Бесплатная библиотека - учебники, шпаргалки, кандидатский минимум

llflot.ru – это хранилище знаний для студентов и аспирантов. Здесь вы можете скачать учебники и шпаргалки, аналитические статьи и рефераты. Уникальные лекции и шпаргалки для аспирантов из личного архива ВечноГО сТУдента, кандидатский минимум. Для вас бесплатные учебники и шпаргалки без регистрации.


Храпоничева Е.В. Социально-культурная роль благотворительности

 

  Рассмотрение социально-культурной роли благотворительности достаточно актуально в наше время, когда происходит возрождение традиций благотворительности в России и активизация частных лиц в деле призрения нуждающихся. Основы благотворительности были разрушены, поэтому при создании современной системы общественного и частного призрения (что достаточно актуально в наши дни) следует обратиться к комплексному анализу благотворительности как явлению и рассмотреть личность благотворителя, жертвователя.

Ярким примером благотворителя и мецената старой России и Москвы является род Шереметевых, представители которого на протяжении нескольких столетий развивали традиции, воспринятые филантропами конца XIX - начала XX веков. Интерес представляет выявление места и роли Шереметевых в деле благотворения в зависимости от преобладающих общественных и культурных стилей. Благотворитель, жертвователь выступал как инициатор в деле милосердия, реализующий свою потребность в оказании реальной помощи нуждающимся. Для решения проблемы необходимо было сотрудничество благотворителя и государства, что позволяло бы создание единой системы помощи обездоленным, больным. Светская благотворительность конца XIX века ведет свое начало со времени крещения Руси и основывается на одной из главных заповедей христианства - "о помощи и любви к ближнему" Христианская культура ограничивала деятельность частных лиц и общества по отношению к нуждающимся, сиротам, больным милостыней и предоставлением временного приюта странникам. Обездоленные - это неизбежность, данность земной жизни и реальная возможность проявления лучших христианских качеств. Основные функции по призрению сирот и убогих и врачевание возлагались на монастыри, приходские храмы Здесь возникали приюты, богадельни, школы. Для нуждающихся монастырь служил не только местом убежища, но и духовным, образовательным центром. Монастырь являлся прообразом и соединил в себе многие типы богоугодных заведений конца XIX века

  В русском государстве основы благотворительности конца XVIII века формировались по примеру западных филантропических обществ, основываясь на православных традициях любви к ближнему. В период наибольшей заинтересованности государства в частном жертвователе и активности общества в совместной социальной программе по помощи нуждающимся слоям населения, милостыня богобоязненного русского человека приобретает иные, цивилизованные формы. Это выражается в щедрых пожертвованиях государству на дело призрения и в основании большого количества богоугодных заведений, училищ, школ. Данные учреждения светского типа были альтернативными по отношению к монастырским и приходским богадельням, приютам.

  Во второй половине XIX века идеи гуманизма и человеколюбия, родившиеся в общественном сознании под воздействием европейского просвещения, буквально захлестнули Россию. Благотворительность, помощь нуждающимся становится "хорошим тоном", делом престижа и базируется на идеях французской философии, мечтах о совершенстве общества, о благе для всего человечества. К строительству богоугодных заведений привлекались лучшие архитекторы, и по своему внешнему облику эти строения во многом походили на дворцы. У истоков филантропии XVIII века главными жертвователями выступали члены императорской семьи и европейски образованная аристократия. Князя Дмитрия Михайловича Голицына и графа Николая Петровича Шереметева можно считать одними из основателей частного больничного устройства в Москве. Возможно полагать, что основы устава, общие положения в устройстве Шереметевской больницы были восприняты частными жертвователями конца XDC века. Наиболее известными богоугодными учреждениями конца XVIII - начала XIX веков характерной архитектуры дворцового типа являются: Голицынская больница (арх. М.Ф. Казаков), 1-я градская больница (О. Бове), Шереметевский странноприимный дом и больница (Е.С. Назаров и Дж. Кваренги), Мариинская больница (А.А. Михайлов, И.Д. Жилярди), Набилковская богадельня (А. Григорьев), Вдовий дом (И.Д. Жилярди).

  К концу XIX века начинает постепенно складываться система в деле призрения больных, сирот, бедных слоев населения. К решению проблемы помощи нуждающимся привлечено государство, городские власти совместно с общественностью, а также монастыри и приходские церкви. Таким образом, русский человек старался не единовременно помочь обездоленным, а дать возможность лучшей жизни, облегчить страдания неимущих и больных. Данный период оставляет потомкам ряд замечательных имен людей, которые особо покровительствовали нищим и больным. Свою деятельность они запечатлели в каменной летописи архитектурных памятников, большая часть которых была создана на средства купцов. Промышленники и фабриканты играли во второй половине XIX века активную роль в торговой, экономической жизни страны. Выходцы из крепостных крестьян, составив капитал и получив образование, они гармонично соединили традиции европейской культуры с национальными началами русской жизни и русской культуры. В 60-е—80-е годы XIX века купцы-благотворители сыграли важную роль в жизни Москвы и России: и в деле организации помощи обездоленным, и в подъеме русской культуры, возрождении ее самобытности. Именно у Шереметевых, Голицыных, Щербатовых они переняли идеи европейской филантропии, органично связав их с русскими православными основами милосердия и помощи ближнему. К 80-м годам XIX века дворянство уже перестает играть активную и ведущую роль в деле благотворения, однако фамилия Шереметевых по-прежнему стоит в ряду наиболее почетных покровителей искусства и дела помощи бедным. Купечество было достаточно образованно и, в свою очередь, в отличие от филантропов XVIII века, по духу близко к простому народу. После некоторого периода становления купеческого сословия 80-е—90-е годы отмечены периодом его самовыражения в культуре и быту, что проявилось во многом в благотворительной деятельности и меценатстве. Своей деятельностью Прохоровы, Рябушинские, Мамонтовы, Морозовы, Солодовниковы, Кокоревы, Щепкины и многие другие сделали возможным распространение культуры европейского типа за рамки дворянского сословия. Их целью было обеспечение доступа к мировому культурному наследию простым людям, что повышало культурный уровень социума в целом. Помимо духовной пищи людям необходимы и хорошие условия существования, которые позволяют максимально приобщиться и понять высшие ценности и культурные достижения человечества. Используя комплексный подход в деле помощи и призрения, купеческая благотворительность во многом определила свою социально-культурную роль в жизни общества. Таким образом, наряду с покровительством людям искусства, на средства и по инициативе купцов в Москве и других русских городах открывается большое количество приютов, богаделен, школ, ремесленных училищ. Создается огромное количество благотворительных обществ как самостоятельных, так и при больницах, целью которых была послебольничная помощь пациентам и членам их семей.

  Социально-культурная роль благотворительности конца XIX - начала XX веков направлена на устранение первопричины существования нищих и скитальцев путем подъема жизненного и культурного уровней бедных слоев населения. Разнообразные типы богоугодных заведений обеспечивали не только приют, но давали возможность получить образование и в дальнейшем работу. Были созданы специализированные образовательные комплексы для слепых и глухонемых детей, а также был открыт ряд публичных галерей, народных театров, библиотек для всех желающих.

Благотворительная деятельность рубежа веков замечательна и отлична от предыдущих периодов цельностью и направленностью как на повседневные нужды, так и на более высокие, непреходящие ценности.

   По-прежнему дело милосердия неразрывно связано с христианской традицией. Происходит процесс параллельного, органичного развития двух культур: религиозной и светской. Это период цельного и полного развития как культового, так и светского искусств. Светская культура конца ХГХ века представляет собой синтез европейской цивилизованности и русской самобытности. Гармоничное и взаимодополняющее развитие религиозного и мирского во многом проявляется в благотворительной деятельности. Каждый частный и государственный приют, богадельня, больница имели домовый храм, либо церковь на территории заведения.

    Эти два сооружения культового и светского характера составляли единый ансамбль, выполненный в стиле русского зодчества. Строения архитектурно дополняли друг друга, символизируя единое служение делу милосердия. Большая часть богоугодных заведений, возведенных в 90-е годы XIX столетия - первое десятилетие XX века, выполнена из традиционного материала - красного кирпича, с различными вариантами кладки. Такая манера строительства придает неповторимое изящество и близость к храмовому зодчеству в декоративном убранстве строений. В свою очередь, единый стиль строений благотворительного характера формирует своеобразный целостный облик Москвы и других русских городов. "Эти здания из красного кирпича были символом надежды на грядущее процветание России..." 1.

   Как правило, краснокирпичные здания располагались недалеко друг от друга, создавая тем самым комплексы благотворительности, включающие богоугодные заведения различного типа. Каждый из комплексов имел определенную направленность, которая выявлялась по преобладающему типу учреждения. Подобные комплексы, по преимуществу медицинского характера, представлены в районе Девичьего поля и Калужской улицы. Здесь строения рубежа XVIII и ХГХ веков выполнены в классическом стиле - столь популярном в эпоху казаковской Москвы. Спустя столетие подобно дворянским благотворительным комплексам формировались ансамбли богоугодных заведений в районе Таганки; Улиц Пречистенки и Остоженки; Якиманки и Ордынки; Госпитальной площади и Сокольников. Последние интересны тем, что включали практически все типы богоугодных заведений. Замечательно, что в наше время такие здания формируют неповторимый облик этого района. Необходимо отметить, что большинство строений, используемых в досоветский период как богоугодные заведения, признаны современной культурой как архитектурные памятники и состоят под охраной государства. Действительно, каждое здание Можно рассматривать с точки зрения его ценности и вклада в развитие градостроительной культуры рубежа веков, в чем также проявляется социально-культурная роль благотворительности.

  Получив разрешение Городской Думы на строительство помещения для нового богоугодного заведения, жертвователь специально выбирал место будущего приюта, больницы и т.п. и поручал разработку эскиза лучшим и знаменитым архитекторам Москвы. Благотворительные учреждения сооружались по эскизам А.П. Обера; Р.А. Гедике; Б.В. Фрейденберга; Мейснера; С.И. Соловьева; Н.В. Шевякова; А.Н. Мейнгардта; А.Г. Григорьева; А.С. Каминского и многих других. Известно, что у наиболее состоятельных купцов были "свои" архитекторы - приверженцы русского стиля. Так, например, для Третьяковых выполнял заказы архитектор

Московского купеческого общества А.С. Каминский; для Алексеевых - Д.Н. Чичагов; для Пороховщикова - А.Л. Гун и П.И. Кудрявцев; для Мамонтова - В.А. Гартман.

    Заведение, основанное частным лицом, имело определенную символичную роль. В большинстве случаев устройство богадельни, убежища, приюта, становилось итогом жизненного пути благотворителя, венцом его земного творения. Некоторые из домовых храмов и церквей богоугодных заведений становились усыпальницами жертвователей и членов их семей. Так, храм детской больницы св. Владимира - усыпальница её основателя, железнодорожного промышленника Фон-Дервиза; фамильный склеп был устроен в больнице братьев Бахрушиных и Доме призрения братьев Боевых; в церкви Митрофания Воронежского, при приюте Великой княгини Елизаветы Федоровны и принца Ольденбургского в Петровском парке, был погребен храмоздатель, известный московский благотворитель М.С. Грачев. Достаточно часто приделы в храмах были посвящены патрональным Святым благотворителей или их родственников. Благотворительные комплексы - символ жертвы, именной милостыни нескольким десяткам убогих, больных и детей, чьи молитвы благословят семью и род покровителя.

Помимо вышеописанных комплексов активная социально-культурная направленность благотворительности конца XIX - начала XX века проявляется в формировании феномена фабричных районов, которые создавались в Москве и ряде других русских городов. Характерные примеры таких комплексов можно видеть не только в Москве, но и в Костроме - типичном купеческом городе, где заботами костромских купцов строились и содержались богадельни, детские приюты, общества попечения о слепых, учениках гимназий и т.д.

     Несмотря на простоту заводских строений, они также формировали силуэт города. Фактически трубы и необходимые для некоторых технологических процессов башнеобразные возвышения фабричных корпусов выполняли ту же роль, что и колокольни церквей в центре города; они служили ориентирами, разбивали однообразие низкой застройки. Социально-культурный феномен данных районов заключается в попытке создания промышленниками-благотворителями социальной системы помощи рабочим завода или фабрики и в культурной организации их досуга. Наиболее известны устроением этой системы: фабричный благотворительный комплекс Прохорова Василия Ивановича - Трехгорная мануфактура в Москве и Кашинская Костромская фабрика (одними из совладельцев которой были братья П.М. и С.М. Третьяковы, по их инициативе было создано большое количество благотворительных учреждений на территории фабрики). На территории комплекса для рабочих и членов их семей существовала бесплатная больница и аптека; дети посещали ясли и училище, могли поступать в среднее учебное заведение, что давало возможность последующего высшего образования; немощные и нетрудоспособные находили приют в богадельне, было организовано для рабочих льготное питание. Создавая удовлетворительные условия существования рабочих, фабриканты устраивали и их досуг. В Костроме существовала Пушкинская библиотека для рабочих, чайная, зрительный зал, где выступали профессиональные и любительские труппы, а при Прохоровской мануфактуре был создан первый фабричный театр России. Фабрично-заводской район конца XIX - начала XX века - это "город в городе", замкнутый социально-культурный благотворительный центр, где проходила вся жизнь рабочих конца прошлого столетия. Благодаря благотворительной деятельности и развитию меценатства купцами простым людям стал доступен весь спектр организованного досуга. Богатые коллекции западноевропейских и русских художников были представлены в залах публичных галерей С.И. Щукина и И.А. Морозова. Сергей Дмитриевич Шереметев в 1899 году в главном усадебном доме в Остафьево открывает общедоступный музей с богатой коллекцией памятников старины и искусства. Спустя четыре года Остафьево становится первым в России историко-культурным заповедником, открытым для всех желающих. В 1885 году С.И. Мамонтов открывает первую русскую частную оперу, на сцене которой начинали свою творческую деятельность многие знаменитые вокалисты. Открываются публичные библиотеки, также в домах призрения и тюрьмах желающие могут ознакомиться с литературным наследием русских и европейских авторов. По инициативе меценатов и благотворителей организовываются публичные образовательные лекции.

   Столь обширная благотворительная деятельность помогает женщинам постепенно занять место в активной жизни общества. Филантропия для них была одной из возможностей самовыражения. "Так как сфера деятельности женщин гораздо уже мужской, вся эта накопившаяся энергия была обращена на дело общественной благотворительности" (Вестник благотворительности №1 X, с. 48). Создаются самостоятельные дамские благотворительные общества и попечительства, женщинами организуются для девушек из простых семей курсы рукоделия. Подвижницей русской благотворительности была княгиня Александра Николаевна Стрекалова. Известны своим покровительством бедным жены генерал-губернаторов Москвы: Татьяна Васильевна Голицына - основательница благотворительного общества 1837 года; Софья Степановна Щербатова, учредившая в 1844 году Дамское попечительство о бедных; Елизавета Ивановна Тучкова, основавшая Дамский комитет Попечительского общества о тюрьмах. В 1893 году, Е.П. Шереметева, жена Сергея Дмитриевича, открыла общедоступный музей в Михайловском. Здесь был разбит ботанический сад. Музей и сад представляли собой уникальное явление и играли большую роль в развитии отечественной науки. Логичным завершением достаточно активной женской роли в жизни общества явилось открытие Высших женских курсов и формирование серьезной, фундаментальной системы женского образования. Распространение обществ сестер милосердия положило начало к возрождению раннехристианской традиции - служения диаконисе, одной из функций которых был уход за больными и немощными.

     Таким образом, явление благотворительности рубежа веков по своей сути феноменально и не имело примеров в ранние периоды становления и развития государственного и общественного призрения. Эту феноменальность во многом определил комплексный социально-культурный подход благотворителей-меценатов в деле помощи нуждающимся и сиротам. Благотворительность конца XIX - начала XX веков представлена неким центром сословного единения и активизации жизни общества, подъема национального самосознания и возбуждения любви к творческому наследию русской и европейской культур. В данном случае деятельность купечества в сфере милосердия и покровительства развитию русской культуры возможно оценить как импульс, способствующий запуску всего социально-культурного механизма той эпохи. Идеи народничества, "хождения в народ" образованных славянофилов и интеллигенции были воплощены в щедрой милостыне и приобщении простого народа к достоянию русской культуры благотворителями и меценатами конца XIX - начала XX веков.

    Обращение к данной системе государственного и частного призрения во многом поможет в создании современной концепции помощи бедным, больным, сиротам. Единая социально-культурная направленность в развитии благотворительности во многом позволит решить проблему нищенства и призрения сирот, больных и нуждающихся. Комплексный подход может способствовать подъему жизненного и культурного уровней всего социума.

1. См : Иванова Л И. Царство красного кирпича // Памятники Отечества. 1991 № 1.


Источник: Вопросы культурологии: Сборник аспирантских работ. - М.: ГАСК, 1999.-84с.
 
« Пред.   След. »






Тематики

От партнеров

Аудиокниги

audioknigi.jpg АудиоКниги

Реклама

Свежие статьи

Это интересно

Яндекс.Метрика