Если же рассматривать макроэкономические тенденции, то наличие прибыли в отрасли служит свидетельством того, что отрасль процветает. У такой отрасли возникнет тенденция к превращению в расширяющуюся отрасль по мере того, как новые фирмы, привлекаемые этой сверхнормальной прибылью, станут создаваться или перемещаться сюда из менее прибыльных отраслей. Однако появление в в отрасли новых фирм представляет собой самоограничивающийся процесс. С вступлением новых фирм в отрасль рыночное предложение ее продукта возрастет по отношению к рыночному спросу. Это постепенно снижает рыночную цену на данный продукт, пока она со временем не достигнет уровня, при котором экономическая прибыль исчезнет; иными словами, конкуренция сводит эту прибыль на нет. Такое соотношение рыночного предложения и спроса, когда экономическая прибыль становится нулевой, и определяет общее количество произведенного продукта. В этой ситуации отрасль достигает своего "равновесного объема производства", по крайней мере до тех пор, пока новые изменения в рыночном спросе и предложении не нарушат это равновесие. Обратное происходит тогда, когда в отрасли после насыщения (стабилизации) рынка падает спрос на ее продукцию или уровень предложения выше уровня спроса. В этом случае чистая прибыль пропадает, и возникает нехватка средств на покрытие экономических издержек. Тогда фирмы вынуждены сокращать производство или переходить в другую отрасль. В свете сказанного "рыночная свобода" - понятие относительное: с одной стороны, инициатива предпринимателя свободна, с другой - сами рыночные механизмы весьма сильно ограничивают предпринимателя.

Как же должно быть организовано производство в рыночной экономике? Этот фундаментальный вопрос состоит из трех подвопросов: как  должны распределяться ресурсы между отдельными отраслями? какие именно фирмы должны осуществлять производство в данной отрасли? какие комбинации ресурсов, какую технологию каждая фирма должна применять? На первый вопрос ответ уже был дан: рыночная система направляет ресурсы в те отрасли, на продукты которых потребители предъявляют достаточно высокий спрос, чтобы производство этих продуктов могло быть прибыльным; одновременно такая система лишает неприбыльные отрасли редких ресурсов. Второй и третий подвопросы тесно  взаимосвязаны. В конкретной рыночной экономике  производство осуществляют лишь те фирмы, которые желают и способны применять экономически наиболее эффективные технологии производства, при выборе которых следует учитывать, что экономическая эффективность зависит преждн всего от двух факторов: от имеющейся технологии, т.е. от альтернативных  комбинаций ресурсов, производства, которые обеспечивают выпуск желаемой продукции; от цен, по которым можно приобрести необходимые ресурсы.

Комбинация ресурсов, которая экономически наиболее эффективна, зависит не от физических или инженерных характеристик продукции, обеспечиваемых имеющейся технологией, но также от относительной стоимости необходимых ресурсов, измеряемой рыночными ценами на них. Следовательно, технология, требующая применения лишь нескольких физических ресурсов для производства данного объема продукции, может оказаться экономически отнюдь не эффективной, если на необходимые ресурсы существуют слишком высокие рыночные цены. Иными словами, экономическая эффективность означает получение данного объема продукции при наименьших затратах редких ресурсов, причем как продукция, так и применяемые ресурсы измеряются в стоимостном выражении. Следовательно, наиболее экономичная комбинация ресурсов и будет наиболее эффективной, а значит, будет использоваться для производства данного товара.

В разрешении проблемы распределения общего объема продукции рыночная система играет двоякую роль Вообще говоря, любой данный продукт распределяется между потребителями на основе их способности и желания заплатить за него существующую рыночную цену.

А что определяет способность потребителя заплатить равновесную цену за определенный продукт? Размер его денежного дохода. В свою очередь, денежный доход зависит от количества различных материальных и людских ресурсов, поставляемых получателем дохода на рынок, и от цен, по которым эти ресурсы могут быть проданы на ресурсном рынке. Таким образом, цены на ресурсы играют ключевую роль в формировании размера дохода, который каждое домохозяйство готово предложить в обмен на часть общественного продукта. А такая готовность купить данный продукт зависит от того, отдает ли потребитель предпочтение этому продукту, когда он сравнивает его с другими имеющимися близкими заменителями продукта и относительными ценами на них. Следовательно, цены на продукты, в свою очередь, играют ключевую роль в формировании структуры расходов потребителей.

Необходимо подчеркнуть, что рыночной системе как механизму распределения общественного продукта не свойственны какие-либо этические принципы. Домохозяйства, которым различными путями удалось сосредоточить в своем распоряжении крупные суммы денег,   могут распоряжаться большими долями общественного продукта. Другие, поставляющие на рынок неквалифицированные и сравнительно непроизводительные трудовые ресурсы в обмен на низкую заработную плату, получают скудные денежные доходы и соответственно малые доли национального продукта.

Ориентирующая роль цен занимает важное место в способности рыночной системы приспосабливаться к изменениям спроса и предложения на данный вид услуг, товара или ресурсов. Разберем для примера экономическую систему, состоящую из двух отраслей (А и В) . Предположим, что после стабилизации в обоих отраслях произошла перемена спроса так, что в одной отрасли (А) спрос поднялся, а в другой (В) - упал.

Экономическая прибыль, которая возникает сразу же в результате повышения спроса на товар А, не только создает для этой отрасли стимул к расширению, но и обеспечивает ее дополнительными средствами на приобретение ресурсов, необходимых для ее роста. Более высокие цены на данные товары позволяют фирмам данной отрасли платить более высокие цены за ресурсы и тем самым отвлекать ресурсы из других сфер, где их применение не столь  настоятельно требуется  Сигнал о готовности и способности использовать больше ресурсов в производстве товаров отрасли А поступает на ресурсный рынок в форме увеличения спроса на ресурсы. Практически противоположный процесс происходит в переживающем спад производстве товаров отрасли В. Убытки, которые влечет за собой сокращение потребительского спроса, сразу же порождают снижение спроса этой отрасли на ресурсы. Рабочая сила и другие ресурсы, высвобождаемые из свертываемого производства товаров В, могут теперь найти свое применение в расширяющемся производстве товаров отрасли А. К тому же  увеличение на ресурсы для производства товаров А означают более высокие цены на ресурсы для этой отрасли по сравнению с теми, какие существуют  на ресурсы для отрасли В, где снижение спроса на ресурсы снизило цены на них. Возникающая разница в ценах на ресурсы создает для владельцев ресурсов стимул к увеличению собственных выгод путем перераспределения своих ресурсов из отрасли В в отрасль А. А это, разумеется, то самое перераспределение, которое необходимо, чтобы  осуществилось расширение производства товаров отрасли А и сокращение производства товаров отрасли В.

Способность рыночной системы сигнализировать об изменениях в такой базисной сфере, как потребительские вкусы, и вызывать надлежащую реакцию со стороны предприятий и поставщиков ресурсов называется направляющей, или ориентирующей, функцией цен. Воздействуя на цены продуктов и на прибыли, изменения в потребительских вкусах диктуют расширение одних отраслей и сокращение других. Эти корректировки осуществляются через ресурсный рынок, поскольку расширяющиеся отрасли  предъявляют  больший спрос на ресурсы, а сокращающиеся - снижают на них спрос. Возникающие в результате этого изменения ресурсных цен переориентируют ресурсы из сокращающихся  в расширяющиеся отрасли. При отсутствии рыночной системы некоему  административному ведомству, вероятно правительственному плановому органу, пришлось бы взять на себя задачу направления хозяйственных институтов и ресурсов в конкретные виды производства.

Аналогичный проведенному анализ показывает, что рыночная система соответственно приспосабливается к аналогичным фундаментальным изменениям в структуре предложения разных ресурсов.

Роль "невидимой руки" конкуренции.      Хотя организационным механизмом чистого капитализма служит рыночная система, необходимо признать важную роль конкуренции в качестве механизма контроля в такой экономике. Рыночный механизм предложения и спроса сообщает желания потребителей (общества) предприятиям, а через них - и поставщикам ресурсов. Однако именно конкуренция заставляет предприятия и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять эти желания.

Между тем конкуренция не ограничивает свою роль  гарантированием надлежащей реакции на потребности общества. Именно конкуренция заставляет фирмы переходить на самые эффективные технологии производства. На конкурентном рынке неспособность некоторых фирм использовать самую экономичную технологию производства в конечном счете означает их устранение другими конкурирующими фирмами, которые применяют наиболее эффективные методы производства.

Весьма примечательным аспектом функционирования и корректировочных операций конкурентной рыночной системы является то, что она создает необычайное и важное тождество - тождество частных и общественных интересов. Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остроконкурентной рыночной системы, одновременно - как бы направляемые "невидимой рукой" - способствуют обеспечению государственных, или общественных интересов. Известно, например, что при существующей конкурентной конъюнктуре фирмы применяют самую экономичную комбинацию ресурсов для производства данного объема продукции, поскольку это отвечает их частной выгоде. Поступать по-другому означало бы для них отказаться от прибылей или даже рисковать со временем потерпеть банкротство. Но вместе с тем очевидно, что интересам общества  отвечает использование редких ресурсов с наименьшими издержками, т.е. наиболее эффективными методами. Поступать иначе означало бы производство данного объема продукции с большими издержками или принесение в жертву альтернативных товаров, которые действительно необходимы обществу.

Итак, сила конкуренции контролирует  или направляет мотив личной выгоды таким образом, что он автоматически и непроизвольно способствует наилучшему обеспечению интересов общества. Концепция "невидимой руки" заключается в том, что, когда фирмы максимизируют свою прибыль, общественный продукт также максимизируется.

Аргументы в пользу рыночной экономики.      Достоинства рыночной системы находят подтверждение в нашем анализе ее функционирования. Два из них заслуживают особого внимания: эффективность распределения ресурсов и свобода.

Основной экономический аргумент в пользу рыночной системы состоит в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов. Согласно этому тезису, конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество  больше всего нуждается. Она диктует применение наиболее эффективных методов комбинирования ресурсов для производства и способствует разработке и внедрению новых, более эффективных технологий производства. Короче говоря, поборники рыночной системы доказывают, что "невидимая рука", таким образом, управляет личной выгодой, что она обеспечивает общество производством наибольшего количества необходимых товаров из имеющихся ресурсов. Это, следовательно, предполагает максимальную экономическую эффективность. Именно эта презумпция эффективности распределения заставляет большинство экономистов сомневаться в необходимости правительственного вмешательства в функционирование свободных рынков, или правительственного регулирования их операций, за исключением тех случаев, когда такое вмешательство становится вынужденным.

     Важным неэкономическим аргументом в пользу рыночной системы служит то обстоятельство, что она делает ставку на роль личной свободы. Одна из фундаментальных проблем организации общества заключается в том, как координировать экономическую деятельность множества индивидов и предприятий. Известно, что существует два способа осуществления такой координации: один - это централизованное и использование мер принуждения; другой - это добровольное сотрудничество через посредничество рыночной системы.

Лишь рыночная система способна координировать экономическую деятельность без принуждения. Рыночная системы представляет свободу предпринимательства и выбора; естественно, на этой основе она и преуспевает. Предпринимателей и рабочих не перегоняют по правительственным директивам их одной отрасли в другую, чтобы обеспечить выполнение производственных заданий, установленных каким-либо всемогущим правительственным ведомством. Напротив, при рыночной системе они свободно могут добиваться увеличения собственной выгоды, с учетом, конечно, вознаграждений и наказаний, которые они получают от самой рыночной системы.

Подведем итог: конкурентная рыночная система, как утверждают ее сторонники, способствует эффективности распределения ресурсов и личной свободе.

Аргументы против рыночной экономики.

Аргументация против рыночной системы несколько более сложна. Критики рыночной экономики обосновывают свою позицию следующими доводами.

Угасание конкуренции. Критики утверждают, что капиталистическая идеология допускает и даже стимулирует угасание своего главного контрольного механизма - конкуренции. Они полагают, что существует два основных источника ослабления конкуренции как контрольного механизма.

Во-первых, хотя с общественной точки зрения конкуренция желательна, она больше всего досаждает индивидуальному производителю своей безжалостной действительностью. Свободной, индивидуалистической среде в капиталистической системе  якобы присуще то, что предприниматели в погоне за прибылью и в стремлении улучшить свои экономические позиции пытаются освободиться от ограничительных пут конкуренции. Слияние фирм, тайные сговоры компаний, беспощадная конкуренция - все это способствует ослаблению конкуренции и уклонению от ее регулирующего воздействия. Свыше 200 лет тому назад Адам Смит сформулировал этот тезис следующим образом: "Представители одной и той же отрасли редко встречаются друг с другом, но когда такая встреча происходит, беседа между ними завершается сговором против публики или каким-то маневром с целью повысить цены".

Во-вторых, некоторые экономисты утверждают, что сам технический прогресс, который рыночная система поощряет, способствовал упадку конкуренции. Новейшая технология, как правило, требует: использования очень больших количеств реального капитала; крупных рынков; комплексного, централизованного и строго интегрированного рынка; богатых и надежных источников сырья. Такого рода технология означает необходимость в существовании фирм- производителей, являющихся крупномасштабными не только в абсолютных величинах, но также и по отношению к размерам рынка. Иными словами, достижение максимальной эффективности производства на основе применения новейшей технологии часто требует существования небольшого числа относительно крупных фирм, а не большого числа относительно мелких.

Эти экономисты считают, что по мере сужения конкуренции ослабевает и рыночная система в качестве механизма эффективного распределения ресурсов. В результате, по мере ослабления конкуренции подрывается также суверенитет потребителя, рыночная система теряет свою способность распределять ресурсы в точном соответствии с желаниями потребителей. Но существуют и другие доводы против признания эффективности рыночной системы. Это - неравное распределение дохода.

Критики-социалисты, в числе прочих, утверждают, что рыночная система позволяет наиболее способным, или ловким, предпринимателям накапливать огромное количество материальных ресурсов, причем право наследования с течением времени усиливает этот процесс накопления. Такой процесс, помимо количественных и качественных различий в людских ресурсах, поставляемых домохозяйствами, порождает в рыночной экономике чрезвычайно неравное неравное распределение денежных доходов. В результате семьи резко различаются между собой по способности реализовать свои потребности на рынке. Богатые обладают намного большим количеством денег, чем бедные. Отсюда делается вывод: рыночная система выделяет ресурсы на производство изысканных предметов роскоши для богатых за счет ресурсов на производство предметов первой необходимости для бедных.

Нарушение рыночного механизма и внешние факторы. Критики ссылаются на два важных примера нарушения рыночного механизма. Во-первых, рыночная система может не суметь учесть все выгоды и издержки, связанные с производством и потреблением определенных товаров и услуг. Дело в том, что некоторые выгоды и издержки представляются по отношению к рынку внешними в том смысле, что они приходятся на долю других экономических агентов, не являющихся непосредственно покупателями и продавцами. Такие выгоды и издержки называются внешними, или выгодами и издержками перелива. Например, потребительский спрос, учитываемый рынком, выражает лишь удовлетворение, получаемое индивидуальными потребителями, которые покупают товары и услуги; он не отражает того факта, что покупка таких услуг, как вакцинация и образование, приносят или удовлетворение всему обществу в целом. Равным образом и производители принимают решения о производстве продукции, основанные лишь на учете тех издержек, которые им диктует рынок, и не отражающие внешние издержки, т.е. издержки, которые приходятся на долю общества в целом, как, скажем, различные формы загрязнения окружающей среды. Проблема здесь сводится к следующему: там, где спрос и предложение не отражают точно все выгоды и все издержки производства, т.е. где существуют внешние выгоды и издержки, рыночная система не способна обеспечить такое распределение ресурсов, какое наилучшим образом удовлетворяет потребности общества.

Нарушение рыночного механизма и общественные блага. Второй пример нарушения рыночного механизма обусловлен тем, что рыночная система учитывает лишь  индивидуальные потребности. Существует много потребностей в таких товарах и услугах, производство которых не может финансироваться индивидами через посредство рынка. Например, такие товары и услуги, как автомагистрали, борьба с наводнениями, национальная оборона, не могут быть куплены в желательном количестве домохозяйствами на индивидуальной основе. Рыночная система, как утверждают, не способна учитывать такие общественные и коллективные потребности.

Неустойчивость. Наконец, многие экономисты считают, что рыночная система представляет собой несовершенный механизм обеспечения полной занятости и стабильного уровня цен.

Какая из этих позиций - одна за, другая против рыночной системы - правильна? До известной степени обе правильны. Некоторые критические замечания относительно рыночной системы довольно точны и слишком серьезны, чтобы их можно было игнорировать. С другой стороны, нельзя выносить суждения по какой-то проблеме лишь на основе количества аргументов за и против. Главный экономический аргумент в пользу рыночной системы, а именно она способствует обеспечению эффективного распределения ресурсов, - трудно опровергнуть. На деле рыночная система является - или по крайней мере может быть - довольно эффективной.

Американский прототип рыночной экономики.

Американская экономика считается образцом рыночного хозяйства, но функционирует ли рыночная система в американской экономике таким же образом, как рыночная система, рассмотренная выше? В принципе - да, а в частностях - нет. Приведенный анализ рыночной системы дает рабочую модель - грубое приближение  - действительной рыночной системы американской экономики. Этот анализ представляет очень упрощенную и тем не менее полезную картину реальности. Конкурентная рыночная система служит нормой, эталоном, с которым можно сравнивать реальную экономику. При этом важно отметить, что между рыночной системой, рассмотренной выше, и действительной рыночной системой американской экономики существуют два коренных различия.

Первое - малочисленность фирм и рыночные барьеры. На многих рынках продуктов и ресурсных рынках конкуренция имеет место между немногими крупными фирмами, а не между множеством мелких фирм. как это подразумевается в чистой форме рыночной системы. Подобно этому на некоторых рынках рабочей силы господствуют крупные профсоюзы. Вступление в ряд высокоприбыльных отраслей затруднено патентами, ограниченным доступом к ключевым ресурсам, большими преимуществами в уровне издержек производства, дискриминационной ценовой стратегией и другими барьерами. Таким образом, в реальной жизни конкуренция во многих отраслях вовсе не сильна, как изображено выше. Это значит, что решения предприятий и поставщиков отнюдь не столь совершенно синхронизируются с решениями потребителей и что производственные цели общества не столь последовательно  ставятся перед всей экономикой. Некоторые фирмы и профсоюзы, господствующие на соответствующих рынках, обладают мощью, позволяющей им противостоять диктату потребительского суверенитета; по существу,   эти фирмы и профсоюзы часто считают для себя выгодным использовать для этой цели свою мощь. Однако следует отметить, что в долгосрочном плане конкуренция находит пути для проявления своей силы. Например, иностранные производители открыли для себя  широкие перспективы в ряде продуктовых рынков, вроде рынков стали и автомобилей, на которых еще одно-два десятилетия тому назад господствовала горстка американских производителей.

Но вопрос тем не менее остается: реальная американская экономика во многих отношениях отличается от идеализированной схемы.

Второе большое различие между идеальной моделью рыночной экономики и реальной рыночной системой американской экономики заключается в экономической роли, которую в последней играет правительство. В противоположность пассивному, изображенному в идеологии чистого капитализма, государственный сектор представляет собой активный и интегральный компонент американской экономики. Заслуживает внимания тот факт, что экономика США учла важные элементы истины в критике рыночной системы. Через свое правительство общество приняло меры, направленные на исправление отмеченных критиками недостатков. Поэтому правительство проводит политику, преследующую цель не только сохранить и поддержать конкуренцию, но также и устранить определенные несправедливости, порождаемые рыночной системой, с тем чтобы содействовать надлежащему распределению ресурсов, когда внешние выгоды и издержки становятся значительными, обеспечить удовлетворение коллективных потребностей и способствовать поддержанию полной занятости.

Реалистичен ли проведенный анализ рыночной системы? Дает ли он обоснованную характеристику рыночной системы американского капитализма? Один исследователь так ответил на эти вопросы: "При всех новых свойствах индустриального общества ХХ века великие принципы личного интереса и конкуренции, как бы они ни были ослаблены и ограничены, все еще определяют основные правила поведения, которые ни одна экономическая организация не может позволить себе полностью игнорировать... Действие законов рынка можно выявить... если заглянуть в глубь совершающихся на нем процессов".

ВИДЫ РЫНКОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Рыночную экономику можно представить как совокупность рынков, специализирующихся на в производстве определенных товаров или услуг.

Рынок сельскохозяйственных и промышленных товаров.

Этот рынок имеет дело с промышленными и сельскохозяйственными товарами. Его можно представить как способ распределения этих товаров. В соответствии с рыночным пониманием эффективного распределения цель такого рынка - распределить промышленные и сельскохозяйственные товары в соответствии с финансовыми возможностями потребителей. В рамках этого рынка определяются цены на отдельные товары в соответствии со спросом и предложением на них.

Цены на промышленные и сельскохозяйственные товары складываются на уровнях: региональном, национальном и международном. Эти цены включают и стоимость перевозок и хранения. Поэтому стоимость отдельных товаров объективно ниже там, где они производятся - из-за уменьшения издержек производства за счет снижения затрат на перевозку и хранение. Исходя из региональных цен устанавливаются национальные цены и специализация региона, а исходя из  национальных цен формируется международный рынок промышленных и сельскохозяйственных товаров. По существу все остальные рынки складываются примерно так же, но в каждом из них один из уровней имеет свой приоритет.

Рассмотрим рынок промышленных и сельскохозяйственных  товаров, каким он представал перед нами в недавнем прошлом. Представим рыночную систему как совокупность разнообразных рынков по признаку взаимоотношений, т.е. в зависимости от вида товаров и услуг, которые продаются и покупаются.

В сложившихся формах рынок продовольственных товаров представлен: государственной торговлей, реализующей продовольствие по государственным ценам;  потребительской кооперацией, реализующей товары по комиссионным ценам;  коммерческой торговлей, реализующей отдельные виды продовольственной продукции по полусвободным и свободным ценам; колхозными рынками, на которых продовольственные товары продаются колхозами и индивидуальными производителями по свободным или незначительно регламентированным ценам.

Эта структура рынка продовольственных товаров и используемых в нем цен стала во многом архаичной. Она не обладает единством, целостностью, допускается сосуществование противоречивых, трудно совместимых форм торговли и ценообразования. В результате широкий разброс цен на одни и те же товары в зависимости от применяемых форм торговли. Введение талонов на отдельные виды продовольствия, системы заказов, продажа некоторых продовольственных товаров только отдельным группам населения еще более удаляют торговлю ими от нормальных рыночных отношений и переводят эти отношения из разряда товарно-денежных в класс распределительных, имеющих к рынку косвенное отношение.

Рынок услуг.

Рынок услуг, как было уже сказано, формируется по общей для всех рынков схеме, рассмотренной выше. Рынок услуг в той или иной степени призван охватить бытовые, коммунальные, транспортные, культурные, образовательные, здравоохранительные, посреднические, информационные и многие другие виды деятельности по оказанию услуг населению. В качестве самостоятельной части рынка услуг выступают производственные услуги, т.е. виды деятельности по оказанию услуг в производстве.

В чисто рыночной экономике никаких субсидий со стороны государства быть не должно, но на практике без них не обойтись - как по политическим, социальным, так и по моральным соображениям. Особенно, если речь идет об образовании.

Рынок жилой площади.

В условиях рынка надлежит усвоить, что и жилая площадь представляет типичный объект рыночных отношений и подлежит купле и продаже по рыночным ценам наравне с другими товарами. Право строительства и продажи жилья должно принадлежать на равных началах государственным, коллективным, кооперативным организациям и гражданам. Жилье представляет такую же собственность, как и иные виды имущества.

Не следует думать, что подобная система бесчеловечна и лишает беднейшие слои населения возможности улучшать свои жилищные условия, отдавая все предпочтение богатым.

В то же время рынок жилья намного упрощает обмен, переезд в другое место жительства, передачу жилой площади по наследству, улучшает отношение людей к жилому фонду, повышает заинтересованность всех слоев населения в жилищном строительстве, способствует реализации избытков жилой площади, устраняет многочисленные махинации с жильем, его скрытую продажу.

Отметим, что введение рынка жилья постепенно приведет к уменьшению колоссального несоответствия между мизерной платой, вносимой за пользование государственной квартирой, и баснословно высокой платой, за которую снимают ту же квартиру лица, не имеющие жилой площади.

Рынок средств производства.

Он распространяет свое действие на все материально-технические объекты, непосредственно участвующие в общественном производстве, используемые в процессе изготовления продукции, выполнения работ, осуществления услуг. Этот огромный по масштабам объектов и их стоимости рынок состоит из двух взаимодействующих частей. Во-первых, на рынке средств производства обращаются орудия труда в виде производственных зданий и сооружений, конструкций, машин, оборудования, приборов, аппаратуры. Во-вторых, этот рынок представлен предметами труда в виде сырья, материалов, энергии, полуфабрикатов, из которых или с использованием которых посредством орудий труда выпускается промежуточный или конечный продукт производства. В рыночной экономике оба этих определяющих фактора производства становятся непосредственным объектом рыночных отношений. Особым образом стоит вопрос о рынке земли и природных ресурсов как средств производства.

Рынок инвестиций.

В рыночной экономике происходит изменение как источников финансирования инвестиционных объектов, так и способов материализации денежного капитала. Дополнительными источниками инвестирования здесь становятся банковские кредиты, частный капитал, средства одних предприятий, вкладываемые в развитие других. Это могут быть либо прямые ссуды, либо приобретение акций, либо вложения средств для участия в прибылях. Но во всех случаях здесь имеет место значительно большее расширение инвестиционных возможностей предприятия или организации.

Основной признак, главное качество рынка инвестиций определяется не только расширением объемов и источников финансирования капитальных вложений и зон их приложения. Рынок инвестиций гораздо более широкое понятие. Он часть общего экономического рынка. Благодаря ему значительно облегчается воплощение капитальных вложений в денежном выражении в материальные информационные, научно-технические объекты.

Рынок инвестиций по своему содержанию есть рынок капитала, вкладываемого в производство, а точнее, в дело. Как только возникает капитал, его владелец, носитель становится капиталистом.

В рыночной экономике на законных основаниях наравне с государственным функционирует банковский, коммерческий капитал, коллективный капитал, вкладываемый в любое дело по желанию владельцев, и семейный, личный, частный капитал, направляемый туда, где он сулит принести весомую прибыль.

Рынок денег, валюты, ценных бумаг.

Как было сказано выше, рынок инвестиционного капитала сам по себе представляет денежный рынок особой природы. Он связан с превращением денег в идеи, проекты, нововведения, строительство объектов, технические и социальные усовершенствования. Однако в рыночной экономике возникают денежные рынки в чистом виде, где, образно говоря, деньги продаются и покупаются же за деньги. Рынок денег в принципе может существовать даже при наличии в стране только единственной денежной единицы. В этом случае он распространяет свое действие на кредитование, предоставление денежных средств взаймы, т.е. на операции по возможному обмену "сегодняшних" денег на "завтрашние" деньги. Если же вводится параллельная валюта в виде, скажем, золотого рубля или возникают республиканские  валюты, то рыночные отношения обретают гораздо более широкие возможности в виде покупок и продаж одной валюты за другую.

Рынок валюты, под которой понимается уже не только национальная, но и иностранная валюта, означает еще большую возможность купли, продажи, обмена по определенному валютному курсу (мировому, государственному, плавающему, свободному) денег одной страны на деньги другой. Естественно, что активность валютного рынка и диапазон его действия во многом зависят от конвертируемости валюты.

Конечно, разделение рынка на валютный и денежный до некоторой степени условно. В общем случае валютный рынок одновременно является денежным, а денежный - валютным.

Однотипным с ними по природе, но все же самостоятельным стал рынок ценных бумаг. Последние представляют собой особый вид денежных или имущественных документов, которые либо обладают  определенной, выраженной в денежных единицах стоимостью, либо предоставляют владельцу имущественное право, которое в конечном счете может быть сведено к денежному выражению. К наиболее типичным видам ценных бумаг относятся акции, облигации, чеки, аккредитивы, векселя, сертификаты, бонны.

Рынок рабочей силы (труда) .

Самое яркое, хотя, возможно, и не самое заметное проявление рыночной экономики - это рынок рабочей силы. Его можно было бы назвать и рынком труда, но, согласно классикам, живой труд сам по себе еще не обладает стоимостью.

Ею обладает рабочая сила, т.е. способность работника к труду. Однако, если не вдаваться в политэкономические нюансы, термин "рынок труда" вполне приемлем.

Основой трудовых отношений в условиях рынка рабочей силы является свободный, добровольно заключаемый контракт между работником и его нанимателем на условиях взаимного соглашения и в соответствии с действующим законодательством о труде. Наниматель вправе после окончания контракта или при его нарушении работником принимать решение о продолжении или прекращении трудовых отношений. С социальных, морально-этических в этом есть нездоровое начало, но с экономических позиций это целесообразно. Эффективной экономике более импонирует наличие избыточной рабочей силы, побуждающей ценить труд, чем наличие избыточных рабочих мест, подавляющее заинтересованность в продуктивном труде в связи с легкой возможностью сменить рабочее место. Так что правомерно говорить и о рынке рабочих мест.

Рынок труда или рабочей силы находится в прямой связи с проблемой занятости. В условиях рыночных отношений уровень трудовой занятости прежде всего соотношением спроса и предложения рабочей силы. Известно, что рыночное равновесие достигается и поддерживается при некотором избытке предложения по отношению к спросу. Отсюда имеет место безработица уровень которых изменяется в широких пределах, примерно от двух до пятнадцати процентов от числа занятых, в зависимости от состояния экономики и характера государственного регулирования процессов занятости.

Таким образом, при переходе к свободному рынку рабочей силы вполне возможна и очень вероятна ситуация, когда почти поголовная  трудовая занятость и дефицит рабочей силы в большинстве отраслей и регионов сменятся повышением уровня трудовой незанятости, или, проще говоря, безработицей. В борьбе с нею необходимо создать действенную систему государственного регулирования занятости населения, исходя не только из экономических, нои из социальных соображений. Такая система уже начинает функционировать. Зримое место в ней призваны биржи труда (центры трудоустройства) .

Рынок инноваций.

К инновациям принято относить технические и социально-экономические новшества, изобретения, рационализаторские предложения, технологические нововведения, другие достижения научно-технического и социального прогресса. При рыночной экономике инновации можно без ограничений покупать и продавать. Они уже не представляют преимущественно обезличенную собственность. Ценность инноваций полнее отражается в их стоимости, цене, формирующейся в результате взаимодействия спроса и предложения.

Рынок инноваций способен побудить творческое начало к практическому действию, активизировать научно-технический потенциал, породить здоровый дух предприимчивости в продвижении прогрессивных новшеств, ускорить цикл "наука - техника - производство применение". Изобретатели, рационализаторы могут надеяться, что они будут избавлены от необходимости "внедрять", "проталкивать" свой продукт. Как только он станет объектом рыночных отношений, рыночный спрос, конъюнктура сами начнут либо  всасывать, либо отторгать инновационные предложения, формировать свои представления об их стоимости и цене.

Рынок духовного, интеллектуального продукта.

Кроме инновационного продукта есть множество других видов интеллектуальной продукции, результатов духовного творчества, способных попасть в зону рыночных отношений. В широком смысле слова следовало бы говорить о рынке информационного продукта как первичного итога мыслительной деятельности человека. Но под информацией  принято понимать только сведения, сообщения, данные. Духовный продукт гораздо более широк, он включает идеи, замыслы, творческую информацию, представленную не только в форме цифр и слов, но и в виде образов, звуков, изображений, моделей, образцов. Все это интеллектуальная собственность.

РОССИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОМУ ХОЗЯЙСТВУ

Существуют специфические проблемы в области перехода к рынку: очень трудно переходить к рынку в стране, которая раньше в полной мере не пробовала жить в нормальной рыночной экономике. Последние 70 лет страна жила по законам тоталитарной экономики. Частная инициатива искоренялась или существовала в тисках государственной идеологии. Предполагалось, что это даст возможность существованию огромной очень централизованной государственной машине. Любая другая форма экономической деятельности, кроме работы на государственном предприятии и, отчасти, в кооперативах, преследовалась. Казавшаяся с виду эффективной и справедливой, государственная экономика работала  не столь эффективно и не позволяла воздавать полностью за труд людей и их инициативу. Система распределения продукции не могла стимулировать увеличение ее производства. Нормой стала система распределения потребительских товаров по карточкам, талонам и др.

Естественно, что такая система ограничения потребительского спроса не давала в полной мере промышленности реагировать на потребительский спрос, и это делало промышленность инертной. Промышленность выпускала по большей части продукцию, которая не отвечала, в основном, ни по качеству, ни по количеству запросам потребителей.

Это происходило потому, что регулирующая роль цен не работала, а другого эффективного механизма регулирования и контроля не было. Неэффективность в использовании ресурсов, огромные государственные затраты на оборону, дотирование неприбыльных предприятий перенапрягали всю экономику. Понятно, что это проявлялось и в социальной жизни. Реальный уровень затрат был ниже, чем в странах Запада и некоторых странах Востока. Его увеличение могло привести лишь к росту денежной массы, т.к. импорт строго регулировался, а купить что-нибудь в магазинах было трудно из-за нехватки самой продукции. И в середине 1980-х гг. это привело к необходимости реформирования экономики путем внедрения рыночной экономики - с помощью хозрасчета, самоокупаемости на предприятиях и т.д. Для этого были проведены определенные политические изменения, но они не были эффективны - из-за огромной оппозиции со стороны консерваторов. Вследствие этого новый тип социализма с рыночным лицом провалился. Последовавший затем развал социалистического лагеря и самого СССР добавил проблем экономике России. Дело в том, что экономика России и республик бывшего СССР, а также стран социалистического лагеря были интегрированы в одну огромную систему. Поэтому ее развал увеличил во много раз количество экономических проблем. После провала "социализма с человеческим лицом" единственным выбором стала "смешанная экономика. Но при переходе к решению широкого комплекса общих проблем применительно к той или иной стране требуется тщательный учет самых разнообразных специфических условий их национальных хозяйств. К наиболее важным специфическим чертам России можно отнести следующие.

Во-первых, специфические стороны менталитете значительной части населения страны на фоне разнообразия национальных, этнокультурных традиций и особенностей в образе мышления, связанных с ее многонациональностью:      исторически сложившаяся иерархичность сознания большей части населения страны, являвшейся на протяжении многих веков империей, крестьянский менталитет значительной части ее активно занятого населения и соответствующие ему культурные традиции (правда, существенно искаженные в последние несколько десятилетий) ;      - особо укоренившаяся нерыночность и даже в определенном смысле антирыночность мышления;      - глубокий след в мышлении и хозяйственной практике страны оставила практика псевдопланирования. Она выражается в стремлении заформализовать все стороны социальной и даже личной жизни граждан, в безразличии к социальному расточительству, порожденному люмпенизацией населения (насильственным лишением его реальной собственности) , в значительной степени квазиинформативности информационных систем (особенно в случаях, когда речь идет о состоянии хозяйства) , отсутствии заинтересованности существенной части населения в получении правдивой информации, в неспособности или нежелании критического анализа и практического использования информации.

Во-вторых, огромные масштабы страны с широкой гаммой природно-географических и климатических условий, обусловливающие прежде всего огромную инерционность хозяйственного потенциала.

В-третьих, специфическая уникальная многонациональность, выражающаяся в том, что, по существу, страна представляет собой совокупность национальных этнокультурных регионов, скрепленных единой системой самых разнообразных связей - социальных, политических, экономических и др.

     Эти три главные черты дополняются другими, по сути, вытекающими из них производными - особенностями условий переходного периода, заставляющими с большой осторожностью и тщательным расчетом подходить к проблеме восстановления естественно-национальной хозяйственной модели в России.

Среди производных специфических черт можно выделить следующие:      - укорененность плановых структур и глубокая милитаризация хозяйства, носящая крайне экстенсивный характер, и связанная с этим гигантская диспропорциональность в наиболее важных аспектах: "потребление - накопление", "военная - гражданская сферы производства", "промежуточный - конечный продукт" и др. ;      - низкие технический и технологический уровни гражданского производства, связанные с неповоротливостью и закостенелостью хозяйственной системы, высокая степень обветшания основных фондов, их физический и моральный износ (последнее связано с ресурсорасточительством и экологической безопасностью) ;      - доведенное до крайней степени нищеты состояние социальной сферы, выражающееся в общей нищете большей части населения при значительных разрывах в доходах на душу населения по различным группам, а также и весьма опасном экологическом состоянии среды;      - политическая нестабильность, особенно характерная для последнего времени, отсутствие практических основ для достижения социального и национального согласия, угрожающая социальной стабильности эрозия вертикальной ответственности в политической, экономической и социальной сферах жизни.

Учитывая все эти психологические, социальные и экономические особенности России, нетрудно понять, что бросать ее в стихию рынка опасно - это может вызвать катастрофу как в политическом, так и в экономическом плане. Но и затягивание введения реформ чревато не меньшими опасностями.

Что же мешает России жить в рынке? Однозначно, рыночные механизмы не действуют потому, что существует монополия государства почти во всех отраслях. Конечно же, существуют и многие другие причины, например, неотработанность ценового механизма регулирования, отсутствие организованного рынка средств производства, сырья и пр. Это не может не оказывать влияние на эффективность производства и сбыта продукции. Но проблема монополизма  стоит на пути всех преобразований в российской экономике. Из этого следует, что ключевым моментом реформ и перехода к рыночной системе экономики является приватизация государственного имущества и фондов. Если это передать предпринимателям, конкурируя между собой в борьбе за  покупателей и расширяя сектор экономики, рассчитанный на производство товаров  потребления, будут направлять ресурсы в наиболее эффективные отрасли. В результате установится регулирующая роль цен, что будет способствовать повышению значения рынка для экономики.

Но для того, чтобы вся рыночная система функционировала, нужно сделать гораздо больше, чем просто отдать капитал в руки   людей. Нужно создать определенные условия со стороны государства для помощи этим людям: льготные кредиты, эффективное налогообложение и др. Нужно обуздать инфляцию и укрепить национальную валюту, отрегулировать банковское дело как основной источник кредитов в рыночной экономике. Следует выработать эффективную внешнеторговую политику, которая не сковывала бы деятельность отечественных предпринимателей и не сдерживала бы приток капитала из-за рубежа. А чтобы ресурсы распределялись эффективно, необходимо стимулировать развитие бирж - как фондовых, так и сырьевых, и биржи труда.

Перечисленные пункты должны были быть включены в программу перехода к рыночной системе. Однако политическая нестабильность  сильно повлияла на проведение экономических реформ, и их ход замедлился. Было очень рискованно вкладывать денежные средства в производство, так как была неясна их дальнейшая судьба. Но после известных событий сентября-октября 1993 г. экономические реформы и их политические предпосылки стали соответствовать духу времени и рыночным устремлениям российской экономики. Появляется большая надежда на победу рыночной экономики над тоталитарным хозяйствованием.

НЕМЕЦКИЙ ОПЫТ ПЕРЕХОДА ОТ ПЛАНОВОГО К РЫНОЧНОМУ ХОЗЯЙСТВУ

Экономическая теория начала свою историю давно, но ее веком можно назвать век ХХ-й: еще никогда до этого данная наука не была реализована так широко и всесторонне. Пользуясь знанием законов экономики, некоторым правительствам удается столь умело править своими странами, что порой их деятельность расценивается как чудо. Хорошим примеров тому может служить так называемое "немецкое чудо". Его творцом, архитектором был профессор Людвиг Эрхард, министр народного хозяйства ФРГ в послевоенные годы.

За десять лет западная часть западная часть Германии полностью оправилась от войны, не только восстановила разоренное хозяйство, но и по многим - почти по большинству - экономическим  показателям обогнала своих европейских соседей и органично заняла одно из лидирующих мест в списке самых состоятельных демократий мира. Чтобы представить, что представляла собой немецкая экономика накануне реформ, приведу отрывок из речи Л. Эрхарда 31 мая 1954 г.     в Антверпене:       "Это было врем, когда большинство людей не хотело верить, что опыт валютной и экономической реформы может удаться. Это было то время, когда мы в Германии занимались вычислениями, согласно которым на душу населения приходилось раз в пять лет по одной тарелке, раз в двенадцать лет - пара ботинок, раз в пятнадцать лет - по одному костюму. Мы вычисляли, что только каждый пятый младенец может быть завернут в собственных пеленки, и что лишь каждый третий немец мог надеяться на то, что он будет похоронен в собственном гробу. Последнее казалось действительно тем единственным, на что мы еще могли надеяться. Мысль о том, что на основании подсчетов сырья и при помощи других статистических данных можно определять судьбу народа на многие годы вперед, свидетельствовала лишь о бесконечной наивности и ослепленности тех, кто был рабом экономического планирования. Эти сторонники механистичности и дирижизма не имели ни малейшего представления о том прорыве динамической силы, который должен был проявиться у народа, как только он смог заново осознать свое собственное достоинство и высокую ценность свободы". Как видно из этого выступления, Эрхард был ярым противником планового ведения хозяйства и сторонником свободы личной инициативы, рыночной системы управления народным хозяйством.

Однако, если сопоставлять условия, сложившиеся в Германии того времени и сейчас в России, то можно заметить ряд особенностей. Несмотря на 12-летнее господство в Германии монополизма, люди не были столь психологически закрепощены, как россияне, а государство не было столь крупным собственником, как в России. Зато инфляция, захлестнувшая Германию, привела к ужасным последствиям. Вот что пишет по этому поводу Эрхард: "Несостоятельность попытки остановить в послевоенные годы инфляцию путем замораживания цен и направляемого хозяйства становилась все более очевидной. Инфляция была вызвана теми в высшей степени сомнительными методами, при помощи которых проводилось финансирование военной промышленности с 1933 до 1939 года, а также военными расходами, которые обошлись примерно в 560 миллиардов рейхсмарок. Мы переживали явление инфляции при замороженных ценах. Всякое административное управление хозяйственной жизнью становилось невозможным ввиду переизбытка денежных знаков. Товарообмен осуществлялся, минуя обычно нормальный путь регулярной оптовой и розничной торговли. Все увеличивающиеся запасы товаров задерживались заводами для хранения на складах, поскольку они не могли служить - путем обмена (компенсации) - дальнейшему поддержанию сокращенного в своем объеме производства. Мы вернулись к состоянию примитивного натурального обмена. Общий индекс производства (не считая строительства) достигал в первом полугодии 1948 г. лишь примерно 50 % производства 1936 г. Это дало повод проф. Репке заявить в начале 1948 г., что Германия уничтожена и приведена в хаотическое состояние в такой степени, что никто, не будучи очевидцем происходящего, не может себе этого представить".

Вследствие такого состояния экономики вмешательство правительства было крайне необходимым. Но такого радикализма, какой был проявлен в последующих действиях правительства, явно не ожидали. Что же было сделано? В ночь на 21 июня 1948 г. старые рейхсмарки были объявлены недействительными, и введены новые деньги - дойчмарки. Каждый житель страны получил на руки 40 новых марок (потом к ним было добавлено еще 20) . Пенсии, заработная  и квартирная плата  впредь подлежали выплате в новых марках, в отношении 1: 1. Что же касается наличности и частных сбережений, то половину  их можно было обменять в отношении 1: 10, а половина была заморожена и позже обменивалась по курсу 1: 20. Большая часть прошлых денежных обязательств предприятий пересчитывалась по курсу 1: 10, обязательства банков и учреждений бывшего Рейха были, в основном, аннулированы. Предприятия получили наличность для выплаты первой заработной платы, но в дальнейшем должны были существовать за счет продажи своей продукции. Был создан новый эмиссионный банк - Банк немецких земель - и разработаны правила, регулирующие его отношения с частными банками, например, размер обязательных денежных резервов.

Это было сделано, естественно, для того, чтобы придать деньгам их значение, столь необходимое в рыночной экономике. А отмена инструкции по регулированию цен дала возможность деньгам занять свое место в экономической системе как средству обмена. Некоторое время спустя двумя французами - Жаком Рюефф и Андре Пьетр - об этом единстве хозяйственной и валютной реформы было высказано следующее суждение: "С совершенной неожиданностью исчез черный рынок. Витрины были забиты товарами, дымились фабричные трубы, и улицы были заполнены грузовиками. Вместо мертвой тишины развалин повсюду раздавался шум стройки. Уже размер восстановления вызывал удивление, но еще большее удивление вызывала его неожиданность. Это восстановление началось во всех отраслях  хозяйственной жизни точно в день валютной реформы. Только очевидцы могут рассказать о том мгновенном действии, которое оказала валютная реформа на заполнение складов и богатство витрин. Со дня на день стали наполняться товарами магазины и возобновлять работу заводы. Еще накануне немцы бегали бесцельно по городу, чтобы разыскать дополнительно какие-нибудь жалкие продукты питания. А на следующий день мысли их уже концентрировались лишь на том, чтобы заняться производством этих продуктов питания. Накануне на лицах немцев была написана безнадежность, на следующий день целая нация смотрела с надеждой в будущее". Это будущее, можно сказать, началось сразу после того, как были "сняты оковы" с экономической деятельности людей. Устойчивый экономический рост начался, и, несмотря на принцип цикличности развития капиталистического хозяйства, продолжался и продолжается. В ходе создания и функционирования рынка в Германии его сторонникам пришлось все же и бороться с инфляцией, вызванной экономическим ростом, с безработицей, открытым противостоянием профсоюзов, торговым дефицитом. Перечисленные проблемы решались следующими методами: регулирование выдачи кредитов, льготное налогообложение доходов рабочих, чтобы стимулировать рост производительности, сокращение федеральных расходов и др. По сути все это сделало Германию такой, какой мы ее видим сейчас: богатейшей демократией мира, надежным партнером в бизнесе и политике.

Существует много примеров, которые демонстрируют преимущества рыночной системы. Конечно, есть и несколько сомнительные моменты, рассмотренные выше, но на практике при правильном регулировании данная система не дает сбоев. А это - очень важный аргумент в пользу рыночной системы. И, естественно, наблюдая успехи в развитии экономики многих стран Запада и Востока, хотелось бы пожелать того же и России.

 
« Пред.   След. »






Тематики

От партнеров

Аудиокниги

audioknigi.jpg АудиоКниги

Реклама

Свежие статьи

Это интересно

Яндекс.Метрика