Искусство обычно рассматривают как форму общественного сознания, представляющую духовно-практическое освоение мира в художественных образах. Именно этим искусство отличается от науки, которая отображает мир в понятиях, законах и теориях. Если целью науки служит объективно истинное отображение исследуемой реальности, то искусство, осваивающее мир в художественных, чувственно образных формах и символических структурах, не может не выражать личного отношения художника к изображаемому объекту. Поэтому искусство всегда предполагает наличие субъективной оценки изображаемого. Даже портрет, который рисует художник, казалось бы, должен ограничиться только точным воспроизведением черт изображенного лица, но на самом деле в нем также можно обнаружить субъективное отношение и оценку художника. В противном случае портрет был бы простой фотографией.
Совсем иначе обстоит дело в науке. Из законов и теорий, открытых и созданных учеными, мы не можем ничего заключить об их отношении к изучаемому миру: они абстрагируются от всего, что непосредственно не касается исследуемых явлений. Поэтому научное познание, как стремящееся к предельно объективному знание реального мира, обычно противопоставляют художественному познанию, предполагающему субъективную оценку реальности. Но это различие не исключает взаимосвязи и взаимодействия искусства с наукой, как и с другими формами общественного сознания (философией, моралью, идеологией, религией). Такая связь коренится в самом характере человеческой деятельности, которая носит целесообразный характер, ориентированный на познание, освоение и оценку окружающего мира. Общей целью всех форм и видов человеческой деятельности является отображение и освоение реального мира, но каждая из них выделяет свой аспект рассмотрения и способы его исследования. Однако в процессе своего дальнейшего развития все они непрерывно взаимодействуют друг с другом.
Это взаимодействие науки и искусства осуществляется в рамках эстетики как общей теории художественного процесса. Взаимосвязь науки с искусством стала осуществляться еще в Древней Греции, где античные математики внесли много ценного в изучение гармонии и перспективы. Впервые пифагорейцы установили численную взаимосвязь между гармоническими сочетаниями звуков в музыке, другие античные геометры изучили наиболее изящные и экономные формы в архитектуре и строительстве. В эпоху Возрождения под влиянием быстро растущего пластического искусства значительный вклад был сделан в теорию перспективы. В связи с этим Леонардо да Винчи высказал даже мысль, что живопись ближе науке, чем поэзия, поскольку пользуется системой линейной перспективы. С дальнейшим развитием науки, появлением новых научных дисциплин связь и взаимодействие науки и искусства усиливается.
В процессе этого взаимодействия искусство начинает обращаться прежде всего к тем отраслям науки, которые ставят своей целью исследование закономерностей объективного и субъективного мира. По прежнему сохраняются и даже расширяются тесные связи искусства с математикой, особенно в прикладной области: появляется специальная математическая эстетика. В наши дни эстетические отношения и закономерности искусства изучаются также в теории информации и семиотике, что способствовало появлению информационной и семиотической теорий эстетики. В информационной эстетике искусство анализируется как определенная информационная система, а в семиотике как специфическая знаковая система, основанная на художественных символических образах. Однако в этих междисциплинарных теориях наука используется в первую очередь для анализа искусства в точных, но абстрактных понятиях и методах.
Значительно больший практический интерес представляют те отрасли научного познания, которые анализируют процессы художественного творчества и восприятия. К ним относятся прежде всего психология и социология искусства. В психологии искусства изучаются свойства и состояния личности, связанные с созданием и восприятием произведений искусства. В ее рамках исследуются такие пограничные с искусством проблемы, как деятельность сознания, воли, эмоций и интуиции в процессе создания и восприятия художественных произведений. Наибольшим влиянием пользуются здесь работы представителей психоаналитической школы, в которых рассматривается влияние бессознательного на сознание и творческую деятельность художника. Если 3. Фрейд рекомендовал подчинить подсознательное и управлять им в интересах сознания субъекта, то К. Юнг, напротив, признавал роль подсознания и использования невротических состояний в творческом акте художника. Сознательное, по его мнению, должно быть дополнено подсознанием для активизации творческого процесса. Эти идеи Юнга нашли применение в последующих психологических эстетических теориях, а также при анализе творчества таких неординарных деятелей искусства, как М. Пруст, Джойс, С. Дали и др. Значительное количество работ посвящено психологии восприятия произведений искусства.
Социология искусства исследует разные формы взаимодействия искусства с обществом и его функционирования в различных социальных условиях. В рамках теоретического направления анализируют социальную детерминацию искусства, взаимоотношение искусства и власти, а также основные тенденции развития художественного творчества. В прикладной области рассматриваются проблемы восприятия искусства различными социальными группами, меры по их приобщению к искусству, популяризация его достижений и т.д. Взаимодействие искусства с обществом происходит главным образом через социальные его институты, которые осуществляют руководство художественной культурой, занимаются ее пропагандой, распространением произведений искусства и т.д. В процессе такого взаимодействия выявляются формы искусства, адаптированные и неадаптированные к потребностям общества, которые во многом зависят от типов общества, конкретных условий его жизни, господствующих в нем социальных и художественных норм и т.п.
Наряду с такого рода социально-гуманитарными науками, как психология и социология, в рамках самого искусства появляется ряд специальных дисциплин, изучающих отдельные виды искусства: музыковедение, литературоведение, театроведение, киноведение и т.д. Они отличаются от общего искусствознания тем, что изучают особые закономерности, присущие отдельным видам искусства.
|