Современное гуманитарное знание подходит к решению проблемы коммуникации как к одной из возможностей для приоткрытая завесы над тайной зарождения человеческого общества и культуры. Понимание коммуникации как важнейшей функции культуры, как основного средства социализации личности во многом определяет значимость и перспективность современных научных разработок в данной области. В частности, одним из сравнительно недавних вкладов в раскрытие этой проблемы явилось введение в научный обиход термина "палеохореография" и рассмотрение танца как протокоммуникации.
Стоит заметить, что на современном этапе развития культуры искусство, в том числе танец, не является тем каналом, по которому происходит обмен обиходной информацией между людьми. Представляя собой невербальную систему, язык искусства играет опосредующую функцию, а основной моделью прохождения коммуникативного акта выступает речевой, словесный пласт. Однако на заре человечества значение языка танца было иным. В процессе реконструкции архаических культур возникла гипотеза о древнем языке жестов, названном Н.Я. Марром "кинетической" речью. Согласно этой гипотезе, древнейшим языком является язык жестов-знаков-указателей и язык изобразительных знаков-символов. В архаических культурах звуку предшествуют чисто мимические или пантомимические движения, в которых выражаются определенные эмоциональные состояния. А. Мэррей отводил первобытному танцу роль выразителя эмоций, заменителя еще не родившегося языка. К подобной оценке танца приводят и многие новейшие исследования в области первобытной культуры.
В начале 1994 года в Институте археологии и этнографии СО РАН в Новосибирском академгородке на заседании секции семантики впервые прозвучал термин "палеохореография". Это означало рождение нового, междисциплинарного направления: совместное исследование далекого прошлого человечества археологами, историками, философами и хореографами. 40-30 тысяч лет -огромная временная пропасть, в которой беспощадное время уничтожило практически все, что имеет отношение к первым шагам человека. Однако все исследователи искусства палеолита отмечали, что человек изображается здесь чаще всего танцующим. Закономерно возникает вопрос: с чем это связано? Возможно, что решение этой проблемы поможет воссоздать целостную картину становления человеческой культуры.
Жестовой коммуникации соответствует доречевой интеллект: как известно, архаическое мышление отличалось высокой степенью эмоциональности и наглядно-образным характером. Переход от архаического мышления к абстрактно-логическому в значительной степени связан с процессом становления Homo Sapiens и культуры, однако причины перехода и сам процесс во многом так и остаются для науки тайной. Между тем недостаточно внимания уделяется в этом важнейшем процессе роли первобытного искусства, в то время как "формирующиеся эстетические отношения - это уже новый уровень отражения общественной практики, соответствующий человеческому пути развития" 1.
Эмоциональность и высокая образность архаического мышления предопределили появление символов. Обращение к ним можно считать попыткой перейти от мира восприятий к системе умозаключений. Однако появление и функционирование символов требует определенной мотивации, и важнейшей среди них является потребность в общении - в межличностной коммуникации. Данная потребность — необходимое условие, с одной стороны, стабильного существования социальной общности, с другой- существования способного к сознанию и самосознаншо индивида. Однако повышенная эмоциональность восприятия при недостаточном "лексическом запасе" первобытного человека вызывала проблемы в общении. Кроме того, отсутствие подвижной челюсти также создавало явные неудобства. Объем информации тем временем постоянно увеличивался, и для его передачи требовались специфические формы существования и "движения" символов. Что же могло послужить тогда такой формой? Первобытный человек имел достаточно совершенный инструмент невербального общения - свое тело и при помощи знаков мог общаться с другими. Однако люди нуждались в трансляции не только знаков, но и символов, а символ всегда сложнее знака, поскольку он несет смысловую нагрузку сверх конечного количества составляющих его величин. Форма для существования и "движения" символов нашлась -это был танец, который может быть рассмотрен в качестве системы символов. На раннем этапе развития человечества именно разнообразные телодвижения, танец, составляли, по-видимому, основу, с одной стороны, индивидуального самовыражения, а с другой - фундамент сигнальной протокоммуникации, протообщения между людьми. Отсюда становится понятным то огромное значение, которое у многих современных народов, находящихся в условиях первобытного состояния, имеет феномен танца. Как писал американский ученый А. Ломакс, "танец как таковой представляет собой эскиз или модель жизненно необходимой коммуникативной связи, сфокусировавшей в себе наиболее распространенные моторно-двигательные образы, которые наиболее часто и успешно использовались в жизни большинством людей данной культурной общности" 2.
Конечно, танец, выступающий на раннем этапе твоего развития как протокоммуникация, не есть танец в современном его виде. В последующее время хореографическое искусство пошло по двум путям развития: танец как стихийное, импровизационное начало, которому не нужно обучаться (так называемый игровой танец) и танец как профессиональное занятие (балет, профессиональное исполнение народных танцев и др.). Поскольку танец - явление неоднородное, то не все современные его пласты продолжают эту "протокоммуникативную" линию. Так как протокоммуникация возникла в то время, когда сознание еще не думало, а воспринимало, мысль не "думалась", а обнаруживалась в своей явленности, была не чем-то искомым, а неким откровением, то главным условием танца как протокоммуникации является движение, еще не проверенное рассудком и сознанием, поскольку именно само движение выполняло роль сознания и самосознания. В постановках же профессиональных танцоров это встречается крайне редко, так как по самой своей природе профессиональное танцевальное образование и исполнение требует четкого осознания исполнителем технически сложных движений, которыми отличается профессиональное хореографическое искусство (в противном случае возможны травмы). Однако бывают и исключения, когда постановщик специально требует именно подобного стихийного исполнения танца. Это встречается, например, в "Весне священной" М. Бежара, в постановках советского балетмейстера Касьяна Голейзовского ("Нарцисс"). Более всего, однако, черты архаической протокоммуникации характерны для так называемых массовых, непрофессиональных танцев, в частности, можно говорить о "первобытности" молодежной культуры танца.
Сохраняющуюся потребность в групповой консолидации молодые люди удовлетворяют, помимо прочего, в форме различного рода дискотек. Здесь спонтанное творчество танцующих характеризуется передачей посредством телодвижений определенных кодов, доверительностью общения незнакомцев и свободой выражения собственного "Я" в неформальной обстановке /танца. И несмотря на то что форма организации танцевальных собраний претерпела значительные изменения (живой состав музыкантов сменился звуковоспроизводящими устройствами, во многом изменились ритуал и нормы танцевального поведения и т.д.), потребность в невербальном общении посредством телодвижений осталась по-прежнему первобытной и первородной.
Танец смог объединить две стороны развития человека: психически-телесную и интеллектуальную, сыграв тем самым важную роль на начальном этапе человеческой культуры. И поныне психологическая раскованность игрового танца позволяет человеку выразить свое сознательное Я, сообщить другому о себе и получить "ответ". Движения человеческого тела, искусство танца - этот огромный пласт кинетической, сигнальной протокоммуникации соединяют, таким образом, архаическое прошлое человека с его современным состоянием, давая тем самым возможность заглянуть в истоки культуры.
Литература
1. Голейзовский КЛ. Касьян Голейзовский. Жизнь и творчество. Статьи, воспоминания, документы / Вступ. ст. Н. Черновой. - М, 1984.
2. Ежов B.C. Эстетическая значимость формообразования в генезисе культуры // Палеохореография: Тез. междунар. науч. конф. / Под ред. В.А. Колеватова. -Новосибирск, 1995.
3. Лукиан. О пляске // Лукиан. Собр. соч. В 2 т. Т. 2.-М., Л., 1935. С. 49-80.
4. Ромм В.К. К методике палеохореографического анализа. Новосибирск, 1994.
5. Скотт Ю.Г. О хореографической культуре народов Тропической Африки; Автореф. дис. ... канд. искусствовед. - М., 1979.
6. Юнг К.Г. Архетип и символ // Сост. и втсуп. Ст. А.М. Руткевича. - М., 1991.
7. Lomax A. Folk Song Style and Culture. - Washington, 1968.
1 Ежов В С Эстетическая значимость формообразования в генезисе культуры // Палеохореографиг Тез. междунар науч конф. / Под ред. В А. Колевагова. Новосибирск, 1995. С. 31.
2 Lomax A. Folk Song Style and Culture. Washington, 1968. P 223.
Источник: Вопросы культурологии: Сборник аспирантских работ. - М.: ГАСК, 1999.-84с.
|